студент
сотрудник
В статье представлено исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов. Практическое исследование проводилось на базе общеобразовательной школы и включало выявление внутренних и ситуативных факторов, провоцирующих синдром эмоционального и профессионального выгорания. Результаты диагностики позволили разработать рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профилактика профессионального стресса, ситуативная тревожность.
Каждый человек, работающий в социальной сфере, в нашем случае – преподаватель, хотел бы иметь приятный коллектив, хорошие условия труда, комфортное помещение, возможность удовлетворения гигиенических потребностей и достойное вознаграждение за свой труд: деньги, награды, льготы и т.д. Решая профессиональные задачи, учитель вкладывает свой труд, стремясь к реализации личностно значимых целей. Эти интересы индивидуальны для каждого, но в определенной степени типичны: причастность к важному делу; потребность в уважении; возможность развиваться; заниматься творческой и научной деятельностью; планировать и организовывать свою работу. Невозможность реализовать свои значимые цели, профессиональный стресс, перенапряжение в работе зачаcтую приводят к развитию эмоционального выгорания у педагогов.
Синдром эмоционального выгорания - это состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Поскольку педагогическая профессия связана с высоким уровнем стресса и ответственности, то эмоциональная усталость усиливается синдромом профессионального выгорания, который включает в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [1, 6].
Актуальность исследования проблем выгорания связана с увеличением нагрузок и требований общества к результатам работы педагогов. Чрезмерные вызовы ухудшают здоровье, эффективность профессиональной деятельности, ведут к тому, что педагоги уходят из профессии. Целью нашего исследования стала разработка рекомендаций по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.
Задачи исследования включали: подбор диагностических методик для выявления внутренних факторов эмоционального выгорания, провоцирующих синдром эмоционального и профессионального выгорания; анализ результатов диагностики; разработку рекомендаций по профилактической работе с эмоциональным выгоранием педагогов.
В отечественной литературе процессуальная концепция выгорания представлена в работах, описывающих его с точки зрения понятий о стрессе в концепции Г. Селье. В исследованиях Т.В. Колузаева описаны причины, последствия и способы профилактики эмоционального выгорания в профессиях сферы «человек-человек» (по классификации Е. А. Климова) [5]. Взаимосвязь эмоционального выгорания с общением отмечает ряд авторов вслед за А. А. Китаев-Смык считает: выгорание наступает вследствие душевного переутомления [2 - 4].
По данным Т. И. Ронгинской, 81% обследованных учителей находятся в группе риска по развитию синдрома выгорания. Причем 53% из них - это тип A, для которого характерна неудовлетворенность своей деятельностью и острое переживание несоответствия между собственным вкладом и получаемым или ожидаемым вознаграждением. 28% учителей обнаруживают выраженные признаки синдрома профессионального выгорания по типу B, что проявляется в постоянном беспокойстве и беспредметных страхах, снижении способности к релаксации и конструктивным решениям профессиональных проблем. Не обнаружена зависимость выгорания от возраста и пола обследованных учителей, а также от региональных условий профессиональной деятельности. Выгорание в большей мере связано с организационными условиями работы, что согласуется с результатами исследований других авторов [3].
Анализ литературы показал, что специфика профессиональной деятельности и высокий уровень профессионального стресса у педагогов способствует развитию синдрома эмоционального выгорания. Анализ диагностических методик, позволяющих исследовать настроение педагогов, находящихся на работе, уровень их тревожности и перенапряжения, уровень стресса, определил выбор тестового материала.
Практическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №15 им. В.И. Гражданкина, г. Краснодара. Выборка составила 10 человек. Все участники исследования – женщины от 25 до 56 лет; из них: 30% имеют стаж работы до 10 лет, 50% – от 10 до 20 лет, 20% – от 31 до 40 лет. Средний возраст составил 30,6 года, а средний стаж –14,5 лет.
Тестирование проводилось с использованием методик: «Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI»; «Оценка самочувствия, активности и настроения (САН)»; «Диагностика тревожности Спилбергера-Ханина»; «Шкала воспринимаемого стресса (PSS)» [3, 5].
Исследование синдрома эмоционального выгорания показало, что 40% педагогов испытывают высокий уровень психического выгорания, в то время как у остальных 60% выгорание находится на среднем уровне (таблица 1). Также было обнаружено что 40% педагогов имеют крайне высокий уровень психоэмоционального истощения, что проявляется в виде физической и эмоциональной усталости, снижения мотивации и продуктивности. Средний уровень деперсонализации (40%) свидетельствует о том, что педагоги могут испытывать эмоциональную отстраненность от своей работы и учащихся. Средний уровень редукции личных достижений (60%) указывает на снижение удовлетворенности своими профессиональными успехами и ощущение недостаточной эффективности.
Таблица 1
Результаты диагностики уровней эмоционального выгорания педагогов
Категории |
Показатели уровней эмоционального выгорания |
Значение (в %) |
Истощение |
Психоэмоциональное истощение (Среднее) |
30 |
Психоэмоциональное истощение (Высокое) |
30 |
|
Психоэмоциональное истощение (Крайне высокое) |
40 |
|
Деперсонализация |
Деперсонализация (Крайне низкий) |
10 |
Деперсонализация (Низкая) |
30 |
|
Деперсонализация (Средняя) |
40 |
|
Деперсонализация (Высокая) |
20 |
|
Редукция |
Редукция личных достижений (Среднее) |
60 |
Редукция личных достижений (Высокое) |
40 |
|
Выгорание |
Психическое выгорание (Среднее) |
60 |
Психическое выгорание (Высокое) |
40 |
Исследование факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания преподавателей показало, что большинство педагогов (60%) испытывают изменчивое настроение, что может свидетельствовать о нестабильности эмоционального состояния. Это часто связано с частыми изменениями в рабочей среде, высокой нагрузкой или недостатком времени для восстановления. У 30% педагогов преобладает плохое настроение, что может указывать на стресс или неудовлетворенность работой. В то же время, 20% педагогов сохраняют хорошее настроение, что говорит о хорошей адаптации к профессиональным требованиям и наличии поддерживающих факторов.
Значительная часть учителей (60%) испытывают средний уровень стресса, связанный с профессиональными обязанностями и требованиями. Высокий уровень перенапряжения (70%), а также средний уровень противодействия стрессу, указывает на необходимость мер по снижению стресса и улучшению условий труда. Половина исследуемых педагогов (50%) испытывает низкий уровень личной тревожности, что говорит о хорошей эмоциональной устойчивости и способности справляться с повседневными стрессами. Однако, высокий уровень реактивной тревожности (70%) указывает на значительное беспокойство в стрессовых ситуациях, что может влиять на их работу и общее самочувствие (таблица 2).
Таблица 2
Результаты диагностики факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания преподавателей
Методика |
Показатель уровней развития |
Значение (в %) |
САН |
Изменчивое настроение |
60 |
Плохое настроение |
30 |
|
Хорошее настроение |
20 |
|
Спилберг
|
Личная тревожность (Низкая) |
50 |
Личная тревожность (Умеренная) |
40 |
|
Личная тревожность (Высокая) |
10 |
|
Реактивная тревожность (Умеренная) |
30 |
|
Реактивная тревожность (Высокая) |
70 |
|
PSS
|
Перенапряжение (Низкая) |
0 |
Перенапряжение (Средняя) |
30 |
|
Перенапряжение (Высокая) |
70 |
|
Противодействие стрессу (Среднее) |
100 |
|
Воспринимаемый стресс (Средний) |
60 |
|
Воспринимаемый стресс (Высокий) |
40 |
На основе диагностических данных можно сделать вывод, что педагоги испытывают значительные стрессовые и эмоциональные нагрузки, которые могут влиять на их профессиональную деятельность и личное благополучие.
Для исследования мотивационных факторов профессиональной деятельности, с группой испытуемых проводилась беседа по теме: «Какой мотив побуждает вас продолжать работать в школе?».
Ответы преподавателей разделились на три группы в зависимости от возраста и стажа работы. Исследуемые, первой группы, опыт работы которых не превышает 10 лет отметили, что мотивацией для них служит получение опыта работы. Исследуемые, из второй группы, с опытом работы 10-20 лет определяют свои мотивы как возможности общения и воспитания детей. Третья группа с опытом работы – 31-40 лет, обозначила основными мотивами - выход на пенсию и отсутствие желания проявлять креатив в выборе другой профессии.
Практическое исследование показало, что большинство педагогов (70%) находится в состоянии нервного перенапряжения и психоэмоционального истощения что проявляется в высоком уровне эмоционального и профессионального выгорания у 40% и среднем уровне – у 60% обследуемых.
Несмотря на наличие факторов, способствующих снижению выгорания: хорошее настроение – 20 %; противодействие стрессу (переключение на более легкую деятельность) – 100%, присутствуют личностные и ситуативные факторы, усиливающие эмоциональное и профессиональное выгорание. Это высокая: ситуативная тревожность (70%); реактивная тревожность (70%); плохое настроение (30%); отсутствие мотивации к деятельности (20%).
Исследование факторов синдрома профессионального выгорания у педагогов школы № 15 г. Краснодара, анализ и обсуждение результатов в профессиональной среде позволило разработать направления профилактической работы и рекомендации учителям. Для педагогов разработан «Тренинг коррекции уровней ситуативной тревожности». Рекомендуемые упражнения: «Розовы очки», «золотая рыбка», «Видеофильм», «Домик спокойствия», «Дыхательные упражнения» и др.
Рекомендации определили дальнейшие перспективы работы с учителями, необходимость разрабатывать мероприятия по организации отдыха и восстановительных занятий для снижения уровня стресса и повышения удовлетворенности работой педагогов.
Меры профилактики эмоционального выгорания, которая должна быть комплексной и включать психологические, организационные меры, направленные на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, а также на оптимизацию труда педагога.
1. Абдулазимова Т.Х., Омарова Э.М., Малаев А.Х. К проблеме профессионального выгорания педагога // МНКО. 2023. №6 (103). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-professionalnogo-vygoraniya-pedagoga (дата обращения: 10.03.2025).
2. Агапова Е. В., Винокур В. А. Болучевская В. В. Клинико-психологические характеристики профессионального выгорания у государственных служащих // Вестник ВолГМУ. 2013. №2 (46). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskie-harakteristiki-professionalnogo-vygoraniya-u-gosudarstvennyh-sluzhaschih (дата обращения 10.03.2025)
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 299 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/search?words=3.%09Водопьянова%2C+Н.+Е.++Синдром+выгорания.+Диагностика+и+профилактика%3A+практическое+пособие+#simple-search
4. Долгополова А. В., Манухина А. М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2020. №2 (46). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov (дата обращения: 25.03.2025).
5. Колузаева Т.В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики. // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2020. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-prichiny-posledstviya-sposoby-profilaktiki/viewer (дата обращения 18.03.2025)
6. Чернякевич Е. Ю., Погодина Э. В. Исследование эмоционального выгорания в связи со смысложизненными и карьерными ориентациями у представителей социономических профессий // Вестник ГУУ. 2020. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-vygoraniya-v-svyazi-so-smyslozhiznennymi-i-kariernymi-orientatsiyami-u-predstaviteley-sotsionomicheskih (дата обращения: 01.04.2025). DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-1-195-202; EDN: https://elibrary.ru/AMZVIQ