INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPLEMENTING AN INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED APPROACH IN WORKING WITH GIFTED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the relevance of using digital tools, which open up new opportunities for personalized learning, allowing to adapt educational material to the individual needs of the child. In this regard, an overview of current examples of the use of information and communication technologies as a means of implementing an individually differentiated approach when working with gifted primary school children has been conducted.

Keywords:
Giftedness, information and communication technologies, presentations, cognitive activity
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

Актуальность. Одаренностью считается проявление у ребенка более высоких умственных или творческих способностей, в сравнении со сверстниками. Показателем одаренности является особая направленность ребенка на сложную умственную деятельность и наличие у него врожденных способностей эффективной познавательной деятельности. В то же время, опережающее развитие таких детей, также служит источником их проблем в обучении, развитии и общении. Поэтому, одаренность как системное качество личности, требует особых условий [1].

Современная система образования при работе с одаренными детьми сталкивается с необходимостью внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательные программы. Применение цифровых инструментов в образовательном процессе позволяет обеспечить непосредственный доступ школьников к огромному массиву информации, стимулирующему критические мышление и творческие способности детей. Также одаренные ученики получают возможность принимать участие в исследовательских проектах, онлайн-олимпиадах, конкурсах и общаться со сверстниками со всего мира [2].

Как показывает обзор актуальных научно-технических источников, позволяющих глубже освоить данную тему, применение цифровых инструментов обеспечивает педагогов возможностью эффективно отслеживать процесс обучения каждого ученика и в процессе учебной деятельности выявлять его сильные и слабые стороны, что позволит провести корректирующие мероприятия, направленные на развитие его талантов [3]. А автоматизированные системы контроля упрощают процесс мониторинга педагогом и позволяют оперативно отреагировать на все изменения.

Проблема исследования обусловлена противоречием между увеличением числа одаренных младших школьников и недостаточным использованием развивающего потенциала индивидуально-коммуникативных технологий в качестве инструмента реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренными детьми начальной школы.

Исходя из вышесказанного, считаем, что использование информационно-коммуникативных технологий, расширяющих возможности реализации различных способов и форм самообучения и саморазвития, будет способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.

Цель исследования состоит в анализе эффективности применения информационно-коммуникативных технологий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении одаренных детей начальной школы.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ научных работ, статей и методических пособий по теме исследования;

2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент;

3) математический: качественная и количественная обработка полученных данных.

Исследование эффективности применения информационно-коммуникативных технологий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении одаренных детей начальной школы проводили на базе МБОУ СОШ 78 г. Краснодар среди учеников третьих классов в количестве 52 человек (26 школьников 3 Б класса – контрольный класс и 26 школьников 3 А класса – экспериментальный) с января по март 2025 года.

Результаты исследования. Констатирующий этап исследования включал в себя выявление уровня обучаемости согласно методике, разработанной П.И. Третьяковым. Полученные данные обобщены и сведены для наглядности в диаграмму на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диагностика уровня обученности по П.И. Третьякову среди младших школьников

 

Согласно методике исследования, школьники были разделены на три группы: репродуктивный уровень обученности, продуктивный и творческий уровень. В целом, отметим, что учащихся обеих групп исследования имеют средние значения по всем уровням обучаемости. Одаренные дети, присутствующие и в контрольной, и в экспериментальной группе имели творческий и продуктивный уровни обучаемости. Выявление одаренных детей осуществляли посредством анализа их учебных достижений.

Далее было проведено исследование уровня познавательной активности среди младших школьников согласно методике А.А. Горчинской (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Динамика уровня познавательной активности среди младших школьников на констатирующем этапе

 

На основании полученных данных отметили, что уровень познавательной активности как для контрольной группы, так и для экспериментальной сравнительно мал для достижения хороших результатов в учебной деятельности.

В ходе формирующего этапа исследования нами активно применялись информационно-коммуникативные технологии при реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренными детьми в экспериментальном классе.

Ученики третьего класса, уже прошли адаптационный период и нуждаются в поддержании мотивации к учебному процессу путем вовлечения в разнообразные виды деятельности. Поэтому привлечение детей к участию в конкурсах и семинарах может значительно повлиять на проявление их талантов и разнообразить школьную рутину, а также сформировать благоприятную среду для развития индивидуальных особенностей ребенка. За исследуемый период дети экспериментального класса принимали участие в Международном конкурсе проектно-исследовательских работ «Наука – дорога в будущее» – четверо школьников получили дипломы, Международной интернет-олимпиаде по окружающему миру – пятеро участников получили хорошие результаты.

В качестве еще одного инструмента информационно-коммуникативных технологий применялась подготовка презентаций детьми для демонстрации результатов исследования. Особенностью является то обстоятельство, что данная деятельность не носила массовый характер, а была направлена на одаренных детей. В процессе своей исследовательской деятельности школьники самостоятельно искали информацию по заданной тематике, делали прогнозы и как следствие, тренировали свое мышление. Применяя цифровые инструменты, одаренные обучающиеся, создавали проекты с помощью программ для презентаций или видеоредакторов, что способствовало развитию их креативных и технических навыков.

Применение индивидуально-дифференцированного подхода реализовывалось с помощью создания персональных маршрутов образовательной деятельности, которые учитывают темп, уровень усвоения материала, а также познавательные интересы школьника. В рамках формирующего этапа проводились индивидуальные консультации и групповые занятия по интересам.

На контрольном этапе исследования для подтверждения эффективности применения информационно-коммуникативных технологий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении одаренных детей начальной школы применили методику А.А. Горчинской, полученные данные обобщены и продемонстрированы на рисунке 3.

 

Рисунок 2 – Динамика уровня познавательной активности среди младших школьников на формирующем этапе

 

Анализ результатов исследования позволяет говорить о положительной динамике уровня познавательной активности и уровня обученности школьников в экспериментальном классе в отличие от контрольной группы. Наблюдение за учебной деятельность экспериментальной группы позволило выделить следующие изменения: более активное участие в дискуссиях, глубокое осмысление сложных концепций, стремление разобраться в вопросе, более эффективное применение знаний. Все это связано с применением на уроках информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие критического мышления и самостоятельной работы.

Таким образом, применение интерактивных платформ и цифровых ресурсов значительно расширяет горизонты обучения школьников, открывая им возможность получить доступ к интересным проектам, которые выходят за рамки стандартной учебной программы школы. Мультимедийные презентации, международные конференции в формате онлайн и различные интерактивные конкурсы активно стимулируют познавательный интерес одаренных детей. Кроме того, применения информационно-коммуникативных технологий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении одаренных детей открывают новые возможности для сотрудничества и обмена опытом среди одаренных детей различных регионов России, позволяя им взаимодействовать, делиться опытом и становиться более самостоятельными.

References

1. Spasibina, G.Yu. Osobennosti vyyavleniya i obucheniya odarennyh detey na urokah horeografii v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya / G. Yu. Spasibina // Molodoy uchenyy. – 2023. – № 6 (453). – S. 265-268. – URL: https://moluch.ru/archive/453/99855/ (data obrascheniya: 13.03.2025). – Tekst: elektronnyy EDN: https://elibrary.ru/MGRQBU

2. Fisun, I. A. Uspehi odarennogo rebenka — rezul'tat sovmestnoy deyatel'nosti uchenika i uchitelya / I. A. Fisun // Pedagogicheskoe masterstvo : materialy XXI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', yanvar' 2022 g.). – Kazan' : Molodoy uchenyy, 2022. – S. 31-37. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16918/ (data obrascheniya: 13.03.2025). – Tekst: elektronnyy.

3. Primenenie informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy v nachal'noy shkole: vozmozhnosti i perspektivy / K. N. Hlebnikova, O. G. Koshevaya, V. I. Kurilenko // Molodoy uchenyy. – 2023. – № 52 (499). – S. 193-195. – URL: https://moluch.ru/archive/499/109781/ (data obrascheniya: 13.03.2025). – Tekst: elektronnyy. EDN: https://elibrary.ru/BYCQOZ

Login or Create
* Forgot password?