Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассматриваются проблемы, связанные с развитием профессионального образования. Среди них выделяются ключевые аспекты, такие как критика существующей системы финансирования, актуальные рабочие программы, квалифицированный преподавательский состав, методическое сопровождение, мотивация обучающихся. По результатам анализа следует вывод, что требуется создание гибкой образовательной системы, которая сможет эффективно реагировать на вызовы времени и потребности современного рынка труда. Однако для этого необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон: образовательных учреждений, работодателей, государственных органов и студентов.

Ключевые слова:
Профессиональное образование, квалифицированные преподаватели, обучение, образовательный процесс, методы преподавания
Текст

Процесс подготовки кадров в системе образования Российской Федерации на различных этапах её развития характеризуется наличием различных проблем. Таким образом, проблема подготовки кадров носит актуальный и острый характер.

В настоящее время в сфере производства наблюдается проблема недостаточной квалификации специалистов среднего и высшего звена. Молодые специалисты часто имеют слабые базовые знания и навыки, а значит требуются значительные усилия со стороны работодателя для их подготовки к выполнению профессиональных обязанностей. Такая ситуация негативно сказывается на производственном процессе, замедляя выполнение рабочих задач и снижая общую эффективность предприятия.

Труд педагога внутренне противоречив, в нем сочетаются специализированные знания и общепрофессиональные – психолого-педагогические знания, умения, навыки.

На сегодняшний день, в первую очередь, педагог сталкивается с такой актуальной проблемой, как слабый интерес к обучению. Зачастую дети не знают, чем хотели бы заниматься в самостоятельной жизни, родители выбирают место обучения. У студентов отсутствует чёткое представление о своих интересах и способностях, они недостаточно информированы о рынке труда, перспективах профессионального развития. Вместе с тем, подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, стремящихся постоянно развиваться в выбранной профессии, невозможна, если выбор этой профессии не является осознанным [1].

Отсутствие желания обучаться выбранной профессии может существенно влиять на качество образовательного процесса и результаты обучения. Это приводит к поверхностному усвоению материала, снижению успеваемости и, как следствие, к снижению качества подготовки специалистов. На мотивацию студентов может влиять организация учебного процесса, методы преподавания и взаимодействие с преподавателями. Необходимо с большей периодичностью проводить профориентацию в школах, показывать презентации, рассказывать о будущей профессии, приглашать на мастер-классы школьников. Также важно учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого студента, чтобы обеспечить максимальную мотивацию и эффективность обучения. Это может включать в себя разработку индивидуальных образовательных траекторий, предоставление возможностей для выбора курсов и проектов, соответствующих интересам студента.

Кроме того, стоит отметить неэффективность такой формы контроля знаний у студентов, применяемой в процессе обучения, как тестирование. Тестирование не всегда способно полноценно оценить глубину понимания материала и может оставлять в голове учащихся запутанность и непонимание.

Одним из основных аргументов против тестирования является то, что оно фокусируется на запоминании фактов и информации, а не на понимании концепций и связей между ними. В результате, учащиеся могут успешно проходить тесты, но при этом не обладать глубокими знаниями и навыками критического мышления. Альтернативные формы проверки знаний, такие как эссе, проекты, дискуссии и практические задания, могут более эффективно оценить понимание материала.

В современном производстве ключевую роль играют кадры, обладающие способностью к аналитическому мышлению и умением принимать взвешенные решения. Это обусловлено стремительным развитием технологий, усложнением производственных процессов и необходимостью адаптации к постоянно меняющимся рыночным условиям. Кадры, способные мыслить аналитически, могут эффективно обрабатывать большие объёмы информации, выявлять закономерности и тенденции, а также прогнозировать результаты различных сценариев.

В связи с этим, современные образовательные программы и системы подготовки кадров должны уделять приоритетное внимание развитию аналитических навыков и компетенций в области принятия решений. Это может включать в себя внедрение междисциплинарных курсов, направленных на формирование комплексного подхода к анализу информации и принятию решений, а также развитие практических навыков через проектную работу и кейс-методы обучения.

Также одной из ключевых проблем образовательной сферы является недостаточное финансирование. Во многих учреждениях среднего профессионального образования ограниченное финансирование на оснащение материально-технической базы. Это негативно сказывается на мотивации студентов и качестве их подготовки, особенно в условиях растущих требований рынка труда к профессиональным навыкам специалистов. Несмотря на такого рода ограничения, профессиональные образовательные учреждения стремятся обеспечить высокий уровень подготовки квалифицированных специалистов. Однако, несмотря на все усилия, проблема недостаточного финансирования остаётся актуальной и требует комплексного решения на государственном уровне.

В условиях быстрого изменения технологий нужны и новые методы преподавания. Традиционные образовательные программы становятся неэффективными. Появляются новые профессии, требуются другие знания и умения, соответственно необходимо постоянное повышение квалификации преподавателей. В связи с этим, актуальной проблемой профессионального образования также являются рабочие программы, которые не учитывают современные производственные задачи и ориентированы на теорию. Теоретические программы могут не учитывать специфику конкретных предприятий и отраслей. Это может привести к тому, что даже высококвалифицированные специалисты не смогут эффективно применять свои знания на практике.

Для решения этой проблемы необходимо разработать механизмы, позволяющие оперативно обновлять и корректировать рабочие программы в соответствии с изменениями в производственной сфере. В условиях быстро меняющегося рынка труда и технологического прогресса программы профессионального образования должны быть гибкими и адаптивными. Необходимо давать возможность учебным заведениям специального профессионального образования адаптировать разработки к реальным потребностям отрасли, так как преподаватели работают совместно с работодателями.

В настоящее время по различным направлениям происходят инновационные изменения, формируется новое содержание образования, разрабатываются новых технологии и методы обучения, меняется стиль мышления учителей и учеников, взаимоотношения между ними. Задача развития отечественного образования состоит в том, чтобы научиться оперативно реагировать на изменение потребностей государства социального заказа, личности.

В системе образования существует такое понятие как – сопровождение образовательного процесса. При таком подходе объектом психолого-педагогического сопровождения является – образовательный процесс, а предметом – ситуация развития ребенка как система отношений его с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Без сомнения, необходимо соблюдать интересы обучающегося, принцип непрерывности (гарантируется непрерывное сопровождение и помощь в решении проблемы на всех этапах образовательной деятельности), принцип системности сопровождения (определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны, на которые можно будет опираться при проведении работы с ним). Отсюда цель психолого-педагогического сопровождения – обеспечение нормального развития обучающегося (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В результате педагог остается вне поля действия данной системы. Все ожидают от педагога включения в выполнение активной, творческой деятельности. И вот здесь актуальная проблема: как в море новых методов, технологий не потеряться. Прежде чем демонстрировать что-то новое, этому надо научиться.

В современном мире вопрос подготовки квалифицированных кадров является одним из ключевых факторов, определяющих уровень развития общества и экономики. Одним из важнейших аспектов в этом процессе является качество преподавательского состава, обеспечивающего обучение будущих специалистов.

Качество подготовки квалифицированных кадров, напрямую зависит от уровня профессионализма и компетентности преподавательского состава. Квалифицированные преподаватели играют центральную роль в формировании профессиональных компетенций у студентов. Их знания, опыт и педагогическое мастерство определяют эффективность образовательного процесса и качество подготовки выпускников.

На сегодняшний день система образования претерпевает существенные изменения: модернизируются образовательные программы, создаются профессиональные стандарты для педагогов, развивается дополнительное образование. Наряду с данными изменениями, встает вопрос о развитии педагогической карьеры, личностного роста педагогов, соответствию Федеральному государственному стандарту (ФГОС) и профессиональным стандартам [2].

В условиях постоянно меняющегося рынка труда и научно-технического прогресса особенно важно, чтобы преподаватели были в курсе последних достижений в своей области и могли передать эти знания своим ученикам. Для этого необходимо методическим службам больше взаимодействовать с педагогическим составом. Не формально отправлять объявления об очередном конкурсе с датой приема заявки на участие, а индивидуально, поэтапно разрабатывать траекторию обучения каждого преподавателя, для повышения его квалификации.

У многих преподавателей есть желание самосовершенствования в профессиональной деятельности. Понятно, что самостоятельно можно узнать и изучить новые технологии работы на производстве, освоить компьютерные профессиональные программы, нововведения в законодательстве по преподаваемым дисциплинам и т.д., но плодотворней и удобнее, когда процесс обучения организован, и вот здесь нужна помощь методистов.

Также методическая работа контролирует соответствие образовательных программ профессиональному стандарту, что обеспечивает реализацию актуальных компетенций занимающихся и получение современного образования для повышения профессиональных и личностных знаний, умений и навыков [2]. Необходимо увеличить количество обучающих программ для преподавателя, например, по новым технологиям преподавания, ораторскому искусству, прохождение стажировок и т.п. Желающие принять участие в таких образовательных мероприятиях всегда найдутся, потому что преподаватели, учителя в наше время, это смелые, не боящиеся трудностей и искренне любящие свой труд люди.

Список литературы

1. Методические рекомендации по профессиональной ориентации для обще образовательных организаций (URL: https://e9x3508s1zwm7z4shdj66ijscoaqtsc2.pdf (дата обращения: 28.03.2025). – Текст: электронный.

2. Сучкова, Е. П. Современная методическая служба как фактор эффективного дополнительного образования / Е. П. Сучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67896/ (дата обращения: 30.03.2025) – Текст: электронный. EDN: https://elibrary.ru/WOSTGN

3. Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Умникова Евгения Леонидовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2011. - 189 с. — URL: https://www.dissercat.com/(дата обращения: 28.03.2025). – Текст: электронный. EDN: https://elibrary.ru/QFHNMV

Войти или Создать
* Забыли пароль?