сотрудник с 01.01.2003 по настоящее время
сотрудник
студент
студент
УДК 379.8 Организация досуга
Данная работа посвящена проблеме изучения влияния подвижных игр на психологическое и физическое развитее ребенка. Рассматривается вопрос использования игр на улучшение критериев физической подготовки и психологического благополучия детей, а именно совершенствования мыслительных процессов, внимания, памяти и коммуникационных связей. Авторами доказано, положительное влияние подвижных игр на формирование детей. Даны рекомендации по использованию настольных и подвижных игр для улучшения психологических и физических показателей подрастающего поколения.
игровая деятельность, физическое развитие, духовное развитие, психологическое развитие, интеллект, познание
Актуальность темы исследования. Игра – важный способ восприятия и изучения окружающего мира. Отсутствие игр в детстве может негативно отразиться на развитии ребенка: замедлиться умственное и эмоциональное созревание, возникнуть депрессивные состояния в подростковом периоде, возникнуть трудности с приспособлением к новым обстоятельствам, снизиться саморегуляция, усложниться построение межличностных связей, а в некоторых случаях – проявиться в девиантном поведении. Сегодня многие родители стремятся максимально раскрыть потенциал своих детей, чему активно способствуют многочисленные предложения на рынке образовательных услуг: обилие обучающих материалов, центры раннего развития, детские сады и специализированные клубы. Как следствие, начиная с полутора-двух лет, родители активно начинают всестороннее обучение детей, пренебрегая при этом их физическим и психологическим благополучием, что может иметь серьёзные последствия в дальнейшем.
В связи с этим авторы начали исследование детей в домашних условия в семьях и в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №127 «Мозаика».
Целью исследования являлось доказать, что подвижные и интеллектуальные игры являются наиболее эффективным средством формирования и коррекции у детей физического и психологического развития.
Задачами исследования являлось:
- проанализировать роль игры в развитии ребенка;
- провести эмпирическое исследование влияния настольных и дворовых игр на интеллектуальное и физическое развитие.
Еще в начале XX века А.С. Макаренко важное место в воспитательной практике с детьми предоставлял игре, определял каждую из них по итогам, рассматривал её не только в качестве инструмента подготовки ребенка к жизненному пути, но и как само существование и фундаментальную занятость [1]. Игра это форма сотрудничества в условных расстановках, где формируются стандартные формы взаимодействия, она является естественной формой демонстрирования инициативности, в которой осознаётся, исследуется экосистема, отворяется безграничное пространство для демонстрирования индивидуальной работы и активности. У детской игры есть очень важный момент оригинальность, ведь это мир реальных действий ребенка, где проявляются в достаточном количестве и органические, и духовные запросы, совершенствуется разум и воля. В играх воспроизводится не только коммуникация опытных людей, но и социальные взаимодействия. Родители и педагоги должны видеть важную образовательную нужность игры в том, что благодаря неё создаются межличностные связи, нарабатывается способность действовать в разных позициях. Формируется конкурентоспособность, позволяющая в будущем стать гибким и востребованным в профессиональной деятельности [2].
В связи с этим во многих странах мира психологи начали работу по поддержке детской игры, так как наблюдается тревожная тенденция, касающаяся данной проблемы. Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности для здоровья и развития ребенка приводит её к исчезновению в XXI веке. Игра, как активная, физическая деятельность, подменяется виртуальным миром, который отрицательно влияет на психику ребенка в целом. Родители поддерживают желание детей играть в компьютерные игры и забывают о том, что для ребенка, чтобы сосредоточиться на умственной работе, нужно минимизировать отвлекающие факторы и дать возможность физически выплеснуть свою энергию. Движение дает возможность чувствовать себя уверенно в своем теле. Это важно и в детстве, и во взрослой жизни. Анализируя исследования зарубежных и отечественных психологов можно утверждать, что пока ребенок играет, он развивается со всех сторон.
Игра нужна независимо от того, сколько лет это инструмент в физическом и психологическом совершенствовании, при помощи неё дети открывают и понимают мир, в котором они живут.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям [3].
Во время подвижных действий дети могут развивать физическую активность, учиться сотрудничеству, находить креативные решения проблем. Игры повышают умственную работоспособность, улучшают сон, настроение, память и концентрацию внимания, что подтверждено исследованиями нейрофизиологов. Во время этого процесса мозг ребёнка максимально впитывает новые знания и умения: знания об окружающем мире, дружбе и общении, правилах, проигрывают свои чувства и эмоции, ситуации, которые их радуют и беспокоят [4].
Большинство коррекционных занятий в нейропсихологии - это дворовые игры. В XX веке дети самостоятельно компенсировали какие-то психологические проблемы с помощью дворовых игр, и родители не сталкивались в последствии с проблемами, которые есть у детей XXI века. Так как современные чада заменяют активные игры виртуальными, то у них возникают проблемы: эмоциональная неустойчивость (возбудимость, импульсивность, тревожность или апатия, быстрая смена настроения), демонстративное поведение, слабое развитие речи, неумение устанавливать контакты с людьми в реальном мире, соответственно, трудности с социализацией.
Со стороны физиологических функций тоже появляются нарушения: это и проблемы со сном, и синдром «сухих глаз», и нарушения осанки, боли в спине, головные боли.
Если бы в жизни таких детей были дворовые игры, то нейропсихологические проблемы можно было бы избежать естественным путем без обращения к профессионалам.
Специалисты рекомендуют вернуть современным детям дворовые игры XX века, а именно скакалки, «классики», командные игры, качели, горки, спортивные лестницы, песочницы, канаты, мячи и так далее. Что будет способствовать ни только физическому развитию ребенка и его социализации, но и уберёт большую проблему неконтролируемого пребывания в социальных сетях.
Опираясь на рекомендации специалистов мы исследовали потребности современного ребенка и пришли к выводу, что дети в возрасте 5+ интересуются разноплановыми подвижными играми, в которых можно решить комплекс задач и старшее поколение должно подбирать подвижные игры с учетом индивидуальных интересов.
Результаты. В ходе нашего исследования по настольным играм мы пришли к выводам, что всем известные шахматы, шашки, «Лото» помогают развитию коммуникативных навыков, учат детей правильно реагировать как на победу, так и на проигрыш. Работа с фигурами и фишками улучшает мелкую моторику и помогает развить речь, так как мозговые центры, отвечающие за движение пальцев и речевые навыки напрямую взаимосвязаны. Увеличивается концентрация внимания и усидчивости, пополняется словарный запас благодаря непринужденной игровой форме, новая информация лучше усваивается и запоминается ребенком, расширяется кругозор. Такие игры как «Монополия», «Морской бой», «Тетрис» или «Катамино», «7 чудес» - это настольные игры которые позволяют сформировать стратегическое мышление, развивают способность к визуализации, помогают в освоении базовых математических операций.
В настоящее время производители образовательных продуктов предлагают много новых вариантов для детского творчества такие как: «Радужные камешки», которые развивают у ребенка ассоциативное воображение, математические способности. Набор «Счет и сортировка» с его помощью дети учатся считать, складывать и вычитать, сравнивать и сортировать по определенному признаку, знакомятся с основными цветами, геометрическими фигурами, развивают навык конструирования и построения рисунков.
Дворовые игры, «Жмурки», «Вышибалы», «Море волнуется раз…» проводились на площадке, на их основе были сделаны выводы, данные игры способствуют развитию ловкости, умению ориентироваться в пространстве, наблюдательности, формируют абстрактное мышление, развивают навыки командной работы и быстроту реакции. Активные игры помогают расслабиться, избавиться от тревожности и других негативных эмоций, кроме того осуществляется процесс закаливания. Играя, дети помогают друг другу, учатся общаться, мгновенно реагировать на действия соперников и партнеров.
В ходе проведенных исследований были сделаны следующие выводы.
Настольные и подвижные игры оказывают благотворное влияние на интеллектуальное и физическое здоровье ребенка, способствуют позитивным изменениям в эмоциональной сфере. В современном обществе дети проводят большую часть времени в помещении и не имеют возможности общаться с природой. В результате у них ухудшается настроение и снижается творческий потенциал. Родителям необходимо обратить внимание на то, как ребенок проводит свободное время, чтобы оградить его от негативного влияния компьютерных игр. Предложенные нами несложные игры можно расширить и дополнить исходя из особенностей конкретных детей. Педагоги и психологи должны проводить работу, связанную с пропагандой настольных и активных игр. Только так удастся воспитать здоровое поколение, живущее в реальном, а не в виртуальном мире.
Министр здравоохранения РФ, Михаил Мурашко на площадке ПМЭФ 2024, в рамках сессии «Экономика здоровья. Как эффективно управлять здоровьем и повышать качество жизни населения» обратил внимание на то, что здоровье сберегающая среда должна быть сформирована по всей стране, она складывается из психологической поддержки семьи, здорового и активного образа жизни, а также отказа от вредных привычек [5].
1. Фортыгина, С. Н., Теоретические и практические основы организации игровой деятельности у детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С. Н. Фортыгина, Н. А. Козлова, А. К. Мамоджанова, Е. В. Фролова. — Москва: КноРус, 2025. — 201 с. — ISBN 978-5-406-14069-7. — URL: https://book.ru/book/957023 (дата обращения: 23.03.2025). — Текст: электронный. EDN: https://elibrary.ru/YFFHRI
2. Конкурентоспособность педагога как необходимое условие успеха. /Гаспарян Д.О., Якушева Н.Б., Климова М.П. – Глобальный научный потенциал. 2018. №10 (91). С.67-69 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36543874
3. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 374 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11848-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562640 (дата обращения: 23.03.2025).
4. Григорян, Э. Г., Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста: монография / Э. Г. Григорян. — Москва: Русайнс, 2022. — 237 с. — ISBN 978-5-4365-9891-8. — URL: https://book.ru/book/944897 (дата обращения: 23.03.2025). — Текст: электронный. EDN: https://elibrary.ru/LMSEZK
5. РИА НОВОСТИ. Мурашко призвал создать здоровьесберегающую среду по всей стране. URL: https://ria.ru/20240607/murashko-1951257933.html - Текст: электронный.