Трансформация экономики повысила уровень самостоятельности регионов, что соответствующим образом изменило методологические подходы и принципы региональной политики. В этих условиях, Важным индикатором результативности региональной политики становится динамика развития региональных и потребительских рынков. При этом, эффективное государственное регулирование, сопряженное с активным использованием цифровых технологий и инновационных подходов, способствует созданию условий для устойчивого развития потребительских рынков на всех уровнях.
потребительский рынок, локальный рынок, стратегическое планирование, инновации, инновационное развитие.
Современная трансформация экономики России повысила уровень самостоятельности регионов, что соответствующим образом изменило методологические подходы и принципы региональной политики.
Государственные документы стратегического планирования отражают основные аспекты государственной политики по трансформации экономики в целях повышения национальной безопасности. В частности, ставка на инновационные проекты в ключевых секторах экономики нацелена на повышение эффективности экономики, ее технологической независимости. В этих условиях, главным индикатором результативности этих мер является динамика развития региональных и потребительских рынков.
Современные реалии таковы, что развитие инновационной экономики невозможно без создания эффективной среды в регионах. Развитие отдельных регионов, концентрация производств в определенных центрах давно изжили себя как механизм наращения потенциала страны. Все больше внимание уделяется развитию региональных и локальных рынков. В свою очередь, микролокальные рынки являются механизмами оперативного перестроения под востребованные условия цифрового развития в регионах и стране.
Наиболее эффективным инструментом планирования и перераспределения ресурсов в целях формирования устойчивой экономики является стратегическое планирование.
Локально-территориальные потребительские рынки играют значительную роль в системе трансформирующихся рынков регионов и государства, обуславливая ряд экономических, социальных и экологических процессов. Они стимулируют развитие местной экономики, обеспечивают сбыт продукции местных производителей, что влияет на сокращение уровня безработицы и повышение жизненного уровня населения. Кроме того, поддержка таких рынков способствует диверсификации экономики, снижая зависимость от ограниченного числа отраслей и повышая устойчивость к внешним шокам.
Специфика местных условий, а также отраслевая специализация на той или иной территории опосредуют главные факторы рыночного предложения определенных благ и определенных услуг, сбалансированность их потребления, а также степень инфраструктурной обеспеченности. Эти аспекты напрямую влияют на экономическую деятельность, планирование развития и стратегическое управление ресурсами на местах.
Развитие локально-территориальных потребительских рынков влияет на повышение конкурентоспособности регионов, привлекает инвестиции и способствует развитию инноваций и технологического прогресса. Таким образом, локальные рынки оказывают многогранное воздействие на экономику, социум и экологию, являясь ключевым элементом в системе трансформирующихся рынков.
Эффективность функционирования потребительского рынка как системы обеспечивается адаптированием и быстрым реагированием на изменяющиеся макро-мезо – экономические условия нивелирования и преодоления деформаций и диспропорций. Уровень развития потребительского рынка является интегральным показателем эффективности трансформационных процессов.
Регулирование локально-территориальных потребительских рынков должно включать три элемента: понимание экономического пространства региона, в котором функционирует исследуемый рынок, понимание его специфики локальности как элемента экономического пространства региона, а также содержание понятия рынка и рыночных отношений, которые должны быть изучены [1].
Государственные структуры, помимо общепринятых подходов в регулировании данных рынков, должны применять еще и системный подход (в рамках осуществления прогнозно-адаптированного управления). Прогнозирование территориального потребительского рынка рекомендуется производить при использовании ряда имитационных моделей. Следует подчеркнуть, что предприятия, которые функционируют на этом рынке, отвечают за результат деятельности. В данном случае функция управления – это осуществление поддержки субъектов бизнеса (хозяйствующих субъектов), а также оказание им соответствующих услуг, которые носят информационный характер. Как известно, имитационное моделирование принимает во внимание случайных характер осуществляемых процессов. Кроме того, оно принимает во внимание наличие нелинейных связей, как экономических, так и технологических.
На современном этапе вырастает роль потребительского рынка вообще и локально-потребительских рынков в частности. Потребительский рынок и потребитель как факторы влияния на товары и услуги, социальную направленность и экологическую безопасность, уровень корпоративного управления (ESG) [2], технологические новшества, становятся объективными движущими силами развития.
Потребительский рынок, являясь элементом экономики, сам имеет признаки открытого системного образования, где каждый из многочисленных участников имеет свои интересы и потребности. Государственное регулирование потребительского рынка должно не только разрешать противоречия интересов субъектов, производителей-потребителей, но и создавать механизмы эффективного государственного регулирования в дополнение к «саморегуляции экономики» и классических законов стихийных рыночных отношений [3].
Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг основывается на балансе интересов всех субъектов рынка системы экономических, административных и нормативно – законодательных мер, осуществляемых органами государственной власти [4]. Государственная поддержка субъектов потребительского рынка осуществляется на принципах развития конкурентной среды, сочетанием финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки, использования внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития потребительского рынка [5].
Функционирование потребительских рынков в регионах России осложнено дифференциацией уровней экономического развития регионов, неравномерностью размещения в пространственном аспекте, скрытой и неформальной деятельности, коррупцией и бюрократизмом, неквалифицированными кадрами.
Государственное регулирование, оказавшееся успешным в стимулировании роста ВРП, должно включать не только прямые инвестиции в ключевые отрасли, но и создание благоприятных условий для бизнеса, таких как снижение налогового бремени, улучшение инфраструктуры и поддержка малого и среднего бизнеса. Эти меры могут способствовать развитию локальных рынков, увеличению производства товаров и услуг, что, в свою очередь, положительно сказывается на ВРП региона.
Cтратегическое планирование и прогнозирование в рамках государственного регулирования могут значительно повысить устойчивость и адаптивность локальных рынков к изменяющимся внешним и внутренним условиям, что необходимо для долгосрочного экономического роста и повышения ВРП.
На современном этапе развития региональной экономики чаще всего используется программно – целевой подход к регулированию развития потребительского рынка региона, сущность которого состоит в правильной постановке целей с последующим выбором путей их достижения. Эти пути обобщаются в стратегии экономического развития региона и в программе конкретных мер, осуществление которых способствует более эффективному регулированию потребительского рынка.
Проблемно-ориентированный подход к регулированию развития потребительского рынка региона заключается в выявлении проблем в функционировании территориальных потребительских рынков, а также тенденций их развития и позволяет сконцентрировать внимание органов государственной власти разных уровней на более острых проблемах, тормозящих развитие территориальных потребительских рынков [6]. Не стоит забывать, что подобные вмешательства возможны только в случаях, когда проблемы потребительского рынка являются существенными и не будут решены на основе саморегулирования.
Механизм регулирования территориальных потребительских рынков можно представить в виде алгоритма последовательных действий:
- Анализ состояния территориальных потребительских рынков;
- Диагностика проблем территориальных потребительских рынков;
- Формирование концепции развития потребительских проблем;
- Постановка целей и задач развития;
- Анализ местных социально-экономических условий территории;
- Подбор инструментов государственного регулирования потребительского рынка.
Важным этапом анализа является распределение территориальных потребительских рынков по уровню социально-экономического развития субъектов. Данная методика кластерной классификации позволяет детально исследовать структуру региональной экономики и выявить различия между её объектами.
Составляя рейтинг территориальных субъектов по уровню развития и проводя анализ состояния территориальных потребительских рынков, возможно выделить проблемы и конкретизировать возможный вариант воздействия региональных органов власти на изменение ситуации на потребительском рынке в целом [7]. Очевидной является зависимость результативных показателей потребительского рынка от территориальных условий, состояния и развития инфраструктуры, что требует от региональных органов власти концентрации внимания на регулирование рыночных процессов при разработке проблемно-ориентированной программы развития территорий и субъектов потребительских рынков и рекомендаций по повышению эффективности их функционирования.
Таким образом, государственное регулирование потребительских рынков представляет собой комплексную систему, ориентированную на достижение баланса интересов различных субъектов рынка через многоуровневое взаимодействие экономических, административных и нормативно-законодательных мер. Эффективность данного регулирования обусловлена способностью государства адаптироваться к специфическим условиям и проблемам различных регионов, что включает в себя учет разнообразных факторов, таких как экономическое развитие регионов, уровень коррупции и квалификацию кадров. Важную роль в этом процессе играет и саморегулирование, которое, наряду с государственной поддержкой, формирует устойчивую конкурентную среду.
Комплексное и многоаспектное государственное регулирование, с учетом особенностей регионального развития и активное взаимодействие с саморегулирующимися организациями, обеспечивает наиболее эффективное управление потребительскими рынками, способствуя стабильности и предотвращая серьезные дисбалансы в экономике.
Эффективное государственное регулирование, сопряженное с активным использованием цифровых технологий и инновационных подходов, способствует созданию условий для устойчивого развития потребительских рынков на всех уровнях.
1. Муниципальная экономика: курс лекций / кол. авт.; под общ. ред. Я. П. Силина, Е. Г. Анимицы; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Вольное экон. о-во России, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2021. — 494 с. ISBN 978-5-9656-0306-0
2. Дементьев, В. Е. О монографии Макарова В.Л., Окрепилова В.В., Бахтизина А.Р. «Научные решения сложных экономических и социальных задач с помощью суперкомпьютеров» М.: URSS. 2023. 416 с. ISBN 978-5-9710-6284-4 / В. Е. Дементьев // Экономика и математические методы. – 2023. – Т. 59, № 2. – С. 128-130. – DOIhttps://doi.org/10.31857/S042473880025866-1. – EDN VWLLSX.
3. Ревва, В. Н. Институциональные основы регулирования развития потребительских рынков / В. Н. Ревва, С. Р. Натхо // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2015. – № 2. – С. 190-197. – EDN TJYMIH.
4. Валевич, Р. П. Развитие методов оценки эффективности регулирования региональных рынков потребительских товаров / Р. П. Валевич, С. О. Белова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2019. – № 6(137). – С. 44-54. – EDN SVJCOX.
5. Яни, А. В. Теоретический аспект механизмов регулирования потребительского рынка / А. В. Яни // Эпомен. – 2021. – № 54. – С. 89-94. – EDN ZHDNLZ.
6. Пасешник, Н. П. Функционирование и развитие территориальных потребительских рынков: теоретические, методические и прикладные аспекты: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пасешник Наталья Петровна. – Челябинск, 2013. – 135 с. – EDN SUUCXB.
7. Еремеева, О. С. Интегрированная отчетность как информационная модель территории / О. С. Еремеева // Информационное общество. – 2023. – № 3. – С. 8-14. – DOIhttps://doi.org/10.52605/16059921_2023_03_08. – EDN CCARKR.