сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
Ритм в музыке в детском саду имеет ключевое значение для развития музыкальных способностей и эмоционального восприятия у детей. Они учатся выражать характер и темп музыки через движения, а также воспроизводить простые ритмические рисунки. Применение современных технологий на музыкальных занятиях способствует улучшению ритмического слуха. В этой связи рассматриваются самые инновационные подходы, которые могут использовать музыкальные руководители в дошкольных образовательных учреждениях.
музыкально-ритмические способности, ритмический слух, технология, эвритмия, мнемотехника, элементарное музицирование, дошкольное образование
Музыка и музыкальное развитие играют важную роль во всестороннем и гармоничном развитии ребенка. Исследования многих педагогов в области музыкального образования показывают, что формирование музыкальных способностей следует начинать в дошкольном возрасте. Это способствует эстетическому развитию ребенка, помогает улучшить его музыкальные навыки и оказывает положительное влияние на общее развитие.
В дошкольном возрасте дети проявляют искренний интерес к музыкальному искусству и легко вовлекаются в музыкальную деятельность. Эта деятельность помогает им воспринимать содержание музыки, развивать интерес к ней, а также формировать потребность в постоянном общении с музыкой и активном самовыражении. Участвуя в музыкальных занятиях, дети развивают различные музыкальные способности, среди которых особенно выделяются музыкально-ритмические навыки. Исследования показывают, что ритм является основой музыкального восприятия.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4] подчеркивается, что развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях должно быть многогранным, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программы должны способствовать формированию общей культуры личности детей, включая ценности здорового образа жизни, а также развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности и творческого потенциала каждого ребенка.
Анализируя данные требования, мы приходим к выводу, что развитие музыкально-ритмических способностей занимает в них важное место. Педагогическая технология включает последовательное развитие музыкально-ритмических способностей: от восприятия и воспроизведения пульса (метра) и простых ритмических рисунков до соблюдения метроритмической организации при интерпретации художественного образа музыкального произведения в различных формах музыкальной деятельности [5].
Развитие ритмического слуха является важной составляющей музыкального воспитания детей. Оно способствует формированию желания активно и с удовольствием участвовать в различных музыкальных активностях, таких как восприятие музыки, пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и участие в музыкально-дидактических играх. В музыкально-ритмической деятельности с детьми применяются различные игровые технологии, среди которых выделяется «Хор рук». Эта инновационная музыкально-педагогическая методика разработана современным русским музыковедом, педагогом и исследователем Татьяной Боровик [1]. Основная цель использования данной технологии — развитие координации движений, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности и способности к двигательной импровизации. Все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-дирижеров. Сначала дошкольники прослушивают музыкальное произведение, после чего обсуждают его, делясь мнениями о характере и музыкальном образе. Чтобы детям было легче освоить работу с технологией, можно начать с «одноголосия». В этом случае взрослый выступает в роли дирижера, а дети становятся хором, повторяя его движения. Когда ребята уверенно справляются с «одноголосием», можно переходить к «двухголосию». В этом этапе дети делятся на две группы, и в начале роль дирижеров выполняют один из детей и взрослый. Со временем дети начинают самостоятельно исполнять эту роль. В этой игре мы используем дополнительные элементы, которые крепятся на запястья детей или на перчатки. К ним можно прикрепить листья, цветы, бабочек, птиц и другие атрибуты. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета создаются разнообразные композиции с разным настроением и характером, такие как «Осенний лес», «Танец птиц», и другие. Эта технология может быть использована в самых различных ситуациях: от занятий до концертных выступлений, с детьми разных возрастов, в зависимости от поставленных целей. Благодаря своей простоте, она позволяет любому ребенку, даже застенчивому или испытывающему неловкость, взять на себя роль ведущего, не проявляя при этом личной инициативы.
Технология «Хор рук» представляет собой одну из форм арттерапии, артпедагогики и музыкотерапии, а также активной релаксации. Ее использование в работе направлено на развитие двигательной фантазии у детей, способствует формированию чувства ритма и развивает навыки ансамблевого исполнения и слаженности в совместной деятельности.
В настоящее время в совместной музыкальной деятельности все активнее используется инновационный подход, известный как эвритмия. Эвритмия — это искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки, которое служит одним из способов выражения музыкального движения в пространстве.
Основная цель технологии «эвритмии» — развитие культуры движения у детей дошкольного возраста. В переводе с греческого эвритмия означает «прекрасный ритм» или «прекрасное движение». Этот подход возник в начале XX века в Швейцарии и был разработан немецким философом и мыслителем Р. Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики. Эвритмическая совместная музыкальная деятельность представляет собой увлекательную историю, которую рассказывает педагог, сопровождая её движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети превращаются в образы различных растений и животных, переживают природные явления и имитируют действия людей.
В данную технологию входят следующие дидактические блоки, которые могут быть организованы в произвольном порядке: ритмические игры. блок развития крупной моторики (упражнения для улучшения координации, равновесия и ловкости стопы, а также упражнения для изучения анатомии тела). блок развития мелкой моторики, социальные игры (взаимодействие с партнером и группой детей как единого коллектива), импровизационные двигательные композиции под музыкальное сопровождение. Эвритмия способствует развитию музыкальных и творческих способностей детей, а также их эмоциональной сферы, нравственно-коммуникативных качеств и психического потенциала. Это, в свою очередь, положительно сказывается на культуре движений у дошкольников.
Технология «Мнемотехника» представляет собой набор правил и приемов, которые упрощают запоминание информации за счет создания дополнительных ассоциаций. Этот метод особенно эффективен при обучении музыкально-ритмическим движениям на занятиях музыкой. Основная цель мнемотехники заключается в развитии памяти, мышления, воображения и внимания — психических процессов, которые играют ключевую роль в освоении музыкально-ритмических движений.
Суть метода заключается в следующем: для каждой смены танцевальных движений создается изображение, что позволяет схематически представить весь танец. Затем ребенок, опираясь на графическое изображение и свою память, воспроизводит танец в полном объеме. В мнемосхемах и мнемотаблицах рекомендуется использовать картинки с изображением человечков в различных позах, а также разноцветные схемы, которые передают настроение танца. Изображения должны быть простыми и понятными для детей, вызывая у них наглядные ассоциации, без лишних деталей, которые могут отвлекать.
Технология «элементарное музицирование» способствует развитию у детей чувства ритма, так как является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Занимаясь игрой на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их взаимосвязей, а также начинают осознанно различать красоту звучания различных инструментов. Техническая простота игры на шумовых и ударных инструментах привлекает детей и побуждает их участвовать в музыкальном оркестре, что, в свою очередь, способствует элементарной импровизации. Во время игры на детских музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные способности, включая различные виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический, а также чувство музыкальной формы, музыкальная память и творческое воображение. Кроме того, занятия музыкой способствуют развитию волевых качеств, сосредоточенности, внимания, усидчивости и создают положительное эмоциональное состояние у детей.
«Ритмодекламация» представляет собой синтез музыки и поэзии. Это музыкально-педагогическая модель, в которой текст не исполняется, а ритмично декламируется. Ритм, заложенный в словах и фразах, легко усваивается детьми: они могут притопывать, прихлопывать или переносить его на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма и улучшает артикуляцию, но и погружает детей в мир динамических оттенков и разнообразия тембров. Важно отметить, что дети незаметно запоминают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением. Умение вдохновлять детей на игру и создавать атмосферу сказки, загадки, приключений, тайн и волшебства является важным и необходимым. Это требует артистизма, выразительности в интонации и речи, а также пластичности и мимики, чтобы погружать детей в различные эмоциональные состояния.
Применение современных технологий и методических подходов в музыкальной деятельности создает на занятиях и праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения. Дети становятся активными и раскрепощенными, постепенно преодолевая страх и неуверенность. Они осваивают базовые музыкальные знания, развивают творческие способности и познают себя и окружающий мир через игровое, радостное и естественное взаимодействие с музыкой.
1. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть 1. Мн.: Книжный дом, 1999. – 11 Боровик Т.А. Ти-ти-та и ди-ли-дон. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет
2. Боровик Т.А. Ти-ти-та и ди-ли-дон. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет. Пара Ла Оро, 2008. - 90 стр.2 с. Учебное пособие. Серия: От слова к музыке.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». - СПб.: ПИТЕР, 2014, - 460 с.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
5. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для вузов / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09217-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565169 (дата обращения: 01.04.2025).