student from 01.01.2024 to 01.01.2025
UDC 330.3
The article presents the scientific experience of the theoretical substantiation of the importance of the national economy for the successful development of the country's economic activity. As a result of the research, the author of the article identifies the most promising strategic goals for the development of the national economy for the sustainable growth of the nation's well-being. Conclusions are drawn about the need to systematize and specify the goals of the development of the national economy of Russia in the modern period, the solution of which will lead to an improvement in the quality of public administration of the socio-economic system of the state.
National economy, strategic goals, national economy, reproductive structures, financial capital.
Национальная экономика, как многоаспектная система страны, представляет собой сложный механизм, где все её элементы тесно связаны и взаимно влияют друг на друга. Эта система является зеркалом, отражающим уникальные характеристики государства, формируемые его географическим расположением, степенью включённости в глобальное разделение труда, культурными, историческими традициями и национальным менталитетом.
Современная актуальность изучения национальной экономики определяется прямым влиянием её состояния на уровень жизни граждан и общую стабильность нации. Экономические показатели служат основой для определения качества жизни населения, позиции страны на международной арене и степени её доверия со стороны мирового сообщества.
Основная цель данной работы заключается в теоретическом обосновании ключевой роли национальной экономики в успешном развитии страны и выработке долгосрочных стратегий, направленных на устойчивый рост благосостояния граждан.
Задачи исследования:
1) Провести анализ понятия национальной экономики как целостной системы, охватывающей все аспекты экономической жизни страны.
2) Оценить текущее состояние российской национальной экономики, выявив её сильные и слабые стороны.
3) Разработать стратегические цели развития национальной экономики России, учитывая доступные ресурсы и инструменты государственного регулирования.
Национальная экономика выступает как самостоятельный многоуровневый комплекс, включающий хозяйственные, организационные, социальные и научно-технические компоненты. В её структуре отрасли, виды и формы труда тесно переплетены, а также присутствуют воспроизводственная, социальная, отраслевая, территориальная структура и развитая инфраструктура. В рамках национальной экономики выделяют три основных, взаимосвязанных блока воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, бизнес-сектор (предприятия и предпринимательство) и государственный сектор.
Домашние хозяйства играют ключевую роль, выступая как значимый потребитель национального дохода, накопитель финансовых ресурсов и основной источник рабочей силы. Три основных участника (домашние хозяйства, предприятия и государство) взаимодействуют через два рынка — товаров и услуг, а также рынка труда и капитала.
В текущем состоянии Российская Федерация сталкивается со сложным экономическим феноменом: её национальная экономика олицетворяет собой амбивалентное пространство, где рыночная модель стремится к полному расцвету, но остатки планово-командной системы продолжают оказывать значительное влияние и пока не устранены. На данном этапе развития экономики РФ выделяются ключевые вызовы [2]:
1) Критическое снижение мировых цен на энергетические ресурсы обусловило глубокое сокращение бюджетных поступлений, учитывая высокую степень привязанности российской экономической структуры к экспорту нефтегазовых продуктов.
2) Введение международных санкций против России спровоцировало резкое обесценивание национальной валюты и значительное снижение доходов граждан в 2022-2023 годах. Была предпринята срочная переориентация внешнеторговых связей.
3) В результате валютных колебаний наблюдался стремительный рост цен. Согласно данным Росстата за 2023 год, среднегодовая потребительская инфляция составила 7,42%.
4) Капитализация российских компаний достигла уровня 2005 года, что свидетельствует о глубоком снижении их рыночной стоимости.
5) Уменьшение потребительского спроса стало прямым следствием сокращения доходов населения.
6) Уровень жизни граждан существенно снизился, что привело к повышению социальной напряженности в стране.
7) Социальная поддержка малоимущих граждан оказалась на низком уровне. Впервые в новейшей истории России расходы на оборону и силовиков превысили социальные расходы, составляя почти 40% общего бюджета в 2024 году.
8) Критическое состояние рынка труда, работающего на пределе своих возможностей. Миграционный прирост сократился до 88 600 человек за январь-сентябрь 2023 года, что не позволяет восполнить дефицит рабочей силы без привлечения мигрантов. Особую сложность представляет демографическая ситуация: работоспособное население среднего возраста малочисленно.
9) Ограниченные человеческие ресурсы сдерживают возможности увеличения производства в экономике, что не позволяет удовлетворить растущий спрос.
10) В экспорте доминируют сырьевые ресурсы, в то время как национальное производство не получает должного развития.
Чтобы справиться с указанными проблемами, необходимо установить четкие стратегические цели развития и направить усилия на их достижение. В России и других странах существует множество целей, направленных на развитие национальной экономики [3]:
1) Экономический рост подразумевает стабильное увеличение объёма производства товаров и услуг в стране без резких колебаний, спадов и кризисов.
2) Обеспечение эффективной занятости.
3) Достижение производственной эффективности (максимальное использование имеющихся ресурсов для получения наибольших выгод).
4) Поддержание стабильного уровня цен (предотвращение роста инфляции).
5) Справедливое распределение доходов (решение проблемы допустимого уровня неравенства в распределении доходов).
6) Поддержание платежного баланса (создание сбалансированных отношений с международной экономикой и обеспечение стабильной конвертируемости национальной валюты).
7) Обеспечение жизнеспособности страны (стабильное и бесперебойное снабжение граждан необходимыми товарами (питанием, жильем, электроэнергией и т.д.) и услугами, способствующими воспроизводству населения (здравоохранение, образование)).
8) Увеличение конкурентоспособности национальной экономики (укрепление экономического и научно-технического потенциала страны, создание благоприятных условий для отечественных производителей и их разумная защита от внешней конкуренции).
9) Обеспечение экономической безопасности (предотвращение неприемлемого уровня уязвимости к различным внешним негативным факторам).
10) Преемственность развития общества (связь между нынешним и будущими поколениями, то есть речь идет о наследии, которое мы оставляем).
7 мая 2024 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], в котором были сформулированы национальные цели развития, достижение которых должно стать приоритетом для российского государственного управления.
Рассмотрим три направления: устойчивая и динамическая экономика, технологическое лидерство, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы [4]. Ключевым элементом, способствующим формированию устойчивой и динамичной экономики, является увеличение инвестиций, особенно в основной капитал. К 2030 году объем инвестиций в основной капитал должен вырасти как минимум на 60% по сравнению с 2020 годом. Для достижения этой цели необходимо улучшить инвестиционный климат и повысить привлекательность вложений в реальный сектор экономики. Ранее основное внимание уделялось привлечению иностранных инвесторов, однако в настоящее время экономическое развитие в значительной степени зависит от внутренних ресурсов страны.
Антироссийские санкции стали важным фактором, который стал мощным стимулом для поиска способов реализации имеющегося в России потенциала, перехода на новый, более высокий уровень технологического развития и улучшения уровня и качества жизни всего населения страны. В результате введенных санкций российская экономика потеряла возможность доступа к импортным высокотехнологичным товарам, продуктам и разработкам, столкнувшись с проблемами их трансфера из-за границы, при этом сохраняя зависимость от них в ключевых стратегических областях. Восстановление отечественного обрабатывающего сектора, станкостроения и критически важных индустрий представляет собой важнейшую задачу, наряду с оптимальным использованием значительных национальных ресурсов России для всех граждан. Это требует комплексных подходов, учитывающих различные уровни технологического прогресса смежных отраслей, а также разработки мер по импортозамещению. Проблема технологической автономии в нынешних условиях также влияет на уровень национальной безопасности государства.
Сегодня значительное внимание уделяется степени цифровизации, способной повысить качество управления, а также результативность и эффективность работы государственных структур. Россия демонстрирует отставание от средних показателей ЕС по вопросам электронного взаимодействия в сфере предоставления государственных услуг. Ключевым направлением в процессе цифровой трансформации является обеспечение безопасности граждан при использовании цифровых платформ и инструментов, а также улучшение уровня подготовки специалистов, работающих в сфере государственных услуг. Для достижения этих целей необходимо учитывать существующие внутренние и внешние ограничения в условиях неопределенности. Решение поставленных задач потребует активизации внутренних экономических, финансовых, организационных и людских ресурсов, а также усовершенствования механизмов государственного управления социально- экономической системой на всех уровнях. Важно наладить координацию между органами власти различного уровня для достижения национальных стратегических целей.
При формулировании целей развития национальной экономики важно принимать во внимание множество как внешних, так и внутренних факторов, которые воздействуют на экономику страны. Обычно результат их взаимодействия сложно предсказать. Эту задачу решает национальное планирование, которое сосредоточено на создании ясных ориентиров для развития экономики в определенных экономических условиях.
В результате цели экономического развития нации должны быть сосредоточены на достижении устойчивого экономического роста. Интеграция взаимосвязанных целей играет решающую роль в поддержании стабильности национальной экономики и защите ее целостности.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью систематического и целенаправленного применения результатов исследования для достижения конкретных целей экономического развития России в современных условиях, что способствует улучшению эффективности государственного управления социально-экономической сферой.
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 309 dated May 7, 2024 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030 and for the future up to 2036" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634 / (accessed: 12/01/2024).
2. Akhapkin N.Y. The Russian economy under sanctions restrictions: dynamics and structural changes // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 6. pp. 7-25. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_6_7_25; EDN: https://elibrary.ru/COHFFG
3. Gribanova O.M. On the national development goals of the Russian Federation in new socio-economic conditions // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2024. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-natsionalnyh-tselyah-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-v-novyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah (accessed: 12/01/2024). DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_4_65_81; EDN: https://elibrary.ru/OWSTIM
4. Platonov ED. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: labor and entrepreneurship // Flagship of Science. 2024. No. 5. pp. 816-818. DOI: https://doi.org/10.37539/2949-1991.2024.5.16.047; EDN: https://elibrary.ru/HOLLBN