Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование посвящено изучению особенностей применения технологий развития критического мышления в начальной школе. Рассматриваемые технологии разделены на тематические группы, применяемые на различных этапах урока. Также в исследовании приведены реальные практические примеры использования технологий развития критического мышления в начальной школе. Описываемый подход способствует качественному усвоению учебного материала обучающимися начальных классов.

Ключевые слова:
критическое мышление, начальная школа, методика обучения, критический анализ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

Период начальной школы для каждого ребёнка является важнейшим этапом, так как именно в это время закладывается образовательный фундамент, который станет опорой для всего последующего обучения. Результатом обучения в начальной школе должен явиться комплекс знаний, которыми ученик может воспользоваться не только в учёбе, но и в жизни. Для того чтобы ученик мог пользоваться полученной учебной информацией, перед педагогами стоит важная задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был интересным, увлекательным и понятным. Именно для этого в современном образовательном процессе используются технологии развития критического мышления в начальной школе.

В своих научных изысканиях Е. А. Батаева считает, что технология развития критического мышления является перспективной образовательной технологией. Она направлена на эффективное усвоение материала, и в то же время акцентирована на развитие критического мышления, необходимого для успешной адаптации в обучении и повседневной жизни [1]. В действительности образовательные технологии, направленные на развитие критического мышления, позволяют обучить обучающихся начальной школы принципам работы не только с источниками информации, но и критическому анализу информационных потоков. Именно поэтому актуальность настоящей статьи подтверждается особенной специфичностью использований технологий развития критического мышления в начальной школе.

Наиболее чёткое определение технологии развития критического мышления дано в исследовании П. А. Вислобокой. Так автор утверждает, что технология развития критического мышления представляет собой интерактивный метод, ориентированный на стимулирование критического мышления [2]. В действительности – развитие критического мышления – это творческий процесс и педагога, и обучающегося. В своей педагогической деятельности нами используется технология развития критического мышления в пределах трёх ключевых этапов.

1. Вызов:  начале урока обязательно формулируется цель для того, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся. На данном этапе крайне важно сориентировать обучающихся на остаточные знания в пределах темы урока. Учитель стимулирует обучающихся к обсуждению проблемной темы урока и организует свободный обмен мнениями.

В пределах данного этапа возможно применение следующих методов:

  1. «Кластер»  - распределение проблемных вопросов по теме рока в соответствии с тематическими группами.
  2. «Загадка» или «Ребус» - представленный к разгадке шифр, который содержит тему урока.
  3. «Мозговой штурм» – возможность организовать для обучающихся дискуссию в целях поиска ответа на поставленную проблемную ситуацию.

2. Смысловая стадия: в этот момент обучающиеся мысленно или устно сопоставляют новую информацию с имеющимися остаточными знаниями или знаниями, сформированными посредством жизненного опыта. Помимо того, что учитель выступает в активной роли источника информации, так ещё и на данном этапе ему необходимо чётко контролировать процесс усвоения информации обучающимися.

В пределах данного этапа возможно применение следующих методов:

  1. «Зигзаг» - работа над заданиями в парах или группами с целью обмена мнениями.
  2. «Чтение с остановками» - применяется при работе с текстовым материалом проблемного содержания.
  3. «Круги по воде» - фиксация догадок учеников около проблемы исследования с целью поиска ответов на проблемный вопрос.
  4. «Разминка для знатоков» - небольшой блиц интеллектуальных вопросов для того, чтобы обучающиеся включились в познавательный процесс.
  5. «Увлекательная дискуссия» - аргументированный обмен мнениями по теме урока.
  6. «Театральный урок» - театрализация проблемной ситуации, лежащей в основе уроке, которая визуально помогает детям понять, какая именно цель урока перед ними стоит.

3. Фаза рефлексии: в данный момент происходит формирование личного отношения обучающихся к полученной информации. Обучающиеся анализируют, обсуждают и дают обратную связь учителю относительно пройдённой темы урока [3]. Помимо этого, благодаря рефлексии перед учителем начинает формироваться картина о самооценке и самоанализа по итогам урока не только отдельных учеников, но и всего класса.

  1. «Письмо учителю» - обучающиеся пишут 2 – 3 предложения – письмо учителю с целью выражения собственной аргументированной точки зрения о проведённом уроке.
  2. «Эссе об уроке» - обучающиеся в течение пяти минут пишут небольшое пятиминутное эссе, отвечая на заранее подготовленные вопросы учителя.
  3. «Синквейн» - сочинение короткого стихотворения о пройдённом материала, который устно необходимо озвучить перед всем классом. Такой творческий подход делает рефлексию увлекательной и интересной.

Таким образом, использование технологий развития критического мышления в начальной школе способствует не только формированию знаний, умений по работе с источниками информации и формирования собственного мнения, но и помогает социализации в современном обществе, где собственная обоснованная и аргументированная точка зрения играет особое значение.

Список литературы

1. Батаева, Е. А. Методические основы развития критического мышления как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся начальной школы / Е. А. Батаева // Шияновские чтения-2024 : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции и Первой молодежной научно-практической конференции, Ставрополь, 21 мая 2024 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2024. – С. 8-13. EDN: https://elibrary.ru/ECAKWQ

2. Вислобокова, П. А. Технология развития критического мышления в начальной школе / П. А. Вислобокова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2024. – № 2. – С. 93-100. EDN: https://elibrary.ru/HSHFRD

3. Майорова, Т. С. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе / Т. С. Майорова, Г. А. Райская // Современное образование: наука и практика. – 2020. – № 2(15). – С. 43-46. EDN: https://elibrary.ru/YFYBXE

4. Петрова, И. В. Особенности применения технологии развития критического мышления в начальной школе / И. В. Петрова, В. Г. Храпченков // Казачество. – 2024. – № 76(3). – С. 144-151. EDN: https://elibrary.ru/UANFTL

5. Южакова, А. В. Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе / А. В. Южакова, Е. В. Тиникова // Вестник научных конференций. – 2024. – № 7-3(107). – С. 105-106. EDN: https://elibrary.ru/EMOKAM

Войти или Создать
* Забыли пароль?