Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the use of mnemonics in a preschool educational organization as one of the ways to develop coherent speech in preschool children. Techniques and methods are described that facilitate memorization and increase the memory capacity of preschoolers by forming additional associations. The use of mnemonic techniques in working with preschoolers is a popular direction that allows not only to speed up the process of memorizing information, but also to develop mental processes, to clearly present the material being studied.

Keywords:
preschool education, innovation, mnemonics, mnemonic squares, mnemonic tracks, mnemonic tables.
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

Применение мнемотехнических методов в обучении детей дошкольного возраста становится все более важным. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей доминирует образная память, и запоминание часто происходит спонтанно, а его эффективность значительно возрастает при наличии визуальных материалов. Применение метод мнемотехники способствует ускорению запоминания у детей дошкольного возраста, а также развивает их образное, логическое и ассоциативное мышление. Это включает в себя навыки систематизации, анализа, выделения частей, а также объединения информации в пары, группы и целостные структуры. Кроме того, методы мнемотехники обогащают словарный запас детей и помогают формировать связную речь. У детей появляются основы для самообучения и навыки самоанализа, они становятся более уверенными и самостоятельными.

Методы мнемотехники могут быть реализованы как в формате самостоятельных занятий, так и в виде интеграции их элементов в разные виды занятий и активности детей. Анализ материалов по применению мнемотехники в детских садах показал, что основное внимание уделяется развитию памяти и речи у дошкольников.

Наиболее доступным и распространенным является метод «крокирования», который включает применение мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков и зарисовок. Мнемотаблица представляет собой структуру или схему, в которую можно внедрить разнообразную информацию. Сначала детям предлагают познакомиться с мнемоквадратами — наглядными изображениями, которые представляют одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание становится сложнее: вводится мнемодорожка — квадрат из четырех картинок, на основе которых можно создать небольшой рассказ длиной в 2–3 предложения. В завершение представляется самая сложная форма — мнемотаблицы. Это изображения ключевых элементов, включая схематические, которые помогают запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Использование мнемотаблиц в работе с детьми способствует улучшению восприятия и обработки визуальной информации, а также ее перекодировке, сохранению и воспроизведению в соответствии с учебными задачами. В практике применяются как развивающие, так и обучающие мнемотаблицы.

Развивающие мнемотаблицы сосредоточены на стимуляции ключевых психических процессов, таких как память, внимание, образное и логическое мышление. Дети знакомятся с таблицей, и им объясняется закодированная информация. Устанавливаются логические связи, а также количественные и качественные характеристики. После этого предоставляется время для запоминания таблицы. Затем таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически из памяти. Обучающие мнемотаблицы могут применяться в различных образовательных областях, так как они способствуют более эффективному запоминанию материала по лексическим темам, облегчают процесс обучения рассказыванию, грамоте (запоминание букв и правил), заучиванию стихов и пословиц. Они также помогают в коррекции нарушений звукопроизношения, работе над дифференциацией звуков.

Эффективно их применять при формировании базовых математических понятий, развитии познавательной и исследовательской активности, знакомстве с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, а также улучшению умений и навыков в основных движениях и физических упражнениях, и многом другом.

Работа с обучающими мнемотаблицами в дошкольном образовании отличается тем, что они содержат информацию, которая обычно незнакома детям. Поэтому ключевую роль в этом процессе играет педагог, особенно если это первая мнемотаблица в конкретной области. Изначально таблицы разрабатываются воспитателями и родителями, а затем к этому процессу можно привлечь и ребенка. При создании таблиц важно, чтобы изображения были взаимосвязаны, так как детям для запоминания необходимо составить рассказ или связать их по смыслу, либо классифицировать.

Коллажи служат учебными материалами, которые помогают развивать у дошкольников фотографическую память, увеличивать словарный запас и образное восприятие, а также развивать навыки речи и рассказывания, что способствует обучению детей. Коллаж представляет собой плотный материал (например, картон) разных форматов, которые зависят от поставленной задачи. На этот материал наклеиваются, накладываются или рисуются разнообразные изображения, буквы, геометрические фигуры и цифры. Кажущийся хаос из наложенных картинок и составляет основную идею коллажа. Детям объясняют, что коллаж можно сравнить с «салатом», в котором смешиваются различные ингредиенты, создавая вкусное блюдо. Таким образом, важнейшей задачей коллажа является объединение всех элементов, чтобы связать их между собой. Это способствует развитию навыков запоминания через сюжетный подход. Примеры применения коллажей в речевом развитии детей включают упражнение «Чтение письма по рисунку», где дети расшифровывают письмо-раскладку, и игру «Светофор», в которой они определяют позицию определенного звука в слове и располагают карточки-схемы в нужном порядке, что помогает им в воспроизведении последовательности слов.

Рисование слов помогает развивать воображение, мышление и творческие способности детей, а также способствует запоминанию слов и стимулирует размышления. С помощью зарисовок дети быстрее усваивают стихи, и можно предложить им угадать уже знакомое стихотворение по зарисовкам. Этот метод особенно эффективен на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где дети создают свои наброски, изображая услышанные слова. В результате у них формируется последовательность рисунков, по которой они легко вспоминают все слова. Игра может быть усложнена, предложив детям закрыть свои подсказки и попытаться вспомнить, что было нарисовано, а также воспроизвести наброски по памяти на другом листе.

Метод ассоциативных цепочек, также известный как метод «чепухи», заключается в том, что дети создают рассказ из предложенных слов или изображений, получая нечто забавное и нелепое. В процессе игры они легко запоминают последовательность слов. Например, используя слова: птичка, мяч, листок, котенок, можно придумать историю: «Птичка играет с мячом, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка» и т.д. На первый взгляд это может показаться бессмысленным, но дети связывают каждое слово с определенным действием или местом. Также можно проводить игры, такие как «Чего не стало» и «Путаница». Это помогает расширить их словарный запас, обучать составлению рассказов, пересказывать художественные произведения, разгадывать и загадывать загадки, запоминать стихи, работать со сказками. В рамках познавательных занятий. например, при изучении темы «Животные» можно обсудить их внешний вид, место обитания (конура, берлога, нора), чем они питаются, как называются их детеныши, а также в каких сказках или мультфильмах они появляются.

Таким образом, использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста представляет собой важное направление, которое способствует не только ускоренному запоминанию информации, но и развитию психических процессов у малышей, а также наглядному восприятию изучаемого материала. Метод «крокирования» (включающий мнемотаблицы, коллажи и схемы) эффективно содействует развитию связной речи у дошкольников, что подтверждается результатами проведенной работы.

References

1. Kazakevich, T. A. Detskoe detstvo. Pedagogika doshkol'nogo obrazovaniya, psihologiya...: Mezhdisciplinarnyy uchebnik i praktikum : uchebnik / T. A. Kazakevich. — Moskva : Dashkov i K, 2025. — 366 s. — Tekst : elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook.com/book/463061 (data obrascheniya: 18.03.2025).

2. Razvivaem rech'. Treniruem pamyat'. Ispol'zovanie priemov mnemotehniki v rabote logopeda: Rozova, Korobchenko — Izdatel'stvo Redkaya ptica, Seriya Logoped-praktik, 2022. — 92 s.

3. Sovremennoe tehnologicheskoe obrazovanie: opyt, innovacii, perspektivy : materialy konferencii / pod redakciey V. P. Tigrova. — Lipeck : Lipeckiy GPU, 2022. — 174 s. — ISBN 978-5-907655-13-3. — Tekst : elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook.com/book/317183 (data obrascheniya: 18.03.2025).

4. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: psihologiya i pedagogika : monografiya / S. L. Danil'chenko, G. B. Mukambetova, U. D. Kasymkulova [i dr.] ; redaktory Zh. V. Murzina, A. V. Kuznecov. — Cheboksary : , 2024. — 172 s. — ISBN 978-5-907830-60-8. — Tekst : elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook.com/book/443702 (data obrascheniya: 21.03.2025). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovateley. DOI: https://doi.org/10.31483/a-10632; EDN: https://elibrary.ru/AOWMEJ

Login or Create
* Forgot password?