Russian Federation
Russian Federation
The educational importance of nature cannot be overstated. Interaction with nature has a positive effect on a person, makes him kinder and softer, awakening better feelings. Nature is especially important in the formation of humanity in children, which is a system of moral attitudes focused on significant social objects, such as other people and living beings. In this regard, the teacher should strive to apply a variety of forms and methods in working with preschool children.
preschool education, nature, education of humanity, technology, environmental education.
Дошкольное образование представляет собой начальный этап образовательной системы, включая экологическое образование. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача — формирование у детей основ культуры рационального природопользования. Одной из ключевых характеристик личностных качеств, способствующих развитию экологической культуры, является бережное отношение к природе. Это отношение проявляется в умении самостоятельно анализировать взаимодействие общества и окружающей среды, а также в творческом подходе к решению задач по охране природы.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования четко определяет требования к образовательному процессу, пространству и программам в дошкольных образовательных учреждениях [3]. Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным аспектом работы воспитателя. Однако на практике оно зачастую сводится к простому знакомству с основами экологической культуры через запоминание простых правил, таких как «нельзя рвать растения». Это не дает детям возможности самостоятельно размышлять о своих действиях в природе, анализировать и делать выводы о природных закономерностях, а также действовать в реальных условиях. Современный образ жизни детей и их поведение не позволяют говорить о высокой эффективности экологического образования.
Разнообразие природы пробуждает у детей желание познать, как живые, так и неживые ее аспекты, развивает любознательность и побуждает к активной деятельности. Однако, в процессе самостоятельного взаимодействия с природой, дети не всегда могут правильно понять или адекватно оценить происходящее, что может привести к формированию искаженного отношения к природным объектам. Поэтому важно помочь детям войти в мир природы, сформировать у них реалистичные представления и предоставить достоверные знания о ее объектах и явлениях. Воспитание способности видеть красоту родной природы, а также любовь и заботливое отношение к ней — это ключевые задачи экологического образования.
Бережное отношение к природе подразумевает совершение добрых дел и правильных поступков только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Для этого ребенку важно знать, как ухаживать за растениями и животными, а также какие условия нужно создавать для их здорового роста и развития. Кроме того, для формирования бережного отношения к природе значительное значение имеют знания о живых организмах, биоценозах и взаимосвязях в природных сообществах, а также умение отличать их от неживой природы. Полученные знания и навыки, приобретенные в процессе взаимодействия с природой, помогают ребенку лучше понимать поведение животных и состояние растений, а также правильно оценивать ситуации и адекватно на них реагировать [4].
Некоторые формы поведения ребенка с природными объектами могут служить показателем его уровня экологической образованности. Осознанное отношение к окружающей среде проявляется в способности ребенка объяснять свои действия или понимать объяснения взрослых. Он может самостоятельно выполнять определенные трудовые задачи и обладает пониманием ситуации, а также знаниями о потребностях живых существ. Ребенок способен участвовать в совместной деятельности с взрослыми, направленной на уход за природой, помощь в ее выращивании и защиту от негативных воздействий. Приобретенные знания и навыки формируют у него неприязнь к небрежным или жестоким поступкам по отношению к природе, а также желание оберегать, защищать и развивать ее.
Моральные чувства являются важной частью морально-ценностного отношения и проявляются в переживаниях ребенка, связанных с его взаимодействием с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, а также с гуманным отношением к себе и окружающему миру. Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности и недостаток знаний и навыков, часто требуют от взрослых определенной гибкости в оценке своих действий. При этом они зачастую не осознают последствия своих поступков для природы.
Поэтому с раннего возраста важно объяснять детям, что растения и маленькие животные беззащитны, а они сами обладают большей силой. При этом следует акцентировать внимание ребенка на необходимости защищать и заботиться о растениях и животных, развивая в нем сочувствие, а не чувство превосходства. Осознание своей значимости помогает ребенку почувствовать себя более важным, ведь он сильнее других существ и должен заботиться о них. Необходимо наглядно показывать детям, что растения не могут защитить себя: они не могут выразить боль и не способны убежать от опасности. Поврежденное или сломанное растение не может продолжать расти, и его жизнь прекращается.
Важно привлекать внимание детей к изменениям, происходящим в природе, и вместе с ними выяснять причины этих изменений. Нужно объяснять, что насекомые, птицы и детеныши как домашних, так и диких животных также являются беззащитными перед людьми. Также можно обратить внимание детей на поведение птиц во время кормления: они постоянно настороженно оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже если очень голодны, чтобы избежать угрозы. Это приводит к правилу: «Наблюдая за животными, стой тихо» [1].
Детям нравится наблюдать за домашними питомцами, ухаживать за ними и анализировать их поведение. Главное — заинтересовать ребенка, и тогда он сам начнет замечать множество деталей в внешнем виде и поведении своих «подопечных», делясь своими наблюдениями с взрослыми и другими детьми. Важной частью бережного отношения к природе является формирование у детей моральных представлений о добре и зле, а также воспитание доброжелательного и заботливого отношения к живым существам. Часто дети слышат от взрослых фразы вроде: «не обижай животное» или «не трогай растение», которые останавливают их исследования и игры, но без объяснений.
Запреты не способствуют формированию гуманной личности. Ребенка следует научить понимать и усваивать этические нормы человеческого поведения, а также предвидеть возможные последствия своих действий и действий окружающих. В детском возрасте дети сначала оценивают поступки других, а затем начинают анализировать и свои собственные. Поэтому уже в дошкольный период важно знакомить ребенка с этическими нормами, касающимися окружающей среды, и обсуждать поступки персонажей из специально подобранных художественных произведений.
Познавать закономерности природы невозможно, оставаясь только в помещении. Прогулки — это отличная возможность для детей прикоснуться к тайнам и красоте живой природы, узнать о жизни различных животных и насекомых. Можно познакомить их с лекарственными травами и объяснить, почему они так называются. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и другие. После таких бесед они начинают бережно относиться к растениям, даже к тем, которые распространены повсеместно. Во время прогулок дети могут увидеть удивительную красоту, например, в порхании бабочки, перелетающей с цветка на цветок, или в жуке, копающемся в земле. Прогулки также предоставляют возможность участвовать в посильном труде, осваивать нормы поведения в природной среде и развивать навыки защиты окружающей среды.
Во время работы над оформлением участка на улице, включая посадку кустарников, деревьев и цветов, дети активно участвовали в процессе. После завершения всех работ мы заметили, что они особенно заботятся о растениях, которые посадили сами. Каждый день, выходя на прогулку, они нежно прикасаются к маленькой сосенке, здороваются с ней и разговаривают, поливают её и следят друг за другом, чтобы во время игры случайно не повредить её. Каждый ребенок должен хорошо усвоить правила взаимодействия с природой. Эти правила лучше формулировать в позитивной форме, акцентируя внимание на том, как можно помогать, заботиться и оберегать, а не в негативной, например, «не рвать», «не топтать», «не ломать».
Использование таких методов способствует формированию и развитию у детей самокритичности, а также умения анализировать свои поступки и сравнивать их с действиями других. Еще одним эффективным способом педагогического воздействия является приведение в пример сверстников, которые участвуют в защите и заботе о природе и животных в своем городе или стране. Это могут быть акции по подкормке животных зимой, высадка деревьев, ведение Красной книги региона и подобные мероприятия. При обсуждении этих событий важно акцентировать внимание детей на том, как люди заботятся о родной природе и помогают ей. В процессе формирования у детей бережного и заботливого отношения к природе важно разработать совместные мероприятия с родителями. Это поможет развить у ребенка экологическую грамотность и правильное восприятие окружающего мира. Взрослые, находящиеся рядом с ребенком, должны осознавать, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок в отношении природы могут повлиять на поведение и действия ребенка по отношению к окружающей среде. Для занятий по ознакомлению с природой с детьми в семье можно использовать различные мелкие предметы, такие как «дары природы» (шишки, желуди, листья деревьев и другие), игрушки, которые отражают особенности природных объектов, а также карточки и силуэты птиц, животных, овощей и фруктов.
При регулярном соблюдении педагогических условий ребенок начинает проявлять интерес к идеям правильного природопользования. Моральные поступки, такие как забота и уход за животными и растениями в доме, в уголке природы детского сада, на территории образовательного учреждения или в огороде, способствуют осознанию ценности живого. Освоив эти навыки, ребенок сможет самостоятельно заботиться о них. Важно, чтобы труд детей находился под вниманием взрослых. Таким образом, бережное отношение к природе становится важным элементом экологического образования, который необходимо формировать и развивать у дошкольников.
1. Kobzeva, T. G. Organizaciya deyatel'nosti detey na progulke. Podgotovitel'naya gruppa [Tekst] / T. G. Kobzeva, I. A. Holodova, G. S. Aleksandrova. – Volgograd : Uchitel', 2015. – 129 s.
2. Kozina, E. F. Teoriya i metodika ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov : uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / E. F. Kozina. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2025. — 454 s. — (Professional'noe obrazovanie). — ISBN 978-5-534-05349-4. — Tekst : elektronnyy // Obrazovatel'naya platforma Yurayt [sayt]. — URL: https://urait.ru/bcode/563645 (data obrascheniya: 01.04.2025).
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 (red. ot 08.11.2022) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 № 30384). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
4. Ushinskiy, K. D. Detskiy mir i hrestomatiya v 2 ch. Chast' 1 / K. D. Ushinskiy. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2025. — 203 s. — (Antologiya mysli). — ISBN 978-5-534-08591-4. — Tekst : elektronnyy // Obrazovatel'naya platforma Yurayt [sayt]. — URL: https://urait.ru/bcode/563181 (data obrascheniya: 01.04.2025).