ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе рассматриваются вопросы использования технологии личностно ориентированного обучения дошкольников в детском образовательном учреждении, а также его отличие от традиционного подхода в обучении детей в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Ключевые слова:
образовательные технологии, дошкольное образование, личностно ориентированный подход в обучении, традиционный подход в обучении.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

В дошкольном образовании занятия являются основным компонентом образовательного процесса. При необходимости коррекции они могут носить компенсирующий характер. Данная форма работы с детьми полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [3].

Важную роль в проведении занятий играют методики, которые определяют характер взаимодействия между воспитателем и ребенком. Особое внимание следует уделять личностно-ориентированному подходу. Для более глубокого понимания его особенностей целесообразно провести сопоставление с традиционной моделью организации занятий для детей. Обычно занятие воспринимается как форма обучения, аналогичному уроку. Однако с позиции личностно-ориентированного подхода оно рассматривается как увлекательная активность, предоставляющая собой уникальный вид деятельности или комбинацию различных видов деятельности. Данная деятельность осуществляется совместно с взрослыми и ориентирована на изучение одной или нескольких областей знаний. Важно отметить, что образовательный процесс не должен ограничиваться лишь социокультурными образцами, нормами и способами поведения. Он должен также принимать во внимание субъективный опыт ребенка, который является значимым элементом его индивидуальной жизни. В противном случае образование рискует стать безличным и формальным, что не отвечает потребностям воспитанника [2].

В рамках личностно-ориентированного подхода инициатива принадлежит как взрослым, так и детям, что упрощает процесс определения образовательных целей. В отличие от этого, традиционный подход может привести к тому, что ребенок не полностью понимает смысл выполнения определенных заданий, что, безусловно, замедляет обучение.  Когда речь идет о «содержании» образовательного процесса, важно отметить, что ключевым фактором является инициатива ребенка. При личностно-ориентированном подходе педагог создает условия, способствующие самостоятельной деятельности детей, позволяя им выбирать интересные темы и опираться на свой опыт в работе. Важно, чтобы педагог изучал интересы детей и поддерживал их активность и мотивацию. В традиционном подходе же все более формально: выбор условий, методов и тем обсуждения осуществляется исключительно педагогом [1].

Формальность традиционной технологии сохраняется и при «организации» взаимодействия. Педагог придерживается заранее запланированных методов, инициатива исходит исключительно от него. Взаимодействие сторон осуществляется посредством монолога взрослого, который на протяжении занятия объясняет определенный материал. Для традиционной технологии, зачастую, характерны фронтальные и групповые формы работы.

В противовес традиционной технологии личностно ориентированная форма образовательного процесса позволяет ребенку принимать активное участие в организации совместного общения и образовательной деятельности, которая приобретает, как правило, индивидуальный характер. При этом по личной инициативе детей могут образовываться несколько небольших групп, либо же коллективная деятельность всех детей. Наличие диалога, а не только монолога со стороны педагога, способствует самостоятельной деятельности детей, которые посредством поиска и экспериментальной деятельности совместно с взрослыми приобретаю знания и уверенность в себе.

В рамках данной технологии роль педагога заключается в создании искусственных ситуаций выбора и успеха, используя разнообразные творческие задания с различным уровнем сложности. При сравнении «анализа» традиционной и личностно ориентированной технологий как структурного элемента взаимодействия между педагогом и детьми можно заметить одну и ту же закономерность: в традиционном подходе инициатива исходит исключительно от взрослых. Педагог самостоятельно подводит итоги работы своих подопечных, оценивая, достигнута ли поставленная цель и насколько качественно дети усвоили изучаемый материал.

Говоря о личностно ориентированных технологиях, стоит отметить модель, разработанную И. С. Якиманской, которая описывает реализацию личностно ориентированного взаимодействия между педагогом и его учениками [4]. В центре этой модели находится «успешный ребенок». К очевидным преимуществам этой модели можно отнести её компактность и вместительность. Кроме того, она может быть полезна не только детям, но и педагогам, так как упрощает процесс проектирования взаимодействия с учениками и организацию педагогической рефлексии.

Для успешного взаимодействия с воспитанниками педагог может применять разнообразные методы, входящие в личностно ориентированную технологию. К таким методам относятся использование личного опыта детей, создание ситуаций, способствующих выбору и достижению успеха, а также обращение к ребенку по имени.

Доброжелательная и эмоциональная манеры общения с детьми, взаимодействие двух сторон, мотивирование детей, использование творческих способностей, а также создание комфортных условий для деятельности детей, забота об их заинтересованности – все это самые сильные стороны личностно-ориентированного подхода. Обязательно должны присутствовать доверие между детьми и педагогом, взаимопомощь (как между педагогом и ребенком, так и между детьми), проводиться своевременная смена деятельности, рефлексия.

Все упомянутые выше признаки должны быть применены на занятиях, вне зависимости от возрастной группы детей. Если они присутствуют, можно с уверенностью сказать, что педагог полностью использует личностно ориентированную технологию. Если же какой-либо из этих признаков отсутствует, это свидетельствует о том, что педагог применяет лишь отдельные элементы технологии, а не овладел ею в полном объеме. Для успешного внедрения личностно ориентированной технологии необходимо обеспечить определенные условия, включая применение индивидуальной программы обучения, направленной на развитие исследовательского мышления.

В заключение важно отметить, что основными компонентами личностно ориентированной технологии для детей дошкольного возраста являются: развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, личная инициатива и творчество. Для педагога же ключевыми аспектами являются диалог с ребенком, понимание его потребностей и предоставление свободы действий. Необходимо осознавать, что ребенок является самостоятельным субъектом образовательного процесса, на который ориентирована деятельность педагога, и его развитие должно быть приоритетом.

Список литературы

1. Ларичева Т. Д., Третьякова Н. И. Практика построения непосредственной образовательной деятельности на основе особенностей технологии личностно ориентированного обучения в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 226–229. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76517.htm. EDN: https://elibrary.ru/XBPAMN

2. Поддубная, Е. А. Реализация технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми в условиях введения ФГОС ДО: // Академии развития творчества. 2018. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/6528-realizaciya-tehnologii-lichnostno-orientirovannogo-vzaimodeystviya-pedagoga-s-detymi-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-do

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

4. Якиманская, И. С. Основы личностно ориентированного образования : монография / И. С. Якиманская. — Москва : Лаборатория знаний, 2015. — 220 с. — ISBN 978-5-9963-0198-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/4431 (дата обращения: 21.03.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Войти или Создать
* Забыли пароль?