employee from 01.01.2003 until now
employee
student
student
UDC 379.8
This work is devoted to the problem of studying the influence of outdoor games on the psychological and physical development of a child. The issue of using games to improve the criteria of physical fitness and psychological well-being of children, namely improving mental processes, attention, memory and communication links, is considered. The authors have proved the positive effect of outdoor games on the formation of children. Recommendations are given on the use of board and outdoor games to improve the psychological and physical performance of the younger generation.
play activity, physical development, spiritual development, psychological development, intelligence, cognition
Актуальность темы исследования. Игра – важный способ восприятия и изучения окружающего мира. Отсутствие игр в детстве может негативно отразиться на развитии ребенка: замедлиться умственное и эмоциональное созревание, возникнуть депрессивные состояния в подростковом периоде, возникнуть трудности с приспособлением к новым обстоятельствам, снизиться саморегуляция, усложниться построение межличностных связей, а в некоторых случаях – проявиться в девиантном поведении. Сегодня многие родители стремятся максимально раскрыть потенциал своих детей, чему активно способствуют многочисленные предложения на рынке образовательных услуг: обилие обучающих материалов, центры раннего развития, детские сады и специализированные клубы. Как следствие, начиная с полутора-двух лет, родители активно начинают всестороннее обучение детей, пренебрегая при этом их физическим и психологическим благополучием, что может иметь серьёзные последствия в дальнейшем.
В связи с этим авторы начали исследование детей в домашних условия в семьях и в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №127 «Мозаика».
Целью исследования являлось доказать, что подвижные и интеллектуальные игры являются наиболее эффективным средством формирования и коррекции у детей физического и психологического развития.
Задачами исследования являлось:
- проанализировать роль игры в развитии ребенка;
- провести эмпирическое исследование влияния настольных и дворовых игр на интеллектуальное и физическое развитие.
Еще в начале XX века А.С. Макаренко важное место в воспитательной практике с детьми предоставлял игре, определял каждую из них по итогам, рассматривал её не только в качестве инструмента подготовки ребенка к жизненному пути, но и как само существование и фундаментальную занятость [1]. Игра это форма сотрудничества в условных расстановках, где формируются стандартные формы взаимодействия, она является естественной формой демонстрирования инициативности, в которой осознаётся, исследуется экосистема, отворяется безграничное пространство для демонстрирования индивидуальной работы и активности. У детской игры есть очень важный момент оригинальность, ведь это мир реальных действий ребенка, где проявляются в достаточном количестве и органические, и духовные запросы, совершенствуется разум и воля. В играх воспроизводится не только коммуникация опытных людей, но и социальные взаимодействия. Родители и педагоги должны видеть важную образовательную нужность игры в том, что благодаря неё создаются межличностные связи, нарабатывается способность действовать в разных позициях. Формируется конкурентоспособность, позволяющая в будущем стать гибким и востребованным в профессиональной деятельности [2].
В связи с этим во многих странах мира психологи начали работу по поддержке детской игры, так как наблюдается тревожная тенденция, касающаяся данной проблемы. Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности для здоровья и развития ребенка приводит её к исчезновению в XXI веке. Игра, как активная, физическая деятельность, подменяется виртуальным миром, который отрицательно влияет на психику ребенка в целом. Родители поддерживают желание детей играть в компьютерные игры и забывают о том, что для ребенка, чтобы сосредоточиться на умственной работе, нужно минимизировать отвлекающие факторы и дать возможность физически выплеснуть свою энергию. Движение дает возможность чувствовать себя уверенно в своем теле. Это важно и в детстве, и во взрослой жизни. Анализируя исследования зарубежных и отечественных психологов можно утверждать, что пока ребенок играет, он развивается со всех сторон.
Игра нужна независимо от того, сколько лет это инструмент в физическом и психологическом совершенствовании, при помощи неё дети открывают и понимают мир, в котором они живут.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям [3].
Во время подвижных действий дети могут развивать физическую активность, учиться сотрудничеству, находить креативные решения проблем. Игры повышают умственную работоспособность, улучшают сон, настроение, память и концентрацию внимания, что подтверждено исследованиями нейрофизиологов. Во время этого процесса мозг ребёнка максимально впитывает новые знания и умения: знания об окружающем мире, дружбе и общении, правилах, проигрывают свои чувства и эмоции, ситуации, которые их радуют и беспокоят [4].
Большинство коррекционных занятий в нейропсихологии - это дворовые игры. В XX веке дети самостоятельно компенсировали какие-то психологические проблемы с помощью дворовых игр, и родители не сталкивались в последствии с проблемами, которые есть у детей XXI века. Так как современные чада заменяют активные игры виртуальными, то у них возникают проблемы: эмоциональная неустойчивость (возбудимость, импульсивность, тревожность или апатия, быстрая смена настроения), демонстративное поведение, слабое развитие речи, неумение устанавливать контакты с людьми в реальном мире, соответственно, трудности с социализацией.
Со стороны физиологических функций тоже появляются нарушения: это и проблемы со сном, и синдром «сухих глаз», и нарушения осанки, боли в спине, головные боли.
Если бы в жизни таких детей были дворовые игры, то нейропсихологические проблемы можно было бы избежать естественным путем без обращения к профессионалам.
Специалисты рекомендуют вернуть современным детям дворовые игры XX века, а именно скакалки, «классики», командные игры, качели, горки, спортивные лестницы, песочницы, канаты, мячи и так далее. Что будет способствовать ни только физическому развитию ребенка и его социализации, но и уберёт большую проблему неконтролируемого пребывания в социальных сетях.
Опираясь на рекомендации специалистов мы исследовали потребности современного ребенка и пришли к выводу, что дети в возрасте 5+ интересуются разноплановыми подвижными играми, в которых можно решить комплекс задач и старшее поколение должно подбирать подвижные игры с учетом индивидуальных интересов.
Результаты. В ходе нашего исследования по настольным играм мы пришли к выводам, что всем известные шахматы, шашки, «Лото» помогают развитию коммуникативных навыков, учат детей правильно реагировать как на победу, так и на проигрыш. Работа с фигурами и фишками улучшает мелкую моторику и помогает развить речь, так как мозговые центры, отвечающие за движение пальцев и речевые навыки напрямую взаимосвязаны. Увеличивается концентрация внимания и усидчивости, пополняется словарный запас благодаря непринужденной игровой форме, новая информация лучше усваивается и запоминается ребенком, расширяется кругозор. Такие игры как «Монополия», «Морской бой», «Тетрис» или «Катамино», «7 чудес» - это настольные игры которые позволяют сформировать стратегическое мышление, развивают способность к визуализации, помогают в освоении базовых математических операций.
В настоящее время производители образовательных продуктов предлагают много новых вариантов для детского творчества такие как: «Радужные камешки», которые развивают у ребенка ассоциативное воображение, математические способности. Набор «Счет и сортировка» с его помощью дети учатся считать, складывать и вычитать, сравнивать и сортировать по определенному признаку, знакомятся с основными цветами, геометрическими фигурами, развивают навык конструирования и построения рисунков.
Дворовые игры, «Жмурки», «Вышибалы», «Море волнуется раз…» проводились на площадке, на их основе были сделаны выводы, данные игры способствуют развитию ловкости, умению ориентироваться в пространстве, наблюдательности, формируют абстрактное мышление, развивают навыки командной работы и быстроту реакции. Активные игры помогают расслабиться, избавиться от тревожности и других негативных эмоций, кроме того осуществляется процесс закаливания. Играя, дети помогают друг другу, учатся общаться, мгновенно реагировать на действия соперников и партнеров.
В ходе проведенных исследований были сделаны следующие выводы.
Настольные и подвижные игры оказывают благотворное влияние на интеллектуальное и физическое здоровье ребенка, способствуют позитивным изменениям в эмоциональной сфере. В современном обществе дети проводят большую часть времени в помещении и не имеют возможности общаться с природой. В результате у них ухудшается настроение и снижается творческий потенциал. Родителям необходимо обратить внимание на то, как ребенок проводит свободное время, чтобы оградить его от негативного влияния компьютерных игр. Предложенные нами несложные игры можно расширить и дополнить исходя из особенностей конкретных детей. Педагоги и психологи должны проводить работу, связанную с пропагандой настольных и активных игр. Только так удастся воспитать здоровое поколение, живущее в реальном, а не в виртуальном мире.
Министр здравоохранения РФ, Михаил Мурашко на площадке ПМЭФ 2024, в рамках сессии «Экономика здоровья. Как эффективно управлять здоровьем и повышать качество жизни населения» обратил внимание на то, что здоровье сберегающая среда должна быть сформирована по всей стране, она складывается из психологической поддержки семьи, здорового и активного образа жизни, а также отказа от вредных привычек [5].
1. Fortygina, S. N., Teoreticheskie i prakticheskie osnovy organizacii igrovoy deyatel'nosti u detey rannego i doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie / S. N. Fortygina, N. A. Kozlova, A. K. Mamodzhanova, E. V. Frolova. — Moskva: KnoRus, 2025. — 201 s. — ISBN 978-5-406-14069-7. — URL: https://book.ru/book/957023 (data obrascheniya: 23.03.2025). — Tekst: elektronnyy. EDN: https://elibrary.ru/YFFHRI
2. Konkurentosposobnost' pedagoga kak neobhodimoe uslovie uspeha. /Gasparyan D.O., Yakusheva N.B., Klimova M.P. – Global'nyy nauchnyy potencial. 2018. №10 (91). S.67-69 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36543874
3. Lesgaft, P.F. Pedagogika. Izbrannye trudy / P. F. Lesgaft. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2025. — 374 s. — (Antologiya mysli). — ISBN 978-5-534-11848-3. — Tekst : elektronnyy // Obrazovatel'naya platforma Yurayt [sayt]. — URL: https://urait.ru/bcode/562640 (data obrascheniya: 23.03.2025).
4. Grigoryan, E. G., Emocional'noe blagopoluchie detey doshkol'nogo vozrasta: monografiya / E. G. Grigoryan. — Moskva: Rusayns, 2022. — 237 s. — ISBN 978-5-4365-9891-8. — URL: https://book.ru/book/944897 (data obrascheniya: 23.03.2025). — Tekst: elektronnyy. EDN: https://elibrary.ru/LMSEZK
5. RIA NOVOSTI. Murashko prizval sozdat' zdorov'esberegayuschuyu sredu po vsey strane. URL: https://ria.ru/20240607/murashko-1951257933.html - Tekst: elektronnyy.