employee from 01.01.2009 to 01.01.2025
student from 01.01.2021 to 01.01.2025
In the context of the modern market, where competition is increasing and customer demands for services are rising, economic and professional literacy has become a key factor in the successful functioning of a business. This work explores the practical significance of specialized and economic disciplines in terms of their application in the development of a plan for opening and effectively managing one’s own enterprise. A business plan for the opening of an optical salon has been developed.
economic literacy, business plan, medical optics, optical salon
Цель: разработка бизнес-плана оптического салона на основе навыков, полученных в процессе изучения экономических и профессиональных дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности «Медицинская оптика»
Материалы и методы исследования: анализ содержания рабочих программ экономических дисциплин и профессиональных модулей для выявления необходимых компетенций для разработки бизнес-плана для открытия оптического салона
Актуальность:
Ежегодное увеличение количества людей, нуждающихся в коррекции зрения приводит к повышению нагрузки на организации, целью которых является исследование, выявление заболеваний и отклонений в оптической рефракции глаз, изготовление различных средств коррекции зрения. Осведомленность населения о способах защиты глаз от излучения, современная мода, диктуют спрос на оптические услуги и товары. Несмотря на то, что сейчас существует множество компаний, предоставляющих услуги по проверке зрения и изготовлению очков, часто качество этих услуг оставляет желать лучшего. Халатность в подходе к подбору оптики и недостаток внимания к индивидуальным потребностям клиентов могут приводить к неправильной коррекции зрения и ухудшению здоровья глаз.
Все это создает хорошие возможности для развития успешного бизнеса. Создание бизнес-плана для оптического салона – важный этап, который поможет четко сформулировать цели и задачи бизнеса.
Результаты исследования и их обсуждение:
Постановка цели – это первый, и, несомненно, важный этап в открытии собственного бизнеса. Но если она не подкреплена необходимыми знаниями, то мероприятие скорее всего обречено. Попытаемся определить, помогут ли нам компетенции – общие и профессиональные – которые мы получаем в процессе обучения по своей специальности в развитии своего бизнеса в области оптики.
Для открытия собственного дела и понимания сути процессов, с которыми предстоит столкнуться, необходимы знания о том, как создавать и управлять своей компанией, планировать расходы, взаимодействовать с персоналом и контролировать продажи, закупки. Данная информация поможет понять, как правильно структурировать бизнес-план, сформировать организационную структуру организации, определить ключевые показатели эффективности. С этой задачей нам помогает справиться дисциплина «Основы предпринимательской деятельности».
Для грамотного бизнес-планирования критически важно уметь оценивать свои финансовые возможности, прогнозировать доходы и расходы, вероятности финансовых рисков, формировать бюджет и управлять денежным потоком. С этой задачей нам помогают справиться знания, полученные в рамках изучения «Основ финансовой грамотности».
Благодаря «Основам маркетинга» мы приобретаем навык определения целевой аудитории, ее предпочтений, разработки стратегий продвижения, установления конкурентных преимуществ и создания эффективных рекламных кампаний с целью привлечения клиентов и формирования лояльность к бренду.
Но для запуска успешного бизнеса в сфере оптики необходимо обладать знаниями не только по дисциплинам экономического профиля. Важно понимать нюансы направления, в котором планируешь развиваться. Например, для открытия оптического салона и его успешного функционирования, важны не только знания и умения из области маркетинга в целом, но и особенности психологии человека с плохим зрением, их запросы и ожидания. Понимание потребностей данной группы людей поможет нам предоставить хороший уровень сервиса, повысить удовлетворенность, разработать стратегию бизнеса с учетом этических норм в работе с клиентами. Кроме того, умение ориентироваться в современной моде на очки, линзы, оправы поможет грамотно сформировать ассортимент, который является одной из ключевых позиций в продвижении бизнеса. Все эти навыки мы приобретаем в процессе работы с педагогами на дисциплинах «Коммуникации с потребителями органов зрения», «Маркетинг оптического салона».
И, конечно же, без знания анатомии, физиологии глаза, принципов оптической коррекции зрения, методов подбора очковой и контактной коррекции, невозможно грамотно подобрать подходящее офтальмодиагностическое оборудование для проведения исследований как с точки зрения цены, так и качества, так как без хорошего материально-технического обеспечения невозможно открыть оптический салон, удовлетворяющий требованиям современного потребителя.
Понимание технологий и процессов, связанных с изготовлением и ремонтом очков позволит более эффективно управлять качеством продукции, оценивать затраты на производство и контролировать процесс поставок.
Таким образом, интеграция компетенций, получаемых в процессе освоения всех перечисленных дисциплин позволит разработать обоснованный, эффективный бизнес-план для развития устойчивого бизнеса, который будет ориентирован на потребности клиентов и способен адаптироваться к изменениям на рынке. Если же к разработке структуры процессов, включенных в бизнес-план применить знания основ бережливого производства – успех бизнеса практически гарантирован.
На основе компетенций, полученных при изучении дисциплин и модулей по специальности «Медицинская оптика», был разработан бизнес-план для открытия салона «Оптимист». В процессе мы ответили на вопрос: достаточно ли полученных в ходе учебы навыков для реализации этой сложной задачи.
1) Сформулированы основные цели [1], преследуемые при организации предприятия, включившие в себя:
- создание устойчивого бизнеса, обеспечивающего стабильный доход и прибыль на первых этапах деятельности, а в дальнейшем – достижение уровня рентабельности не ниже 15-20 % в первый год;
- формирование положительного имиджа салона оптики «Оптимист»;
- формирование и увеличение клиентской базы салона;
- расширение ассортимента услуг и удовлетворение всех запросов клиентов оптического салона;
- достижение высокого уровня обслуживания клиентов, в том числе реализацию обратной связи с целью постоянного улучшения сервиса.
2) Сформулировано видение оптики: «Мы видим «Оптимист» ведущим оптическим салоном в крае, известным высоким уровнем обслуживания и разнообразием продукции. Наша цель – стать надежным партнёром для наших клиентов, предлагая современные решения для ухода за зрением и активно способствуя улучшению качества жизни людей».
3) Определена миссия: «Мы верим, что хорошее зрение – это ключ к полноценной жизни, и наша задача – сделать его доступным для всех!»
4) Сформулирован предполагаемый перечень уникальных торговых предложений, который выгодно подчеркнет наши преимущества и заинтересует потенциальных клиентов:
- VR-эксперименты: возможность «примерить» очки виртуально с помощью технологий дополненной реальности и 3D-печать очков;
- экологичные материалы: использование линз и оправ, изготовленных из экологически чистых и безопасных материалов;
- мастер-классы и семинары: проведение бесплатных мероприятий по выбору средств коррекции и защиты органа зрения.
5) Проведен анализ мнений предполагаемой целевой аудитории [2]. Составлен портрет потребителя, определены его потребности:
- основной возрастной диапазон клиентов – 18-60 лет, пол – женский;
- предпочитаемые средства коррекции зрения – очки или смешанная коррекция (очки и контактные линзы);
- ценовой диапазон при покупке очков – 1 раз в 1-2 года, 1-2 раза в год;
- предпочитаемый ценовой диапазон – 3-5 тысяч рублей;
- потребители контактных линз предпочитают линзы двухнедельного ношения в коробках по 3 пары;
- высок спрос на солнцезащитные очки, в том числе с диоптриями;
- критерии выбора салона оптики – качество продукции и обслуживания, ассортимент, цена и наличие дополнительных услуг, таких как проверка зрения, индивидуальный подбор, интересна опция виртуального подбора очков, онлайн записи на консультирование;
- предпочитаемый способ получения информации о новинках, акциях – реклама в интернет и социальных сетях, посты на страницах во ВК, Телеграмм.
- высок интерес к акциям, бонусным программам, уникальным предложениям.
6) По нескольким параметрам проанализирован рынок конкурентов, выявлены сильные и слабые их стороны, что так же важно при определении стратегии для конкурентного преимущества.
7) По результатам проделанной работы выбрана стратегия – рыночный последователь.
8) Так же определены основные элементы маркетинга и соответствующие цели для развития бизнеса. В соответствии с моделью запланировано:
- снижение себестоимости продукции за счет поиска новых поставщиков, взаимодействия с лицензированными мастерскими для изготовления качественной продукции, в том числе индивидуального дизайна, взаимодействие с местными дизайнерами с целью создания индивидуальных коллекций, отслеживание современных тенденций моды для своевременного обновления ассортимента;
- аренда помещения с отдельных входом и панорамными окнами в проходном месте рядом с якорным сетевым магазином или торговой площадью, аптекой, школой, поликлиникой и высоким трафиком движения людей;
- организация мероприятий по продвижению с помощью разнообразных методов для охвата максимально возможного контингента потенциальных клиентов: раздача ярких листовок со скидкой предъявителю, таргеттированная и баннерная реклама в сети интернет, ведение социальных сетей с регулярными розыгрышами, предложениями, полезной информацией о подержании здоровья глаз, создание сайта оптики с актуальным ассортиментом и возможностью онлайн записи, виртуальной примерки очков.
- установление партнерских отношений с врачами-офтальмологами различных медицинских учреждений.
- участие в промо-мероприятиях: организация дней открытых дверей для клиентов, участие в выставках здоровья и красоты, акции «Приведи друга»
- обязательно установление обратной связи с клиентами для улучшения качества обслуживания.
9) Запланирован оптимальный штат основных сотрудников из 4 человек. Посчитаны затраты на их заработную плату.
10) Составлен финансовый план открытия, учитывая стоимость аренды, оборудования, ассортимента продукции, проведены соответствующие расчеты. Оценены постоянные и временные затраты, определена стоимость услуг, ожидаемые доходы. Исходя из предварительных расчетов определен среднемесячный доход и его прибыльная часть.
11) Проведен SWOT-анализ, оценены риски, угрозы, преимущества и недостатки.
12) Проведены расчеты по оценке рентабельности мероприятия.
Таким образом, в ходе разработки плана с целью открытия оптического салона, была проведена всесторонняя аналитическая работа, которая позволила выявить ключевые факторы, влияющие на успешность данного предприятия и демонстрирующие, что оптический салон выгоден и может приносить доход.
Результат был бы недостижим для человека без знаний в области экономики, управления и маркетинга, если бы не навыки, приобретенные в процессе обучения по специальности «Медицинская оптика». Благодаря грамотно составленному перечню дисциплин, мы получили необходимую базу для работы в профессиональной сфере и успешного открытия бизнеса.
1. Iskhakova, G. M. Business Planning: Theory and Practice: Educational and Methodological Manual / G. M. Iskhakova. – Moscow: Rusains, 2022. – 136 p. – ISBN 978-5-4365-9167-4. – URL: https://book.ru/book/943485 EDN: https://elibrary.ru/FCCKTG
2. Igrunova, O. M. Consumer Behavior and Client Analytics: Educational Manual / O. M. Igrunova. – Moscow: KnoRus, 2024. – 228 p. – ISBN 978-5-406-12773-5. – URL: https://book.ru/book/952765 EDN: https://elibrary.ru/VIYWDK