Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Корпоративное обучение является важнейшей подсистемой непрерывного медицинского образования. Суть которого заключается не просто в повышении квалификации сотрудников, а в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности медицинских работников. В мире на эту систему образования сделана огромная ставка. Результатом общественного прогресса, ранее сосредоточенным в техносфере, сегодня стала инфосфера. Учиться необходимо непрерывно, это единственный способ быть релевантным своей профессии, которая постоянно развивается. Использование инновационных технологий в оказании медицинской помощи населения наиболее эффективна в условиях комплексного подхода, когда организационно и территориально, в системе единой кадровой политики объединяются все основные специализированные направления клинической, поликлинической, диспансерной помощи. Для этого необходима подготовка высококвалифицированных кадров.

Ключевые слова:
корпоративное обучение, непрерывное медицинское образование, медицинский персонал, повышение квалификации
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

    Концепция непрерывного медицинского образования, доминирующая в настоящее время в отечественной теории медицинского  обучения, делает различные формы медицинского образования и социализации на протяжении всей жизни человека одним из приоритетов государственной политики в этой сфере.
   Корпоративное обучение как одна из важнейших подсистем непрерывного медицинского образования, которая тесно связана с изменениями в здравоохранении.
  Корпоративное обучение в формате дополнительного профессионального образования представляет собой совокупность процессов формального и неформального непрерывного образование, которое инициируются, систематизируются, управляются и контролируются самой медицинской организацией.   Корпоративное обучение – это  динамический процесс распространения знаний и информации по решению производственных проблем, в ходе которого сотрудники медицинской организации получают и применяют в работе полученные знания и практические навыки, позволяющие им более успешно и эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, вырабатывая при этом новые модели профессиональной деятельности, создающие конкурентное преимущество  медицинской организации.

      Суть корпоративного обучения заключается не просто в повышении квалификации сотрудников, а в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности [1,4].
    Реализация программ корпоративного обучения сотрудников позволяет поддерживать уровень компетенций специалистов, необходимый для обеспечения конкурентоспособности медицинской организации и удовлетворенностью качеством полученной медицинской помощи пациентами.

        Согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края от 06.09.2002г., был создан оперативный штаб по координации действия открытия ГБУЗ «ККБ №4 – Центр грудной хирурги» ДЗ КК (ЦГХ).

    В Российской Федерации разработаны и внедрены стандарты простых и сложных медицинских услуг, протоколы сестринского ухода обеспечивающим высокое качество медицинской помощи, удовлетворяющее потребности пациента, требующее принятия решений при применении стандартов в разнообразных условиях профессиональной деятельности.     Решение проблем пациента важно на всех уровнях: от работ, выполняемых младшей медицинской сестрой, до работ, выполняемых главной медицинской сестрой, фельдшером, акушеркой и заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом.   Средний и младший медицинский персонал составляет самую многочисленную категорию работников. За первый год функционирование Центра грудной хирургии, было принято около 300 высококвалифицированных специалистов со средним медицинским образованием, более 50% из них аттестованы на квалификационные категории по соответствующей специальности. Младшего медицинского персонала насчитывалось более 150 человек.

При приеме на работу заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом и главная медицинская сестра проводят собеседование о требованиях, предъявляемых в лечебном учреждении, корпоративном этикете. По результатам собеседования и с учетом индивидуальных особенностей личности, специалисту в качестве работы предлагается то или иное отделение в зависимости от кадровой потребности.

    Тесная связь медицинских образовательных учреждений с практическим здравоохранением – непременное условие успешной реализации непрерывного медицинского образования. Совместно со студентами медицинского колледжа, проводятся научно – практические конференции. Это и история развития сестринского дела, этика и деонтология медицинской сестры, психология особенности больных ИБС до и после АКШ, эндоваскулярная хирургия.

   Первые годы работы ЦГХ, выпускники Краевого базового медицинского колледжа, торжественно получали дипломы об окончании в зале конференций ЦГХ. Красные дипломы вручал лично главный врач, В.А. Порханов.

     Повышения уровня профессиональной компетенции сестринского персонала – это не разовая акция, а постоянный каждодневный труд, в котором все чувствуют непосредственную поддержку со сторону руководства. Был создан Учебно – методический центр (УМЦ) для среднего и младшего медицинского персонала, основные направления работы которого были направлены на внедрения корпоративного обучения через повышение уровня теоретических и практических знаний, совершенствование практических умений сестринского и младшего персонала, внедрение современных форм и методов управления деятельностью коллектива. Одна из функций учебно – методического центра – организационная: участие в проведении анализа, планирования, оценке деятельности сестринского персонала; организация системы его непрерывного обучения на базе больницы с учетом существующих потребностей; организация научно – практических конференций; семинаров для медсестер по актуальным проблемам сестринского дела; осуществление внешних связей и контактов по профилю сестринского дела; обеспечение информацией подразделения больницы. Не менее важная задача УМЦ: непрерывное обучение сестринского персонала на рабочих местах по программам, разработанным Центром и утвержденным главным врачом больницы.

    Средний медицинский персонал больницы проводит большую санитарно – просветительскую работу, как индивидуально, так и групповые беседы с пациентами в рамках своей компетенции, на самые актуальные темы. Пациенты задают множество интересующих их вопросов, поэтому медицинские сестры старательно готовятся к этой работе, что также повышает их профессиональный уровень, формирует их как педагогов – валеологов. Перед занятиями проверяется подготовленный методический материал. 

В 2005г. произошло объединение 2 больниц: государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница №1 имени профессора С.В. Очаповского» министерства здравоохранения Краснодарского края и государственное бюджетное учреждение    здравоохранения «Краевая клиническая больница №4 – Центр грудной хирургии» министерства здравоохранения Краснодарского края. Увеличилось количество среднего и младшего медицинского персонала до 3000 специалистов, которые должны быть высококвалифицированными.

     Повышение квалификации специалистов сестринского дела в больнице имеет несколько уровней.

1 – ый уровень. Занятия по повышению квалификации в отделениях больницы. План занятий на год составляется старшей медицинской сестрой отделений, обучения проводится по наиболее актуальным аспектам для медсестер конкретного отделения. Этот этап очень важен, как для молодых специалистов, так и для опытных сотрудников. Проведение занятий контролирует главная медицинская сестра и учебный сектор Совета по сестринскому делу.

2 – уровень. Обучение на базе Центра. Проводятся занятия по подготовке медсестер к прохождению аккредитации и аттестации, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы, инновационные технологии лечения, а также тематические занятия и контроль знаний и умений по наиболее важным разделам. При непрерывном обучении обращают внимание на исходный уровень знаний; учитывают возрастные и характерологические особенности медсестер, специфику работы различных сестринских служб. Чтобы получить оптимальный результат, в первую очередь определяются цели обучения, содержания занятий с учетом актуальных проблем; при преподавании используются инновационные технологии, формы и методы обучения.

3 – уровень. Непрерывное медицинское образование. В рамках государственной программы «Развития здравоохранения», оптимизации работы учреждений здравоохранения, с целью улучшения качества обучения специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по дополнительным профессиональным программам ГБУЗ «НИИ - ККБ №1» в июне 2015 года получила лицензию на образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и профессиональному обучению.  Сегодня это единственное лечебное учреждение на Юге России, в структуре которого имеется отделение дополнительного профессионального образования. Оно является подразделением научно- исследовательского института как структуры ГБУЗ «НИИ – ККБ №1»

    Отделение ДПО проводит различные формы обучения: очные, с применением дистанционных образовательных технология (ДОТ) и электронное обучения (ЭО) на собственной платформе и на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru по системе НМиФО.

    На сегодняшний день обучено около 20000 специалистов в отделении ДПО. За 10 лет работы сотрудниками отделения ДПО разработано и внедрено более 150 дополнительных профессиональных программ и более 100 повышения квалификации аккредитованы и доступны для обучения на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования.  Для оказания методической помощи слушателям изданы учебно- методические пособия: «Санитар», «Неотложные состояния в сестринской практике», «Инфекционная безопасность», «Организация сестринского дела», «Методическое пособие для специалистов сестринского дела», «Методическое пособие для младшего медицинского персонала» и т.д.

    С целью оптимизации процесса управления средним и младшим медицинским персоналом для самореализации сотрудников было создано делегирование полномочий.  В ГБУЗ «НИИ-ККБ №1» успешно работает Совет по сестринскому делу, за которым закреплены определенные функциональные обязанности и ответственность.

   Основной функцией которого является организация контроля качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала. Большое внимание Совет уделяет организации рабочих мест, медицинской этике, повышению квалификации работников, эстетическому оформлению и санитарному состоянию отделений.

     В 2005 года была создана «Школа – Молодого специалиста», сейчас она называется «Школа – адаптации», для подготовки специалистов, принятых на работу в ГБУЗ «НИИ – ККБ№1» МЗ КК.  Разработан учебно – тематический план занятий, задействован в проведение лекций учебный сектор. Обучение начинается с изучением материала дистанционно на образовательной платформе MOODLE ГБУЗ «НИИ-ККБ № 1», прохождением входного тестирование и сдачей итоговых тестов.  В рамках данного обучения задействованы сотрудники клинико – диагностической и бактериологической лабораторий с темами преаналитического этапа и роль в нем среднего медицинского персонала, анализом замечаний.       Эпидемиологический отдел с актуальными вопросами санитарно – противоэпидемического режима и изучением нормативных документов.   Руководитель диетологической службы освещает тему лечебного питания в медицинской организации. Во время занятий есть уникальная возможность посетить подразделения больницы. Такие отделение как централизованное стерилизационное, экстренное приемное отделение, эпидемиологической отдел (клининговая служба, дезинфекционная камера, паталогоанатомическое отделение и др.) Результат   обучения завершается итоговым собеседованием по всем изученным.

    С целью повышения престижа профессии среднего медицинского персонала в системе оказания медицинской помощи и празднования «Международного дня медицинской сестры», проводятся профессиональные конкурсы на лучшего специалиста, определяются правила проведения данного мероприятия. Победители награждаются почетными грамотами, благодарностью главного врача и ценными подарками.

  Для повышения социального статуса и значимости работы младшего медицинского персонала и в связи с празднованием Дня медицинского работника ежегодно проводятся конкурс на звание «Лучшая сестра – хозяйка, лучшая санитарка – буфетчица, лучшая – санитарка».

   Уборка медучреждения – это сложная и ответственная задача, требующая применения определенных навыков, профессионального оборудования, инвентаря и средств. Такая работа подвластна только настоящим профессионалам в сфере клининга.  Именно поэтому услуга по профессиональной уборке медицинских учреждений стала одной из самых востребованных на рынке клининга, что привело к организации в больницы «Школы – санитаров». Ключевым в процессе обучении сотрудников проведению уборки помещений медицинского назначения, остается обеспечение чистоты и дезинфекции.  Необходимо знать классифицирование помещений в ЛПУ, применением профессионального клинингового оборудования и инвентаря – тележек для уборки, мопов, салфеток и прочего. 

Было выпущено методическое пособие «Для младшего медицинского персонала» в котором были собраны самые актуальные аспекты в работе младшего медицинского персонала с ссылкой на профессиональный стандарт «Санитар», а также нормативные документы необходимые для работы.

   Особое внимание уделяется повышению уровня профессионализма старших медицинских сестер и их резерва. Современная организация управленческого труда и повышение требований к эффективности деятельности руководителей топ- и линейного уровней, ставит проблемы, решение которых требует комплексного подхода. Для этих целей создана «Школа – старших медицинских сестер», целью которой является подготовка высококвалифицированных, профессионально компетентных руководителей, регулярно проводятся зачеты для старших сестер и их резерва по специальности «Организация сестринского дела», где разбираются вопросы организации ресурсного обеспечения структурного подразделения; организация и контроль деятельности медицинского персонала; оказание медицинской помощи в экстренной форме; планирование деятельности структурного подразделения; формирование профессиональных навыков через систему наставничество, использование дистанционных  образовательных технологий и т.д.

     Реформирование здравоохранения и переход на современный уровень оказания медицинской помощи пациентам потребовал от медсестёр ещё большей профессиональной подготовки, как с практической, так и с теоретической стороны. В связи с этим разрабатываются СОПы (стандартные операционные процедуры) и рабочие инструкции профессиональной деятельности с алгоритмами действия, которые по мере необходимости пересматриваются и обновляются. Все разработанные и включенные в работу СОПы утверждены главным врачом. Разработка СОП необходима в профессиональной деятельности медицинской сестры, так как позволяет рационально выбирать, применить адекватные, современные, эффективные и безопасные медицинские технологии в условиях ограниченных ресурсов.

  Еще одной из форм внутреннего контроля работы среднего медицинского персонала является организация   зачета по санитарно-эпидемиологическому режиму, вопросы преаналитического этапа, оказания неотложной помощи в сестринской практике. А также с помощью учебного сектора проводится сдача практических навыков с использованием муляжей, такие как сердечно – легочная реанимация; катетеризация периферических вен; катетеризация мочевого пузыря и другие.

     Медицинские сестры принимают самое активное участие в краевых, международных конференциях, выступают с докладами, представляют лечебное учреждение и Краснодарский край.

 Сотрудники не раз становились победителями краевого профессионального конкурса на звание «Лучший средний медицинский работник Краснодарского края», итоги которого объявлялись в рамках проведение ежегодных съездов для средних медицинских работников Кубани.

    Современная медицина динамично и бурно развивается. Ее стремительное совершенствование и новые инновационные тренды ставят данную отрасль на самые передовые позиции мировой науки. Несомненно, это непосредственно связано с социальным аспектом самой медицины. Инновационные процессы в медицине все больше влияют на качество жизни населения Земле. Сегодня современные технологии ежедневно возвращают здоровье, сохраняют жизнь десяткам тысяч пациентов. Реализация возможностей инновационных технологий в оказании медицинской помощи населения наиболее эффективна в условиях комплексного подхода, когда организационно и территориально, в системе единой кадровой политики объединяются все основные специализированные направления клинической, поликлинической, диспансерной помощи. Все это возможно при наличие высококвалифицированных кадров. [1,2,3].

   Корпоративное обучение специалистов со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала в ГБУЗ «НИИ – ККБ №1» МЗ КК организована таким образом, чтобы каждый специалист понимал, что поднять престиж работников в обществе реально только за счет их профессионального роста на основе Государственных стандартов. Реформы начинаются с изменением мышления медицинского работника.

   Сестринское дело – это искусство, и наука. Оно требует серьезного понимания и применения высокопрофессиональных знаний и умений. В основе всех сестринских реформ лежит принцип «Начни с себя». 

Список литературы

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Обеспечение непрерывного образования и профессионального развития специалистов сестринского дела как один из важнейших ресурсов повышения качества медицинской помощи // Главная медицинская сестра. № 8,2015 -с. 106. EDN: https://elibrary.ru/UDDLJX

2. Калинина С. Как обеспечить высокое качество сестринской помощи // Сестринское дело № 6,2015 -с. 8.

3. Мыльникова И. Симуляционное обучение медицинских сестер – актуальность и перспективы. // Сестринское дело № 3,2014 - с.33.

4. Сестринская профессия сегодня (собственная информация) // Сестринское дело № 7, 2015 - с. 10.

5. Хисамутдинова З.А. Непрерывное профессиональное образование специалистов сестринского дела. // Сестринское дело № 3,2015 - с. 24.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»

8. Федеральный законом от 29.12.2015 № 389 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

9. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

10. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

11. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

12. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

13. Приказ Минздрава РФ от 3.08.2012 № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013г. № 499»,

15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации»

16. Приказ Министерство Просвещения Российской Федерации от 29.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Войти или Создать
* Забыли пароль?