сотрудник с 01.01.2009 по 01.01.2025
студент с 01.01.2021 по 01.01.2025
В условиях современного рынка, где конкуренция возрастает, а требования клиентов к услугам становятся более высокими, экономическая и профессиональная грамотность переходят в разряд ключевых факторов успешного функционирования бизнеса. В работе исследована практическая значимость профильных и экономических дисциплин с точки зрения их применения при разработке плана для открытия и эффективного ведения собственного предприятия. Разработан бизнес-план открытия салона оптики.
экономическая грамотность, бизнес-план, медицинская оптика, оптический салон
Цель: разработка бизнес-плана оптического салона на основе навыков, полученных в процессе изучения экономических и профессиональных дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности «Медицинская оптика»
Материалы и методы исследования: анализ содержания рабочих программ экономических дисциплин и профессиональных модулей для выявления необходимых компетенций для разработки бизнес-плана для открытия оптического салона
Актуальность:
Ежегодное увеличение количества людей, нуждающихся в коррекции зрения приводит к повышению нагрузки на организации, целью которых является исследование, выявление заболеваний и отклонений в оптической рефракции глаз, изготовление различных средств коррекции зрения. Осведомленность населения о способах защиты глаз от излучения, современная мода, диктуют спрос на оптические услуги и товары. Несмотря на то, что сейчас существует множество компаний, предоставляющих услуги по проверке зрения и изготовлению очков, часто качество этих услуг оставляет желать лучшего. Халатность в подходе к подбору оптики и недостаток внимания к индивидуальным потребностям клиентов могут приводить к неправильной коррекции зрения и ухудшению здоровья глаз.
Все это создает хорошие возможности для развития успешного бизнеса. Создание бизнес-плана для оптического салона – важный этап, который поможет четко сформулировать цели и задачи бизнеса.
Результаты исследования и их обсуждение:
Постановка цели – это первый, и, несомненно, важный этап в открытии собственного бизнеса. Но если она не подкреплена необходимыми знаниями, то мероприятие скорее всего обречено. Попытаемся определить, помогут ли нам компетенции – общие и профессиональные – которые мы получаем в процессе обучения по своей специальности в развитии своего бизнеса в области оптики.
Для открытия собственного дела и понимания сути процессов, с которыми предстоит столкнуться, необходимы знания о том, как создавать и управлять своей компанией, планировать расходы, взаимодействовать с персоналом и контролировать продажи, закупки. Данная информация поможет понять, как правильно структурировать бизнес-план, сформировать организационную структуру организации, определить ключевые показатели эффективности. С этой задачей нам помогает справиться дисциплина «Основы предпринимательской деятельности».
Для грамотного бизнес-планирования критически важно уметь оценивать свои финансовые возможности, прогнозировать доходы и расходы, вероятности финансовых рисков, формировать бюджет и управлять денежным потоком. С этой задачей нам помогают справиться знания, полученные в рамках изучения «Основ финансовой грамотности».
Благодаря «Основам маркетинга» мы приобретаем навык определения целевой аудитории, ее предпочтений, разработки стратегий продвижения, установления конкурентных преимуществ и создания эффективных рекламных кампаний с целью привлечения клиентов и формирования лояльность к бренду.
Но для запуска успешного бизнеса в сфере оптики необходимо обладать знаниями не только по дисциплинам экономического профиля. Важно понимать нюансы направления, в котором планируешь развиваться. Например, для открытия оптического салона и его успешного функционирования, важны не только знания и умения из области маркетинга в целом, но и особенности психологии человека с плохим зрением, их запросы и ожидания. Понимание потребностей данной группы людей поможет нам предоставить хороший уровень сервиса, повысить удовлетворенность, разработать стратегию бизнеса с учетом этических норм в работе с клиентами. Кроме того, умение ориентироваться в современной моде на очки, линзы, оправы поможет грамотно сформировать ассортимент, который является одной из ключевых позиций в продвижении бизнеса. Все эти навыки мы приобретаем в процессе работы с педагогами на дисциплинах «Коммуникации с потребителями органов зрения», «Маркетинг оптического салона».
И, конечно же, без знания анатомии, физиологии глаза, принципов оптической коррекции зрения, методов подбора очковой и контактной коррекции, невозможно грамотно подобрать подходящее офтальмодиагностическое оборудование для проведения исследований как с точки зрения цены, так и качества, так как без хорошего материально-технического обеспечения невозможно открыть оптический салон, удовлетворяющий требованиям современного потребителя.
Понимание технологий и процессов, связанных с изготовлением и ремонтом очков позволит более эффективно управлять качеством продукции, оценивать затраты на производство и контролировать процесс поставок.
Таким образом, интеграция компетенций, получаемых в процессе освоения всех перечисленных дисциплин позволит разработать обоснованный, эффективный бизнес-план для развития устойчивого бизнеса, который будет ориентирован на потребности клиентов и способен адаптироваться к изменениям на рынке. Если же к разработке структуры процессов, включенных в бизнес-план применить знания основ бережливого производства – успех бизнеса практически гарантирован.
На основе компетенций, полученных при изучении дисциплин и модулей по специальности «Медицинская оптика», был разработан бизнес-план для открытия салона «Оптимист». В процессе мы ответили на вопрос: достаточно ли полученных в ходе учебы навыков для реализации этой сложной задачи.
1) Сформулированы основные цели [1], преследуемые при организации предприятия, включившие в себя:
- создание устойчивого бизнеса, обеспечивающего стабильный доход и прибыль на первых этапах деятельности, а в дальнейшем – достижение уровня рентабельности не ниже 15-20 % в первый год;
- формирование положительного имиджа салона оптики «Оптимист»;
- формирование и увеличение клиентской базы салона;
- расширение ассортимента услуг и удовлетворение всех запросов клиентов оптического салона;
- достижение высокого уровня обслуживания клиентов, в том числе реализацию обратной связи с целью постоянного улучшения сервиса.
2) Сформулировано видение оптики: «Мы видим «Оптимист» ведущим оптическим салоном в крае, известным высоким уровнем обслуживания и разнообразием продукции. Наша цель – стать надежным партнёром для наших клиентов, предлагая современные решения для ухода за зрением и активно способствуя улучшению качества жизни людей».
3) Определена миссия: «Мы верим, что хорошее зрение – это ключ к полноценной жизни, и наша задача – сделать его доступным для всех!»
4) Сформулирован предполагаемый перечень уникальных торговых предложений, который выгодно подчеркнет наши преимущества и заинтересует потенциальных клиентов:
- VR-эксперименты: возможность «примерить» очки виртуально с помощью технологий дополненной реальности и 3D-печать очков;
- экологичные материалы: использование линз и оправ, изготовленных из экологически чистых и безопасных материалов;
- мастер-классы и семинары: проведение бесплатных мероприятий по выбору средств коррекции и защиты органа зрения.
5) Проведен анализ мнений предполагаемой целевой аудитории [2]. Составлен портрет потребителя, определены его потребности:
- основной возрастной диапазон клиентов – 18-60 лет, пол – женский;
- предпочитаемые средства коррекции зрения – очки или смешанная коррекция (очки и контактные линзы);
- ценовой диапазон при покупке очков – 1 раз в 1-2 года, 1-2 раза в год;
- предпочитаемый ценовой диапазон – 3-5 тысяч рублей;
- потребители контактных линз предпочитают линзы двухнедельного ношения в коробках по 3 пары;
- высок спрос на солнцезащитные очки, в том числе с диоптриями;
- критерии выбора салона оптики – качество продукции и обслуживания, ассортимент, цена и наличие дополнительных услуг, таких как проверка зрения, индивидуальный подбор, интересна опция виртуального подбора очков, онлайн записи на консультирование;
- предпочитаемый способ получения информации о новинках, акциях – реклама в интернет и социальных сетях, посты на страницах во ВК, Телеграмм.
- высок интерес к акциям, бонусным программам, уникальным предложениям.
6) По нескольким параметрам проанализирован рынок конкурентов, выявлены сильные и слабые их стороны, что так же важно при определении стратегии для конкурентного преимущества.
7) По результатам проделанной работы выбрана стратегия – рыночный последователь.
8) Так же определены основные элементы маркетинга и соответствующие цели для развития бизнеса. В соответствии с моделью запланировано:
- снижение себестоимости продукции за счет поиска новых поставщиков, взаимодействия с лицензированными мастерскими для изготовления качественной продукции, в том числе индивидуального дизайна, взаимодействие с местными дизайнерами с целью создания индивидуальных коллекций, отслеживание современных тенденций моды для своевременного обновления ассортимента;
- аренда помещения с отдельных входом и панорамными окнами в проходном месте рядом с якорным сетевым магазином или торговой площадью, аптекой, школой, поликлиникой и высоким трафиком движения людей;
- организация мероприятий по продвижению с помощью разнообразных методов для охвата максимально возможного контингента потенциальных клиентов: раздача ярких листовок со скидкой предъявителю, таргеттированная и баннерная реклама в сети интернет, ведение социальных сетей с регулярными розыгрышами, предложениями, полезной информацией о подержании здоровья глаз, создание сайта оптики с актуальным ассортиментом и возможностью онлайн записи, виртуальной примерки очков.
- установление партнерских отношений с врачами-офтальмологами различных медицинских учреждений.
- участие в промо-мероприятиях: организация дней открытых дверей для клиентов, участие в выставках здоровья и красоты, акции «Приведи друга»
- обязательно установление обратной связи с клиентами для улучшения качества обслуживания.
9) Запланирован оптимальный штат основных сотрудников из 4 человек. Посчитаны затраты на их заработную плату.
10) Составлен финансовый план открытия, учитывая стоимость аренды, оборудования, ассортимента продукции, проведены соответствующие расчеты. Оценены постоянные и временные затраты, определена стоимость услуг, ожидаемые доходы. Исходя из предварительных расчетов определен среднемесячный доход и его прибыльная часть.
11) Проведен SWOT-анализ, оценены риски, угрозы, преимущества и недостатки.
12) Проведены расчеты по оценке рентабельности мероприятия.
Таким образом, в ходе разработки плана с целью открытия оптического салона, была проведена всесторонняя аналитическая работа, которая позволила выявить ключевые факторы, влияющие на успешность данного предприятия и демонстрирующие, что оптический салон выгоден и может приносить доход.
Результат был бы недостижим для человека без знаний в области экономики, управления и маркетинга, если бы не навыки, приобретенные в процессе обучения по специальности «Медицинская оптика». Благодаря грамотно составленному перечню дисциплин, мы получили необходимую базу для работы в профессиональной сфере и успешного открытия бизнеса.
1. Исхакова, Г. М., Бизнес-планирование: теория и практика: учебно-методическое пособие / Г. М. Исхакова. – Москва: Русайнс, 2022. – 136 с. – ISBN 978-5-4365-9167-4. – URL: https://book.ru/book/943485 EDN: https://elibrary.ru/FCCKTG
2. Игрунова, О. М., Поведение потребителя и клиентская аналитика: учебное пособие / О. М. Игрунова. – Москва: КноРус, 2024. – 228 с. – ISBN 978-5-406-12773-5. – URL: https://book.ru/book/952765 EDN: https://elibrary.ru/VIYWDK