с 01.01.2013 по 01.01.1925
В современных социально-образовательных условиях резко возросло значение физического воспитания подрастающего поколения. В профилактике заболеваний важное место принадлежит сознательному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни, физической культуре, а также приобщения к ней детей. Но у родителей мало опыта и знаний. В связи с этим возникает растущий интерес и потребность в ознакомлении педагогов и родителей с эффективными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. В статье представлен обзор существующих физкультурно-оздоровительных форм работы, позволяющих реализовать двигательную деятельность детей и направленных на укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
двигательная деятельность, физическая культура, эффективные форм работы, физкультурно-оздоровительная работа.
В соответствии федеральным государственным образовательным стандартом главной задачей является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей. Детские сады, школы и конечно родители, безусловно, следуют этим задачам, осуществляя укрепление здоровья детей, через спортивные секции, занятия и другие спортивные направления. Имеются некоторые причины, по которым дети дошкольного возраста могут болеть, несмотря на занятия спортом: незрелость дыхательной системы; кризисы формирования иммунитета; множественные вариации патогенных организмов; психоэмоциональное состояние ребенка.
Какие же самые эффективные формы работы, выбрать инструктору по физической культуре по оздоровлению детей с учетом этих причин? Для начала нужно знать уже имеющиеся заболевания у ребенка и осуществлять физкультурно-оздоровительную работу с детьми с учетом этих заболеваний. Большую роль в этом процессе играет регулярность занятий. Физкультурно-оздоровительная работа - это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка. Ключевая фраза - «комплекс мероприятий». Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. Поэтому проблема оздоровления детей - это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательной организации на длительный период.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации включает в себя следующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, подвижные и физические игры, закаливание, дыхательная гимнастика, физкультурные досуги, упражнения между занятиями (динамическая пауза), летние забавы на прогулках.
1. Физкультурное занятие является основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям. Занятия обязательны для всех детей и проводятся круглый год. Летом физкультура не отменяется. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий:
- классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
- сюжетные занятия – комплексные занятия, объединенные определенным сюжетом: спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.;
- игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.);
- тематические занятия (с одним видом физических упражнений);
- занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
2. Подвижные игры. Проводятся в помещении (спортивном зале) и на прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.
3. Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений для дыхания, применяемых в профилактике и лечении некоторых болезней.
4. Физкультурные досуги - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха, содержание которого составляют физические упражнения, проводимые в форме веселых игр, забав, развлечений.
5. Упражнения между занятиями позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.
6. Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать актуальные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения. Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением.
Физическое воспитание и оздоровление дошкольников - сложный процесс. Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Во всех формах организации физического воспитания детей инструктор по физической культуре обязан контролировать нагрузку и учитывать индивидуальные особенности детей. Важно отметить, если ребенок будет выполнять упражнения в меру своих возможностей, это поможет укреплению у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Эффективность работы по формированию здорового образа у дошкольников достигается благодаря комплексному подходу, сочетающему в себе теоретические знания и практические навыки. В результате целенаправленной и систематической работы у детей формируются элементарные представления о здоровом образе жизни, потребность в двигательной активности, навыки личной гигиены и безопасного поведения.
Дети становятся более самостоятельными, ответственными и уверенными в себе, что способствует их гармоничному развитию и успешной адаптации в дальнейшей жизни. Также играет значительную роль интеграция физкультурно-оздоровительной работы в образовательный процесс. Включение подвижных игр, физкультминуток и динамических пауз в занятия помогает снять умственное напряжение и повысить работоспособность детей. Использование здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и самомассаж, способствует укреплению здоровья и формированию у детей осознанного отношения к своему телу.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОО представляет собой комплексный и систематический процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни и всестороннее развитие. В результате, систематически используя все формы физкультурно-оздоровительной работы, дети активно участвуют в различных видах деятельности, направленных на укрепление здоровья детей и формирование у них позитивного отношения к здоровому образу жизни.
1. Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта / Г.Д. Бабушкин. – Саратов: Вузовское образование, 2024. – 449 c.
2. Головина А.В., Косинова М.Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2023. – № 11 (70). – С. 15–17. EDN: https://elibrary.ru/KYDBUD
3. Сосуновский В.С., Загревская А.И. Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 11. – С. 68–70. EDN: https://elibrary.ru/RVHCQF