студент
Исследование посвящено изучению особенностей применения технологий развития критического мышления в начальной школе. Рассматриваемые технологии разделены на тематические группы, применяемые на различных этапах урока. Также в исследовании приведены реальные практические примеры использования технологий развития критического мышления в начальной школе. Описываемый подход способствует качественному усвоению учебного материала обучающимися начальных классов.
критическое мышление, начальная школа, методика обучения, критический анализ
Период начальной школы для каждого ребёнка является важнейшим этапом, так как именно в это время закладывается образовательный фундамент, который станет опорой для всего последующего обучения. Результатом обучения в начальной школе должен явиться комплекс знаний, которыми ученик может воспользоваться не только в учёбе, но и в жизни. Для того чтобы ученик мог пользоваться полученной учебной информацией, перед педагогами стоит важная задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был интересным, увлекательным и понятным. Именно для этого в современном образовательном процессе используются технологии развития критического мышления в начальной школе.
В своих научных изысканиях Е. А. Батаева считает, что технология развития критического мышления является перспективной образовательной технологией. Она направлена на эффективное усвоение материала, и в то же время акцентирована на развитие критического мышления, необходимого для успешной адаптации в обучении и повседневной жизни [1]. В действительности образовательные технологии, направленные на развитие критического мышления, позволяют обучить обучающихся начальной школы принципам работы не только с источниками информации, но и критическому анализу информационных потоков. Именно поэтому актуальность настоящей статьи подтверждается особенной специфичностью использований технологий развития критического мышления в начальной школе.
Наиболее чёткое определение технологии развития критического мышления дано в исследовании П. А. Вислобокой. Так автор утверждает, что технология развития критического мышления представляет собой интерактивный метод, ориентированный на стимулирование критического мышления [2]. В действительности – развитие критического мышления – это творческий процесс и педагога, и обучающегося. В своей педагогической деятельности нами используется технология развития критического мышления в пределах трёх ключевых этапов.
1. Вызов: начале урока обязательно формулируется цель для того, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся. На данном этапе крайне важно сориентировать обучающихся на остаточные знания в пределах темы урока. Учитель стимулирует обучающихся к обсуждению проблемной темы урока и организует свободный обмен мнениями.
В пределах данного этапа возможно применение следующих методов:
- «Кластер» - распределение проблемных вопросов по теме рока в соответствии с тематическими группами.
- «Загадка» или «Ребус» - представленный к разгадке шифр, который содержит тему урока.
- «Мозговой штурм» – возможность организовать для обучающихся дискуссию в целях поиска ответа на поставленную проблемную ситуацию.
2. Смысловая стадия: в этот момент обучающиеся мысленно или устно сопоставляют новую информацию с имеющимися остаточными знаниями или знаниями, сформированными посредством жизненного опыта. Помимо того, что учитель выступает в активной роли источника информации, так ещё и на данном этапе ему необходимо чётко контролировать процесс усвоения информации обучающимися.
В пределах данного этапа возможно применение следующих методов:
- «Зигзаг» - работа над заданиями в парах или группами с целью обмена мнениями.
- «Чтение с остановками» - применяется при работе с текстовым материалом проблемного содержания.
- «Круги по воде» - фиксация догадок учеников около проблемы исследования с целью поиска ответов на проблемный вопрос.
- «Разминка для знатоков» - небольшой блиц интеллектуальных вопросов для того, чтобы обучающиеся включились в познавательный процесс.
- «Увлекательная дискуссия» - аргументированный обмен мнениями по теме урока.
- «Театральный урок» - театрализация проблемной ситуации, лежащей в основе уроке, которая визуально помогает детям понять, какая именно цель урока перед ними стоит.
3. Фаза рефлексии: в данный момент происходит формирование личного отношения обучающихся к полученной информации. Обучающиеся анализируют, обсуждают и дают обратную связь учителю относительно пройдённой темы урока [3]. Помимо этого, благодаря рефлексии перед учителем начинает формироваться картина о самооценке и самоанализа по итогам урока не только отдельных учеников, но и всего класса.
- «Письмо учителю» - обучающиеся пишут 2 – 3 предложения – письмо учителю с целью выражения собственной аргументированной точки зрения о проведённом уроке.
- «Эссе об уроке» - обучающиеся в течение пяти минут пишут небольшое пятиминутное эссе, отвечая на заранее подготовленные вопросы учителя.
- «Синквейн» - сочинение короткого стихотворения о пройдённом материала, который устно необходимо озвучить перед всем классом. Такой творческий подход делает рефлексию увлекательной и интересной.
Таким образом, использование технологий развития критического мышления в начальной школе способствует не только формированию знаний, умений по работе с источниками информации и формирования собственного мнения, но и помогает социализации в современном обществе, где собственная обоснованная и аргументированная точка зрения играет особое значение.
1. Батаева, Е. А. Методические основы развития критического мышления как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся начальной школы / Е. А. Батаева // Шияновские чтения-2024 : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции и Первой молодежной научно-практической конференции, Ставрополь, 21 мая 2024 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2024. – С. 8-13. EDN: https://elibrary.ru/ECAKWQ
2. Вислобокова, П. А. Технология развития критического мышления в начальной школе / П. А. Вислобокова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2024. – № 2. – С. 93-100. EDN: https://elibrary.ru/HSHFRD
3. Майорова, Т. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Т. С. Майорова, Г. А. Райская // Современное образование: наука и практика. – 2020. – № 2(15). – С. 43-46. EDN: https://elibrary.ru/YFYBXE
4. Петрова, И. В. Особенности применения технологии развития критического мышления в начальной школе / И. В. Петрова, В. Г. Храпченков // Казачество. – 2024. – № 76(3). – С. 144-151. EDN: https://elibrary.ru/UANFTL
5. Южакова, А. В. Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе / А. В. Южакова, Е. В. Тиникова // Вестник научных конференций. – 2024. – № 7-3(107). – С. 105-106. EDN: https://elibrary.ru/EMOKAM