Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется опыт по организации предметно-развивающей среды в игровой деятельности средней группы детского сада, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают нужды современного развивающегося общества. Описывается, как организовать среду, способствующую взаимодействию с детьми на основе личностно-ориентированной модели в дошкольном образовательном учреждении. Также представлены рекомендации и советы по созданию оптимальных условий для организации самостоятельной игровой деятельности детей средней группы.

Ключевые слова:
дошкольное образование, ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда, игра, ребенок дошкольного возраста.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

В процессе трансформаций, происходящих в системе дошкольного образования в соответствии реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, вся система дошкольного образования претерпела значительные изменения. В требованиях стандарта предметно-пространственная среда выделена как одно из основных условий для успешного образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда служит инструментом для стимулирования самостоятельной игровой активности детей. Она обеспечивает полную реализацию образовательного потенциала как группового пространства, так и материалов, оборудования и инвентаря, что способствует развитию детей, а также охране и укреплению их здоровья [2].

Ключевым требованием современного общества к дошкольным учреждениям является развитие личности, способной самостоятельно и творчески решать разнообразные задачи, критически мыслить, формулировать и отстаивать свою точку зрения и убеждения, а также постоянно обновлять и расширять свои знания через самообразование. Важно также совершенствовать навыки и творчески применять их в реальной жизни. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо регулярно вовлекать детей в самостоятельную игровую деятельность. Эта проблема становится особенно важной в контексте внедрения ФГОС ДО [3].

В соответствии с данными нормативно-правовыми актами предлагается новая модель организации образовательного процесса, акцентирующая внимание на деятельностном подходе к формированию личности ребенка. В ФГОС подчеркивается, что одним из ключевых принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, включая игровую.

Поддержка инициативы также является важным условием для формирования социальной среды, способствующей развитию детей. На этапе завершения дошкольного образования, согласно целевым ориентирам, установленным ФГОС ДО, выделяются следующие возрастные характеристики возможностей детей: они проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способны выбирать занятия и партнеров для совместной деятельности, а также способны к волевым усилиям и принятию собственных решений [4]

Задачу формирования активной, самостоятельной и творческой личности следует решать уже на этапе работы с дошкольниками. Исследования показывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для развития основ самостоятельности, ответственности и творчества. С целью создания комфортных условий для самостоятельной игровой деятельности детей, учитывая все необходимые принципы организации среды, которая способствует взаимодействию с ребенком на основе личностно-ориентированной модели, был разработан наш проект.

Суть проекта состоял в том, что каждый элемент развивающей среды должен быть ориентирован на детей среднего дошкольного возраста. При этом окружающая обстановка должна предоставлять каждому ребенку возможность заниматься тем, что ему нравится, а также проявлять и демонстрировать свою индивидуальность, креативность и самостоятельность во всех видах деятельности, включая игру. В проекте участвовали воспитатели, педагог-психолог, дети и их родители.

Основные задачи проекта:

  • Создание комплекта материалов для организации развивающей предметно-пространственной среды.
  • Внедрение этого комплекта для формирования развивающей среды, способствующей личностному развитию каждого ребенка, а также развитию инициативности, активности, творческих способностей, фантазии, индивидуальности, а также умения участвовать в создании и изменении комфортной для их пребывания среды.
  • Формирование комфортной и эмоционально благоприятной среды для самостоятельной игровой деятельности, в которой дети взаимодействуют с различными её элементами.

Важным аспектом является участие родителей в создании развивающей среды. Индивидуализированная среда в этом контексте не только способствует развитию личности ребенка, но и является показателем профессиональной компетентности педагога.

Проектная работа включала как традиционные, так и инновационные методы. Процесс реализации проекта состоял из трех этапов:

  1. Подготовительный;
  2. Реализация проекта;
  3. Подведение итогов.

Подготовительный этап: анализ методической литературы и материалов, а также интернет-ресурсов, касающихся оформления и создания развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной игровой деятельности.

Этап реализации проекта: на данном этапе происходило преобразование развивающей предметно-пространственной среды, вносились изменения и дополнения в существующее зонирование.

Изменения и трансформации в пространстве были направлены на создание условий для самостоятельной игровой активности. Динамика среды достигается с помощью раздвижных перегородок и ширм. Принцип эмоциогенности среды реализовался через формирование «семейных традиций» и доработку некоторых элементов интерьера детьми и их родителями. Приоритет отдавался личностно-ориентированной модели организации предметного пространства. Идеи и опыт педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды сделали группу уникальной и отличительной от других, при этом соблюдая все необходимые принципы формирования предметной среды.

На заключительном этапе подводились итоги изменений в развивающей предметной среде, проводился анализ выполненной работы и планировались дальнейшие шаги в этом направлении.

Созданная таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на личностное развитие ребенка, способствует общению, любознательности и самостоятельности, а также помогает развивать такие качества, как инициативность, независимость и креативность. Дети должны ощущать свою компетентность, ответственность и самостоятельность, стремясь максимально эффективно использовать свои способности и навыки.

Идея создания развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной игровой деятельности детей постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным [1].

Рассмотрим развивающую предметно-пространственную среду на примере средней группы ДОУ. В групповом помещении нами были организованы зоны для занятий с дидактическими играми и игрушками (столики со стульчиками). Развития движений – в этой зоне учим детей к самостоятельной организации малоподвижным играм («море волнуется раз», «прятки»), игры для координации речи с движениями («зайка серенький сидит»). Дети самостоятельно создавали игры малой и средней подвижности и выполняли движения без посторонней помощи, однако воспитатель внимательно следил за ними и подбадривал словами.

Работа с карточками может помочь детям применять накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности и научить их организовывать соревнования с ровесниками, а также следовать правилам.

Сюжетно-ролевые игры в средней группе имеют свои особенности, соответствующие возрасту детей пятилетнего возраста. В этот период игра начинает трансформироваться: от режиссерской и образной она переходит к сюжетно-ролевой. В нашей группе мы используем специализированную мебель, подобранную с учетом возрастных и индивидуальных характеристик детей. Это позволяет им самостоятельно разыгрывать различные сценарии, такие как магазин, больница, и другие.

Игры со строительными материалами. Они яркие, красочные и многофункциональные. Дети могут самостоятельно создавать города, замки и придумывать свои собственные игры, а также организовывать совместные занятия для других детей.

Игры с машинками – эта зона особенно нравится мальчикам. Они участвуют в различных играх, таких как гонки, организуют соревнования и играют в разные роли. Также они могут использовать строительные материалы и играть в «стройку», полицейских и другие сценарии.

Целью зоны изобразительной деятельности является развитие творческого потенциала детей, формирование интереса к художественной деятельности, а также эстетического восприятия, воображения и художественно-творческих навыков. Здесь дети могут проявлять самостоятельность и активность, проводя много времени за рисованием, созданием поделок из пластилина, вырезанием из бумаги и другими творческими занятиями. В центре доступны раскраски и разнообразные материалы для нетрадиционного рисования. Работы детей, такие как рисунки и поделки, выставляются на стенде «Наше творчество» [5].

Чтение и изучение иллюстраций – в этом уголке дети могут самостоятельно выбрать книгу для просмотра иллюстраций, придумывая свои сказки и рассказы по картинкам.

Уголок природы предназначен для обогащения знаний детей о разнообразии природного мира, формирования любви и бережного отношения к природе, а также для приобщения их к самостоятельному уходу за растениями и развитию основ экологической культуры. В этом уголке созданы условия для наблюдения за комнатными растениями и правильному уходу за ними. Здесь хранится необходимое оборудование: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива и салфетки. Все эти предметы дети могут использовать самостоятельно.

Спортивный центр способствует физической активности и организации мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей. Обеспечивая условия для самостоятельной двигательной активности, взрослые помогают развивать инициативу и самостоятельность детей, что в конечном итоге способствует их творческому развитию.

Расположение различных зон позволяет легко переходить от одной активности к другой. Например, зона для игр со строительными материалами находится рядом с зоной сюжетных игр. Каждая зона может быть изменена по необходимости или желанию, используя пространство соседних зон. Мебель и игровые атрибуты можно перемещать для более эффективного использования пространства. Иногда почти все дети хотят играть в одну игру или заниматься определенной деятельностью, и в таких случаях зону можно легко расширить. В группе также имеется легкий стол для настольных игр, ширма для театра и сюжетно-ролевых игр. Все пространство группы доступно детям: игрушки, дидактические материалы и игры.

Подводя итоги опыта создания развивающей предметно-пространственной среды, можно отметить, что такая среда не является статичной. Она постоянно открыта для изменений и дополнений в зависимости от меняющихся интересов детей.

Список литературы

1. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561060 (дата обращения: 19.03.2025).

2. Игровая деятельность в дошкольном учреждении : учебно-методическое пособие / составитель Ш. Б. Майны. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — 66 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156233 (дата обращения: 21.03.2025).

3. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебник для вузов / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05042-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563447 (дата обращения: 19.03.2025)

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

5. Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: материалы конференции / под редакцией В. П. Тигрова. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2022. — 174 с. — ISBN 978-5-907655-13-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/317183 (дата обращения: 18.03.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?