Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
По мере того, как общество становится информационным, меняется и система образования. Информационно-коммуникационные технологии играют решающую роль в развитии образования, открывая новые возможности для качественного обучения и оптимизации управления образовательными процессами.

Ключевые слова:
информационно-коммуникативные технологии, качество обучения, познавательная активность.
Текст

Современный мир меняется и развивается очень быстро. Нынешние достижения, технологические внедрения и изменения формируют новую реальность, в которой обществу приходиться существовать, развиваться и работать.

Образовательные учреждения как носители знаний и культуры не должны оставаться в стороне. Современные информационно-коммуникативные технологии широко используются во всех сферах общества и образования. Поэтому педагогам необходимо идти в ногу со временем и использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.  

Использования информационных технологий в начальной школе позволяет повысить эффективность преподавания, повысить интерес обучающих к предмету, а также грамотно и рационально использовать силы и время учителя. Информационные технологии существенно облегчают работу педагога и повышают эффективность его деятельности.

Одной из самых распространенных форм использования информационных технологий в начальной школе является представление учебного материала в виде мультимедийных презентаций. 

В мультимедийном сопровождении на уроках в начальной школе преобладает деятельностный способ обучения. Ребенок переходит от пассивного субъекта деятельности к активному. Это способствует осознанному получению знаний школьника, а также повышению качества знаний обучающихся.

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Если вы заходите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно». Со времен К.Д. Ушинского прошло достаточно много времени, но смысл этой фразы не утратил важность значения. Урок, включающий разнообразные иллюстрации, видеоролики, схемы, таблицы, вызывает положительные эмоции у детей с различными типами темперамента.

Слово «презентация» переводится с иностранного языка как «представление». Мультимедийные презентации представляют собой эффективный метод подачи информации, основанный на использовании компьютерных программ. Их привлекательность для детской аудитории обусловлена интеграцией динамических элементов, звукового сопровождения и визуальных образов, что способствует удержанию внимания и повышению восприятия материала.

На занятиях по математике преподаватель может использовать презентации, чтобы наглядно представлять примеры и задачи, отображать задания для устного счета, проводить математические игры и организовывать самоконтроль знаний учеников.

В начальной школе, особенно на уроках чистописания, учителя часто сталкиваются с проблемой правильного размещения букв на строке. Использование мультимедийного проектора, отображающего образец прописи на доске, может стать эффективным решением. Это позволит сократить время, затрачиваемое на контроль, повысить продуктивность урока и повысить внимание учеников.

В начальной школе необходимо использовать большое количество таблиц для отработки навыков чтения: слогов, слов и предложений. Создание и хранение таких материалов может быть сложной задачей. Однако современные информационные технологии предлагают эффективное решение. Компьютерный поиск позволяет мгновенно находить нужные материалы, будь то портрет писателя или таблица, значительно упрощая процесс по сравнению с традиционным поиском в шкафу.

Использование анимированных презентаций на уроках окружающего мира значительно улучшает процесс обучения. Они позволяют создать запоминающееся и наглядное представление материала, сочетая в себе элементы зрелищности и научной точности.

Примеры использования анимации: демонстрация фаз Луны, иллюстрация движения Солнца вокруг Земли, отображение движения планет вокруг Солнца, визуализация вращения планет Солнечной системы, показ круговорота воды в природе.

На уроках технологии и изобразительного искусства процесс обучения строится на основе понятных и доступных инструкций, представленных в виде наглядных иллюстраций. Благодаря крупным и четким изображениям все ученики, независимо от расположения их парт, хорошо видят и понимают материал.

Преимущества использования мультимедийных презентаций в учебном процессе:

- вовлеченность и интерактивность - презентации предлагают интерактивные элементы, такие как настраиваемая скорость, спецэффекты и возможность выбора, что повышает вовлеченность аудитории;

- ускоренная передача информации - мультимедийные презентации позволяют донести информацию быстрее, чем традиционные способы;

- мультисенсорное восприятие - информация воспринимается комплексно с использованием зрения, слуха и других чувств благодаря применению изображений, видео, звука и анимации;

- обширный объем информации – в презентации можно компактно разместить значительный объем данных в виде графики, текста и аудио;

- эстетическая привлекательность - презентации позволяют представить информацию в привлекательном формате, используя визуальные и звуковые эффекты, цветовую гамму и последовательность подачи;

- портативность - для демонстрации презентации требуется только компьютер и носитель информации, что обеспечивает удобство использования в разных местах;

- универсальность - созданная презентация может быть использована в различных целях и ситуациях.

Правила создания мультимедийной презентации:

- визуальное единство - используйте единый стиль оформления на всех слайдах;

- безупречная грамотность - текст должен быть написан без орфографических и пунктуационных ошибок;

- минимализм - не перегружайте слайды большим количеством текста и графики;

- читаемость - выбирайте контрастные сочетания шрифта и фона, обеспечивающие комфортное чтение;

- качество изображений - используйте только четкие и качественные фотографии и иллюстрации;

- умеренность в анимации - используйте анимационные эффекты только при необходимости, избегая излишеств;

- обоснованное аудио - звуковое сопровождение (если оно есть) должно быть оправдано и соответствовать содержанию;

- приятное звучание - звук в презентации должен быть мягким, не отвлекающим и не раздражающим.

Лучшими сервисами для создания презентаций являются многие программы.

Программа Power Point, входящая в состав Microsoft Office, хорошо знакома многим пользователям с начала 2000-х годов. Она стала пионером в области создания презентаций, появившись на свет в 1987 году. С тех пор функциональность Power Point постоянно расширялась, и сегодня в ней используются даже технологии искусственного интеллекта.

Prezi улучшает создание презентаций, предлагая альтернативу привычному слайдовому формату. Вместо последовательности слайдов, вы используете динамичный, интерактивный холст. Это дает возможность создавать презентации с нелинейной структурой, где можно свободно перемещаться по всей карте презентации, приближать отдельные детали и мгновенно переходить к интересующим разделам.

Emaze - это платформа для создания интерактивных презентаций. Она предлагает широкий выбор шаблонов, разделенных на 30 тематических категорий, а также позволяет настраивать эффекты переходов. Управление презентацией возможно с помощью голосовых команд.

Readymag - это онлайн-инструмент, который позволяет создавать впечатляющие интерактивные материалы, такие как журналы, книги, презентации и портфолио. Он предоставляет пользователям гибкость в дизайне: можно работать с чистого листа, используя редактор с произвольным расположением элементов, или воспользоваться готовыми шаблонами и блоками для быстрого старта.

Применение компьютеров и информационных технологий в образовательном процессе представляет собой эффективный инструмент, способный при правильном использовании повысить познавательную активность обучающихся к учебе и соответствовать современным требованиям.

Список литературы

1. Голосов В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе, 2022.

2. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. - М.: ЮНИТИ, 2021.

3. Дьяконов В. Мультимедиа–ПК // Домашний Компьютер – 20120. - № 1 (99). - С. 33-38.

4. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2023.

5. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО. – 2024. - № 9 (99). С.121.

Войти или Создать
* Забыли пароль?