Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается процесс внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Описаны ключевые преимущества использования цифровых ресурсов для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, включая развитие когнитивных навыков, коммуникативных компетенций и творческих способностей. Особое внимание уделяется выбору соответствующих технологий и их адаптации для возрастной группы дошкольников. Представлены рекомендации по эффективному использованию цифровых инструментов для обогащения образовательного процесса воспитателей в ДОУ.

Ключевые слова:
цифровые технологии, дошкольное образование, ДОУ, когнитивное развитие, интерактивные методики.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

В наше время трудно встретить человека, который не имел бы дела с цифровой средой, как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Сегодня цифровые технологии воспринимаются не просто как инструменты, а как среда, в которой мы существуем, открывающая новые горизонты: возможность учиться в любое время, создание индивидуальных образовательных маршрутов и многое другое. Умение пользоваться цифровыми технологиями в современном мире стало таким же важным, как навыки чтения и письма.

Цифровизация образования подразумевает достижение высоких образовательных результатов с использованием цифровых технологий, искусственного интеллекта и средств виртуальной реальности, а также обеспечение широкого доступа к интернету и создание цифровой образовательной среды, ориентированной на персонализированное обучение.

Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России, с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей (законных представителей).

Цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации. Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях. Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребенка, становятся хорошим способом для самообучения, развивают произвольную память и концентрацию внимания дошкольника, формирует информационную культуру ребенка.

Внедрение цифровых технологий в дошкольном образовании предполагает использование различных инструментов, которые помогают разнообразить образовательный процесс. Интерактивные доски позволяют делать процесс обучения более визуальным и динамичным. Дети могут активно взаимодействовать с материалом, участвовать в играх, решать задачи и выполнять упражнения с помощью сенсорных экранов. Это не только улучшает концентрацию, но и развивает мелкую моторику. Планшеты с образовательными приложениями могут быть использованы как индивидуально, так и в группах. Различные приложения предлагают игры на развитие математических навыков, изучение основ английского языка, развитие моторики и логического мышления. Важно подбирать программы с учетом возрастных особенностей детей, чтобы они не перегружали ребенка информацией.

Существует множество программ, направленных на развитие различных навыков у детей дошкольного возраста. Например, программы для изучения букв и цифр, игры для развития памяти и внимания, а также виртуальные экскурсии, которые помогают расширить кругозор детей и познакомить их с окружающим миром.

Прекрасные возможности для интеграции цифровых технологий в организации образовательного процесса дает мультипедагогика. Детям предоставляет возможность быть не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником технологического процесса создания мультфильма. Просмотр образовательных мультфильмов, видеороликов и анимаций позволяет наглядно и интересно донести до детей новые знания. Аудиовизуальные средства могут использоваться для объяснения сложных концепций или при изучении тем, требующих визуализации.

Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях (например, работу сердца или полет спутника.) Интенсификация обучения в компьютерной игре достигается чередованием теоретических и практических действий, эмоциональных моментов. Вовлеченность в игру и перенос игровой мотивации на познавательную деятельность способствуют быстрому обучению. Компьютерные игры способствуют психомоторному развитию ребенка, помогают фиксировать, наблюдать, планировать свои действия.

Интеграция инноваций как концепция дает дошкольникам явное преимущество в жизни. Каждая группа в детском саду, должна иметь «набор инноваций», который используется для вовлечения воспитанников в процесс обучения в рамках образовательной программы.

Инновации – это концепция, воплощенная во всем обучении, которое происходит в дошкольной образовательной организации. Педагоги, обладающие высоким уровнем профессиональной компетенции, помогают воспитанникам использовать такие инструменты, которые описали выше. Использование цифровых ресурсов побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями. Детям важно заниматься подвижными играми, но не менее важно иметь немного времени перед экраном каждый день, что позволяет им учиться, пока они развлекаются. Экранное время может оказаться действительно полезным с образовательными веб-сайтами, которые также включают развлекательные мероприятия, такие как игры и телешоу. Образовательные веб-сайты содержат чистый, информативный, интересный и интересный контент. Таким образом, даже педагог и родители почувствуют, что ребенок занимается чем-то конструктивным, а не тратит время впустую.

Несмотря на очевидные преимущества, внедрение цифровых технологий в ДОУ сопряжено с рядом вызовов, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Одной из главных проблем является риск чрезмерного использования цифровых устройств, что может негативно сказываться на здоровье детей, особенно на зрении и психическом развитии. Важно соблюдать баланс между цифровыми и традиционными методами обучения, чтобы избежать негативных последствий. Так же, для эффективного использования цифровых технологий воспитатели должны обладать соответствующими знаниями и навыками. Важно организовать профессиональное обучение и подготовку специалистов, чтобы они могли грамотно интегрировать цифровые инструменты в образовательный процесс. Педагог должен чередовать традиционные методы обучения с использованием цифровых инструментов, чтобы сохранить баланс между активными, подвижными играми и работой с цифровыми устройствами. Это поможет избежать перегрузки детей и сохранить их естественный интерес к обучению.

Цифровая среда, цифровое образование и его качество неотрывно связаны. На организационном уровне должны быть созданы условия для взаимодействия всех участников процесса разработки и внедрения цифровых образовательных средств (субъекты, ответственные за принятие решений на государственном уровне; образовательные заведения; разработчики образовательных программ; органы, обеспечивающие качество сертификации и др.). Подбирая цифровые технологии для работы с детьми дошкольного возраста, следует учитывать их возрастные и психологические особенности. Игры и приложения должны быть простыми в использовании и соответствовать уровням развития детей. Организуя цифровую среду в детском саду, взрослым нельзя забывать о том, чтобы она органично вписалась в уже имеющуюся в дошкольной образовательной организации развивающуюся предметно-пространственную среду.

Таким образом, интегрированный подход к формированию цифровой образовательной среды ДОУ обуславливает ее органическую «встроенность» в образовательную среду, обеспечивая целостность и новое качество последней. Современный воспитатель должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды. То, каким будет будущее дошкольной образовательной среды – неизвестно, но уже сейчас видно, что дошкольные образовательные организации – активные участники цифровых перемен современного общества.

Список литературы

1. Аюченко А.Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А.Е. Аюченко, М.П. Тырина // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 98. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29472; EDN: https://elibrary.ru/AJXFRL

2. Литвинова, С. Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста : учебник для вузов / С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14722-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568087 (дата обращения: 20.03.2025).

3. Сафонов, А. А. Цифровая трансформация образования : учебник и практикум для вузов / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 100 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21363-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569813 (дата обращения: 20.03.2025).

4. Щукин, Д. В. Цифровые форматы и инновационные технологии в современном образовании: понятийный аппарат, методологические основы и практики инструментов : монография / Д. В. Щукин, О. Г. Некрылова. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2023. — 215 с. — ISBN 978-5-00151-360-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/393413 (дата обращения: 20.03.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей. EDN: https://elibrary.ru/HBKOWF

Войти или Создать
* Забыли пароль?