employee from 01.01.2023 to 01.01.2025
UDC 373.31
In pedagogical practice, the term "active teaching methods" has long been used, which combines various pedagogical technologies that contribute to the high activity of students. Recently, the term "interactive learning" has also become popular. In this regard, it is necessary to integrate interactive methods into the educational process. Examples of the use of various interactive exercises in the classroom, contributing to the creation of a creative atmosphere in the classroom, and allow you to more fully implement the educational process.
primary education, Federal state standard of primary general education, interactive methods, teaching, lesson, educational process.
Современный подход к обучению должен включать новизну, соответствующую динамике развития жизни и деятельности, особенностям различных образовательных технологий, а также потребностям личности, общества и государства. Это необходимо для формирования у обучающихся социально полезных знаний, убеждений, черт характера, отношений и опыта поведения [4]. Роль учителя начальных классов меняется: он перестает быть простым фильтром, через который проходит учебная информация, и становится помощником и активным участником в процессе обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе изучения материала подразумевает, что каждый вносит свой уникальный вклад, что способствует обмену знаниями, идеями и методами работы. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только способствует получению новых знаний, но и развивает сам процесс познания, переводя его на более высокие уровни кооперации и сотрудничества.
При интерактивном обучении ученик становится активным участником процесса познания, а его опыт становится основным источником знаний. Учитель не предоставляет готовую информацию, а стимулирует учащихся к самостоятельному поиску. В отличие от традиционных форм обучения, в интерактивном подходе изменяется взаимодействие между учителем и учеником: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задача учителя заключается в создании условий для их инициативы [2].
Интерактивное обучение представляет собой особую форму организации познавательной деятельности, ориентированную на конкретные и предсказуемые цели. Одна из таких целей заключается в создании комфортных условий для обучения, при которых ученик ощущает свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным.
Одной из ключевых особенностей интерактивного обучения является применение интерактивных средств, методов и приемов. Эти средства являются необходимым элементом образовательного процесса. С их помощью учитель может сделать предмет более увлекательным для учащихся и помочь им увидеть за формулами и законами живые явления природы. Одним из главных преимуществ интерактивного обучения является активное вовлечение всех учащихся в процесс. В отличие от традиционного подхода, где педагог часто полагается на более сильного ученика, который быстрее усваивает материал, в интерактивном обучении каждый имеет возможность участвовать. Для развития орфографической зоркости на уроках русского языка целесообразно применять интерактивные методы обучения, такие как метод «Карусель», ролевые игры и интерактивные диктанты.
Метод «Карусель» предполагает, что учащиеся формируют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг состоит из сидящих неподвижно учеников, а участники внешнего круга по истечении определенного времени меняются местами. Ученики внутреннего круга получают, например, задание на первой карточке: «Обоснуйте, почему в словах "деньки" и "пеньки" написан безударный гласный Е». Объяснив свое задание однокласснику из внешнего круга, ученик внутреннего круга внимательно слушает, как его партнер, получивший задание типа: «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды, объясняет задание. После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с заданием, аналогичным первому, и весь процесс повторяется.
Метод «Дерево решений» предполагает деление класса на 3 или 4 группы с равным количеством учеников. Каждая группа обсуждает заданный вопрос и записывает свои идеи на большом листе бумаги, который они называют «деревом». Затем группы меняются местами и добавляют свои мысли на деревьях соседей. После этого происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий. Также эффективными являются интерактивные диктанты, например, диктант с постукиванием. Суть этого метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в момент произнесения слова с определенной орфограммой. Это постукивание побуждает учеников задумываться и вспоминать правила написания.
При работе со словарными словами полезно применять метод аналогий и ассоциаций. В этом случае хорошим помощником станет этимологический словарь, который сделает процесс запоминания графического облика слова более осмысленным, а не механическим. Этимологический словарь предоставляет информацию о происхождении слова и его первоначальном значении, что помогает прояснить его историческую структуру. Часто изучение истории слова позволяет лучше понять его современное написание. Например, слово "малина" произошло от слова "малый", что отражает признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей.
В процессе обучения правописанию особое внимание следует уделять работе над ошибками. Это не только помогает закрепить орфографические правила, но и предотвращает их повторение. Основная цель такой работы — объяснить орфограммы, в которых были допущены ошибки, укрепить навыки правильного написания слов и настроить учащихся на самостоятельное исправление своих ошибок. Также важно правильно организовать процесс исправления ошибок. Для того чтобы работа над ошибками была интерактивной, можно применять различные игровые методы. Например, в игре «Помоги Пете Ошибкину» ученики становятся учителями и ищут ошибки в заранее подготовленных текстах, созданных на основе результатов контрольного диктанта, проведенного в определенном классе.
Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам лучше ориентироваться в изученных орфограммах и точно формулировать их названия. Суть занятия заключается в том, что ученики обмениваются тетрадями, анализируют работы своих соседей по парте и по очереди высказывают пожелания, указывая, какую орфограмму они хотели бы увидеть в тетрадях товарищей. Таким образом, помимо орфографической внимательности, развиваются навыки оценки и рефлексии у школьников.
Можно предложить детям создать индивидуальные словарики под названием «Мои ошибки», в которые они будут записывать слова, в написании которых допустили ошибки. Для организации самостоятельной работы и выполнения домашних заданий по исправлению ошибок предлагается памятка. Она поможет определить, какое правило было нарушено, и предоставит образец правильного исправления.
В начале урока математики полезно провести разминку в форме устного счёта. Это поможет привлечь внимание учащихся к теме занятия, а если разминка проходит в середине урока, то она станет хорошей разрядкой. В качестве разминки можно использовать любое увлекательное упражнение или игру. Например, задания для устного счёта можно записать на доске, при этом к каждому заданию предложить несколько вариантов ответов, среди которых будет только один правильный.
Каждый ответ сопровождается определённым действием, таким как «похлопать в ладони», «закрыть глаза» или «скрестить руки на груди». Ученики выполняют задание, находят правильный ответ и выполняют соответствующее действие. Вместо действий можно использовать забавные изображения, иллюстрирующие эти действия: человек с поднятыми руками, человек, присевший у парты, человек, стоящий на одной ноге и так далее. Такой интерактивный устный счёт является отличной мотивацией для изучения новой темы и подчеркивает важность внимательности и совместных действий.
Интерактивная игра «Тридцать три» идеально подходит для изучения темы «Признаки делимости на 3 и 9» в 4-м классе. Она помогает активизировать внимание учеников и позволяет им немного размяться. Правила игры просты: участники по очереди называют числа, начиная с «один», затем «два» и так далее. Если кто-то должен произнести число, содержащее 3 (например, 3, 13, 23 и т.д.) или кратное трём, он должен хлопнуть в ладони. Участник, который ошибается и произносит число вслух, выбывает из игры. Счёт продолжается с следующего игрока или начинается заново.
Интерактивный метод «Каждый учит каждого» применяется на уроках для изучения нового материала или обобщения ключевых понятий и идей. Обучение друг друга является одним из самых эффективных способов усвоения информации по предмету и практического применения важных навыков, таких как объяснение сложного материала, задавание вопросов, активное слушание и общение. Учащиеся также смогут с помощью своих одноклассников получить общее представление о понятиях и фактах, которые необходимо изучить на уроке, что, в свою очередь, вызовет дополнительные вопросы и повысит интерес к теме.
Метод «Мозаика (ажурная пила)» помогает учащимся быстро усваивать большое количество информации [2]. Он является эффективным инструментом для решения сложных задач, требующих специальных знаний.
Одним из самых эффектных, интересных и продуктивных методов обучения является интерактивная «карусель». Эта образовательная игра подходит как для уроков, так и для внеклассных мероприятий, например, олимпиад. Метод вовлекает всех учащихся в образовательный процесс, позволяя им совместно искать решения задач, обмениваться идеями, информацией и математическими знаниями. Поскольку математическая «карусель» представляет собой соревнование между группами, такой формат урока не только развивает у детей спортивный азарт и стремление к победе, но и мотивирует их углублять свои знания в области математики.
Интерактивные методы обучения требуют изменений в классе и значительных временных затрат на подготовку как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Рекомендуется начинать с постепенного внедрения этих методов, чтобы и педагоги, и ученики могли привыкнуть к ним и приобрести необходимый опыт. Используя интерактивные методы на уроках, учитель открывает новые возможности, особенно в области межличностного взаимодействия, благодаря внешнему диалогу в процессе освоения учебного материала.
1. Innovacii i tradicii v pedagogike nachal'nogo obrazovaniya : monografiya / pod redakciey E. N. Zemlyanskoy, S. V. Yakovlev. — Moskva : MPGU, 2022. — 248 s. — ISBN 978-5-4263-1073-5. — Tekst : elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook.com/book/253007 (data obrascheniya: 26.03.2025). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovateley.
2. Interaktivnye tehnologii obucheniya v nachal'noy shkole»: uchebnometodicheskoe posobie dlya uchiteley nachal'nyh klassov, studentov pedagogicheskih vuzov po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» profilya 44.03.05 «Nachal'noe obrazovanie i angliyskiy yazyk», 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie», 44.03.02 «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie»/ Avt-sost. L.A.Kamalova. – Kazan': Otechestvo, 2020. – 106 s.
3. Kalinina, L. V. Pedagogika i psihologiya nachal'nogo obrazovaniya / L. V. Kalinina. — Sankt-Peterburg : Lan', 2023. — 376 s. — ISBN 978-5-507-45615-4. — Tekst : elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook.com/book/311804 (data obrascheniya: 26.03.2025).
4. Federal'naya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obschego obrazovaniya (FOP NOO), utverzhdennaya prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossiyskoy Federacii ot 16.11.2022 №992.
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO) utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossiyskoy Federacii ot 31 maya 2021 goda №286.