РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В последние десятилетия в российском образовании происходит заметная трансформация, связанная с внедрением компетентностного подхода. Компетентность в начальном образовании рассматривается как новая мера образования, при этом акцент делается на результатах обучения. Важно не просто количество усвоенных знаний и умений, а способность эффективно действовать в различных проблемных ситуациях. Рассматривается особенности реализации компетентного обучения учащихся начальной школы в условиях обновления ФГОС НОО. Описывается педагогический опыт реализации компетентного полхода в процессе обучения.

Ключевые слова:
компетентный подход, начальное образование, Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

Современная начальная школа не может игнорировать процессы модернизации образования, которые происходят по всему миру, включая Россию. Начальное образование, как важный и неотъемлемый этап формирования личности, затрагивает все мировые тенденции и инновации, такие как личностно-ориентированный подход, информатизация и интеграция. Одной из таких тенденций является компетентностный подход.

Компетентностный подход подразумевает не просто усвоение разрозненных знаний и умений, а их комплексное освоение. Объектом данного исследования является внедрение компетентностного подхода в обучении на уроках начальной школы в рамках обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [4].

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания теряют свою значимость как капитал. Современное информационное общество создает новую систему ценностей, в которой наличие знаний, умений и навыков является необходимым, но недостаточным результатом образования. Современный человек должен уметь ориентироваться в потоке информации, осваивать новые технологии, обучаться самостоятельно, а также находить и использовать недостающие знания. Важными качествами являются универсальность мышления, динамичность и мобильность.  Компетентностный подход представляет собой один из ответов на вопрос о том, какие результаты образования необходимы для личности и востребованы в современном обществе. Формирование компетенций у учащихся сегодня является одной из самых актуальных задач в образовании. Этот подход может рассматриваться как решение проблемы, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечения качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционными методами.

Компетентность рассматривается как новая мера образованности человека, при этом акцент делается на результатах обучения. В качестве таких результатов выступает не просто сумма усвоенных знаний, умений и навыков, а способность эффективно действовать в различных проблемных ситуациях. Однако анализ педагогических исследований и образовательной практики показывает, что существует противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, соответствующими компетентностной модели образования, и существующей системой обучения младших школьников. Речь идет о компетентности как новой мере образованности человека. Компетентность можно выразить формулой: знаю + умею + хочу + делаю.

Компетентностный подход подразумевает новую роль ученика – он становится активным участником процесса обучения. Изменяются и отношения между учителем и учащимися, что отражается в новой организации урока и его деятельности. Это проявляется в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

  • приоритет диалогических форм учебной деятельности, рассматриваемых как обмен смыслами;
  • организация сотрудничества между учителем и учениками;
  • доброжелательное общение;
  • поддержка успешности учащихся в различных видах деятельности;
  • взаимная заинтересованность в рефлексии и развитии адекватной самооценки действий, усилий и результатов.
  • взаимная обратная связь без страха самовыражения.

Основные методы и подходы к обучению формируют названия различных образовательных технологий, которые позволяют учителю применять компетентностно-ориентированный подход [1]. К ним относятся технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские методы, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии и игровые методы.

Вот примеры заданий, направленных на развитие компетенций:

  1. Задания, которые требуют от ученика творческих способностей.
  2. Задания, в которых необходимо применять знания в новой ситуации.
  3. Задания, включающие элементы поисковой и исследовательской деятельности.
  4. Многоэтапные задания.

С первого класса важно развивать навыки проектирования и исследовательской деятельности, формировать у учащихся интерес к познавательной активности и расширять их кругозор [3]. Например, после изучения всех букв учащимся можно предложить выполнить мини-проект под названием «Азбука». Вместе с родителями и учениками они могут подобрать стихи и рисунки, соответствующие каждой букве, оформить книжки, придавая буквам жизнь. Учащиеся начальной школы обожают придумывать и фантазировать.

Во втором классе проектная работа должна стать более сложной. На уроках учителю следует регулярно задавать вопросы: «Что вас удивило? Что заинтересовало? Каково ваше мнение по этому вопросу? Как вы думаете? С какими трудностями вы столкнулись?» и другие [1]

Важно развивать диалогическую речь, Учитель обязан внимательно слушать мнения всех учеников, не перебивая их. Каждый человек должен уметь ясно выражать свои мысли и мнения, и развитая речь способствует этому. Для помощи в этом можно использовать творческие задания, такие как написание загадок, сказок или создание «историй наизнанку». Если детям трудно выразить свои чувства относительно стихотворения, можно предложить им сделать это с помощью рисунка.

 

На уроках математики можно использовать такое занятие, как написание сочинений. Сказки служат не только источником народной мудрости, но и инструментом для развития учащихся: их творческих навыков, речевой выразительности, воображения, критического мышления и интереса к предмету. Создание математических сказок требует внимательного анализа значений математических понятий, таких как геометрические фигуры, числа и цифры. Например, треугольник может изменять свою форму и название, а также переживать приключения, связанные с вычислением его величин, таких как площадь и периметр. Что касается чисел, можно придумывать сказочные арифметические действия и изменять их «внешний вид» (цифровое представление). Также к таким произведениям можно отнести волшебные истории о происхождении математических понятий и их обозначений. Загадки представляют собой особый вид, который сочетает в себе элементы, как описательных сочинений, так и сказок.

Ценностно-смысловые компетенции относятся к ценностным ориентирам ученика, его способности воспринимать и осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, а также стремиться к его преобразованию [4]. Например, на занятиях «Мир вокруг нас» учителю целесообразно работать над расширением кругозора и углублением знаний учащихся по предмету, развивать их исследовательские навыки, учить проводить длительные наблюдения и ставить простейшие эксперименты и т.д.

В заключение, важно отметить, что учебные задания в компетентностном обучении занимают центральное место, так как каждое из них должно способствовать развитию одного или нескольких ключевых умений, необходимых для достижения поставленных целей. Начиная с первого класса, в уроки следует включать задания компетентностного характера: творческие задания, задачи, требующие применения знаний в новых контекстах, а также задания, включающие элементы поисковой и исследовательской деятельности, и многооперационные задачи. Таким образом, учебный материал открывает широкие возможности для формирования ключевых компетенций у младших школьников в начальной школе.

Список литературы

1. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 251 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15816-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564953 (дата обращения: 27.03.2025).

2. Инновации и традиции в педагогике начального образования : монография / под редакцией Е. Н. Землянской, С. В. Яковлев. — Москва : МПГУ, 2022. — 248 с. — ISBN 978-5-4263-1073-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/253007 (дата обращения: 24.03.2025).

3. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05925-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564315 (дата обращения: 24.03.2025).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286. - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/

Войти или Создать
* Забыли пароль?