В последние десятилетия в российском образовании происходит заметная трансформация, связанная с внедрением компетентностного подхода. Компетентность в начальном образовании рассматривается как новая мера образования, при этом акцент делается на результатах обучения. Важно не просто количество усвоенных знаний и умений, а способность эффективно действовать в различных проблемных ситуациях. Рассматривается особенности реализации компетентного обучения учащихся начальной школы в условиях обновления ФГОС НОО. Описывается педагогический опыт реализации компетентного полхода в процессе обучения.
компетентный подход, начальное образование, Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Современная начальная школа не может игнорировать процессы модернизации образования, которые происходят по всему миру, включая Россию. Начальное образование, как важный и неотъемлемый этап формирования личности, затрагивает все мировые тенденции и инновации, такие как личностно-ориентированный подход, информатизация и интеграция. Одной из таких тенденций является компетентностный подход.
Компетентностный подход подразумевает не просто усвоение разрозненных знаний и умений, а их комплексное освоение. Объектом данного исследования является внедрение компетентностного подхода в обучении на уроках начальной школы в рамках обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [4].
В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания теряют свою значимость как капитал. Современное информационное общество создает новую систему ценностей, в которой наличие знаний, умений и навыков является необходимым, но недостаточным результатом образования. Современный человек должен уметь ориентироваться в потоке информации, осваивать новые технологии, обучаться самостоятельно, а также находить и использовать недостающие знания. Важными качествами являются универсальность мышления, динамичность и мобильность. Компетентностный подход представляет собой один из ответов на вопрос о том, какие результаты образования необходимы для личности и востребованы в современном обществе. Формирование компетенций у учащихся сегодня является одной из самых актуальных задач в образовании. Этот подход может рассматриваться как решение проблемы, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечения качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционными методами.
Компетентность рассматривается как новая мера образованности человека, при этом акцент делается на результатах обучения. В качестве таких результатов выступает не просто сумма усвоенных знаний, умений и навыков, а способность эффективно действовать в различных проблемных ситуациях. Однако анализ педагогических исследований и образовательной практики показывает, что существует противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, соответствующими компетентностной модели образования, и существующей системой обучения младших школьников. Речь идет о компетентности как новой мере образованности человека. Компетентность можно выразить формулой: знаю + умею + хочу + делаю.
Компетентностный подход подразумевает новую роль ученика – он становится активным участником процесса обучения. Изменяются и отношения между учителем и учащимися, что отражается в новой организации урока и его деятельности. Это проявляется в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:
- приоритет диалогических форм учебной деятельности, рассматриваемых как обмен смыслами;
- организация сотрудничества между учителем и учениками;
- доброжелательное общение;
- поддержка успешности учащихся в различных видах деятельности;
- взаимная заинтересованность в рефлексии и развитии адекватной самооценки действий, усилий и результатов.
- взаимная обратная связь без страха самовыражения.
Основные методы и подходы к обучению формируют названия различных образовательных технологий, которые позволяют учителю применять компетентностно-ориентированный подход [1]. К ним относятся технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские методы, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии и игровые методы.
Вот примеры заданий, направленных на развитие компетенций:
- Задания, которые требуют от ученика творческих способностей.
- Задания, в которых необходимо применять знания в новой ситуации.
- Задания, включающие элементы поисковой и исследовательской деятельности.
- Многоэтапные задания.
С первого класса важно развивать навыки проектирования и исследовательской деятельности, формировать у учащихся интерес к познавательной активности и расширять их кругозор [3]. Например, после изучения всех букв учащимся можно предложить выполнить мини-проект под названием «Азбука». Вместе с родителями и учениками они могут подобрать стихи и рисунки, соответствующие каждой букве, оформить книжки, придавая буквам жизнь. Учащиеся начальной школы обожают придумывать и фантазировать.
Во втором классе проектная работа должна стать более сложной. На уроках учителю следует регулярно задавать вопросы: «Что вас удивило? Что заинтересовало? Каково ваше мнение по этому вопросу? Как вы думаете? С какими трудностями вы столкнулись?» и другие [1]
Важно развивать диалогическую речь, Учитель обязан внимательно слушать мнения всех учеников, не перебивая их. Каждый человек должен уметь ясно выражать свои мысли и мнения, и развитая речь способствует этому. Для помощи в этом можно использовать творческие задания, такие как написание загадок, сказок или создание «историй наизнанку». Если детям трудно выразить свои чувства относительно стихотворения, можно предложить им сделать это с помощью рисунка.
На уроках математики можно использовать такое занятие, как написание сочинений. Сказки служат не только источником народной мудрости, но и инструментом для развития учащихся: их творческих навыков, речевой выразительности, воображения, критического мышления и интереса к предмету. Создание математических сказок требует внимательного анализа значений математических понятий, таких как геометрические фигуры, числа и цифры. Например, треугольник может изменять свою форму и название, а также переживать приключения, связанные с вычислением его величин, таких как площадь и периметр. Что касается чисел, можно придумывать сказочные арифметические действия и изменять их «внешний вид» (цифровое представление). Также к таким произведениям можно отнести волшебные истории о происхождении математических понятий и их обозначений. Загадки представляют собой особый вид, который сочетает в себе элементы, как описательных сочинений, так и сказок.
Ценностно-смысловые компетенции относятся к ценностным ориентирам ученика, его способности воспринимать и осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, а также стремиться к его преобразованию [4]. Например, на занятиях «Мир вокруг нас» учителю целесообразно работать над расширением кругозора и углублением знаний учащихся по предмету, развивать их исследовательские навыки, учить проводить длительные наблюдения и ставить простейшие эксперименты и т.д.
В заключение, важно отметить, что учебные задания в компетентностном обучении занимают центральное место, так как каждое из них должно способствовать развитию одного или нескольких ключевых умений, необходимых для достижения поставленных целей. Начиная с первого класса, в уроки следует включать задания компетентностного характера: творческие задания, задачи, требующие применения знаний в новых контекстах, а также задания, включающие элементы поисковой и исследовательской деятельности, и многооперационные задачи. Таким образом, учебный материал открывает широкие возможности для формирования ключевых компетенций у младших школьников в начальной школе.
1. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 251 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15816-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564953 (дата обращения: 27.03.2025).
2. Инновации и традиции в педагогике начального образования : монография / под редакцией Е. Н. Землянской, С. В. Яковлев. — Москва : МПГУ, 2022. — 248 с. — ISBN 978-5-4263-1073-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/253007 (дата обращения: 24.03.2025).
3. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05925-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564315 (дата обращения: 24.03.2025).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286. - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/