student
The article presents the experience of using experimental activities with preschool children with severe speech disorders. Attention is focused on the development of speech components through experiment, as an effective component of the educational process, contributing to the achievement of goals in correctional and educational work with children.
children with severe speech disorders, experiment, speech therapist teacher, speech
Речь является важнейшим инструментом, присущим только человеку. В результате общения отражение мира постоянно пополняется и обогащается, это связано с достижениями всей общественно-культурной и производственной деятельности человечества. Таким образом, речь ребенка связано с постепенным овладением родного языка, а именно: развитием фонематического слуха, артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного произношения, словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. [1].
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети, которые имеют нарушения речевых компонентов, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для таких детей требуется специальная развивающая предметно-пространственная среда, которая будет благоприятно влиять на речевые навыки детей дошкольного возраста в ДОО.
Дети с ТНР имеют нарушения общего развития, которые недостаточно могут высказываться, выявить причинно-следственную связь, речь мало выразительная, имеющая аграмматизмы, бедный словарь и многое другое. [4]. Поэтому, для взаимодействия с ними необходим индивидуальный подход, особые программы, инновационные технологии, которые бы учитывали психофизическое состояние ребенка. Помимо этой системы, учитель-логопед использует в своей работе и экспериментальную деятельность.
Экспериментирование охватывает все виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, трудовую, а самое главное – коммуникативную. Развитие речи и экспериментирование неразрывно связаны друг с другом.
Чем глубже познается мир, тем правильнее формируется речь и, наоборот, чем правильнее речь ребенка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, познаниях. Различные игры-эксперименты являются также занятиями по развитию речи.
В эксперименте участвуют несколько детей и педагог, данная организация-сплочение способствует приобретению двигательно-чувственного опыта, в котором пробуждается творческая активность, речевая готовность, что является основой коммуникации.
В ходе эксперимента дошкольнику легче выразить свою мысль, опираясь на наглядность и разнообразие материала, также учатся ставить цель, предполагать результат и проблемы, которые могут встретиться в процессе, как их решить или не допускать вовсе, делать выводы, опираясь на полученные умения. [4]. Таким образом, пополнение знаний, умений об окружающем мире способствует развитию речи детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь. Добиться должных результатов получится при условии взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. [6].
В данной статье представлены авторские логопедические эксперименты:
- Эксперименты, направленные на развитие связной речи.
Эксперимент «Фасолька». Ребенку предлагается посадить фасоль и наблюдать за ее ростом, при этом ухаживать за растением: увлажнять землю, рыхлить и записывать, либо зарисовывать в журнал наблюдений. На каждом этапе учитель-логопед и ребенок составляют простые распространенные синтаксические конструкции, объединяя в рассказ с элементами сочинения. Продуктом данного эксперимента является книжка и сказка, не похожая на другие.
Эксперимент «Воздух, свет, вода-для растения друзья». Ребенку предлагается высадить фасоль в четыре сосуда, в один- не поступает свет, в другой-много налить воды, третий-закупорить, а четвертому – предоставить все условия для роста (свет, воздух и воду). Наблюдение за растениями дошкольник фиксирует в журнал. В результате из простого эксперимента получается несколько умозаключений с опорой на эксперимент.
Таким образом, в процессе данных экспериментов у детей развивается самостоятельность, наблюдательность, улучшается концентрация внимания, развивается мелкая моторика, пополняется словарный запас, формируется грамматическая конструкция, развивается связная речь.
2. Эксперименты, направленные на развитие творческого мышления.
Эксперимент «Цыплята и лягушонок». Педагог показывает, что не только специальные горшки служат для высадки семян, но и элементы игрушек, например: киндер-сюрпризы, добавляя перья, фоамиран-получаются цыплята и лягушонок, а в ёмкость насыпается земля, дети сажают быстровсхожие семена и наблюдают.
В итоге получается интересная сюжетная игра, при которой дети меняют интонационно голос, озвучивая цыплят и лягушонка. Как продукт, они зарисовывают героев и составляют рассказ.
Эксперимент «Травянчик». Дошкольники вместе с педагогами и родителями подготавливают определенный материал, который необходим для изготовления травянчиков. Выполнив его совместно, дети дают имена и наблюдают за ростом травянчиков, записывая или зарисовывая в журнал наблюдений.
Таким образом, у детей развивается творческое мышление, правильная диалогическая и монологическая речь, интонационная культура речи, пополняется словарь, развивается свободное общение с детьми и взрослыми.
- Эксперименты, направленные на автоматизацию звука [Р].
- Ребенку предлагается, на выращенной травке найти насекомых и произносить предложение: «В траве спрятался…»
- В выращенную травку поставить заборчик, положить насекомых или цветы и произнести: «Кто/что за забором…»
Таким образом, ребенок автоматизирует поставленные звуки, развивает пространственную ориентировку и закрепляет простые предлоги.
Рекомендации: в начале каждого эксперимента проводится пропедевтическая работа:
- введение в тему;
- разучивание стихов, потешек;
- постановка звуков;
- воспитание бережного отношения к природе;
- прослушивание правил проведения эксперимента.
Таким образом, экспериментальная деятельность положительно влияет на речевые компоненты детей с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, этот вид деятельности помогает повысить интерес к образовательному процессу, а учителю-логопеду – перенести образовательный процесс на высокий уровень, тем самым сделать свою работу эффективной.
1. Belobrykina O.A. Rech' i obschenie «Akademiya K», 1998 g.
2. Korrekcionno-pedagogicheskaya rabota v uchrezhdeniyah dlya detey s narusheniyami rechi. Pod redakciey Yu.F. Garkushi. M.: "Sfera", 2007.
3. Organizaciya eksperimental'noy deyatel'nosti detey na logopedicheskih zanyatiyah v DOU. Fominyh E.N., zhurnal "Logoped" №3, 2007.
4. Savenkov A.I. Kak nauchit' rebenka priobretat' znaniya. «Akademiya K» 2002 g. M.: Prosveschenie 2000 g.
5. Spiridonova, N. A. Vliyanie poiskovo-eksperimental'noy deyatel'nosti na poznavatel'no-rechevoe razvitie detey starshego doshkol'nogo vozrasta / N. A. Spiridonova. — Tekst : neposredstvennyy // Aktual'nye zadachi pedagogiki : materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, fevral' 2013 g.). — T. 0. — Chita : Izdatel'stvo Molodoy uchenyy, 2013. — S. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3454/ (data obrascheniya: 24.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/TOQWDK
6. Tugusheva G.P. Igra – eksperimentirovanie dlya detey starshego doshkol'nogo vozrasta// Doshkol'naya pedagogika 2001 g.
7. Halanskaya, M. V. Prohorenko. — Tekst : neposredstvennyy // Voprosy doshkol'noy pedagogiki. — 2020. — № 5 (32). — S. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5164/ (data obrascheniya: 24.03.2025).
8. Yunda, L. A. Korrekcionnaya rabota s det'mi s tyazhelymi narusheniyami rechi v doshkol'noy obrazovatel'noy organizacii / L. A. Yunda, I. A.