студент
В статье представлен опыт применения экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Акцентируется внимание на развитие речевых компонентов с помощью эксперимента, как эффективного компонента учебного процесса, способствующего достижению поставленных целей в коррекционной и воспитательной работе с детьми.
дети с тяжелыми нарушениями речи, эксперимент, учитель-логопед, речь
Речь является важнейшим инструментом, присущим только человеку. В результате общения отражение мира постоянно пополняется и обогащается, это связано с достижениями всей общественно-культурной и производственной деятельности человечества. Таким образом, речь ребенка связано с постепенным овладением родного языка, а именно: развитием фонематического слуха, артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного произношения, словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. [1].
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это дети, которые имеют нарушения речевых компонентов, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для таких детей требуется специальная развивающая предметно-пространственная среда, которая будет благоприятно влиять на речевые навыки детей дошкольного возраста в ДОО.
Дети с ТНР имеют нарушения общего развития, которые недостаточно могут высказываться, выявить причинно-следственную связь, речь мало выразительная, имеющая аграмматизмы, бедный словарь и многое другое. [4]. Поэтому, для взаимодействия с ними необходим индивидуальный подход, особые программы, инновационные технологии, которые бы учитывали психофизическое состояние ребенка. Помимо этой системы, учитель-логопед использует в своей работе и экспериментальную деятельность.
Экспериментирование охватывает все виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, трудовую, а самое главное – коммуникативную. Развитие речи и экспериментирование неразрывно связаны друг с другом.
Чем глубже познается мир, тем правильнее формируется речь и, наоборот, чем правильнее речь ребенка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, познаниях. Различные игры-эксперименты являются также занятиями по развитию речи.
В эксперименте участвуют несколько детей и педагог, данная организация-сплочение способствует приобретению двигательно-чувственного опыта, в котором пробуждается творческая активность, речевая готовность, что является основой коммуникации.
В ходе эксперимента дошкольнику легче выразить свою мысль, опираясь на наглядность и разнообразие материала, также учатся ставить цель, предполагать результат и проблемы, которые могут встретиться в процессе, как их решить или не допускать вовсе, делать выводы, опираясь на полученные умения. [4]. Таким образом, пополнение знаний, умений об окружающем мире способствует развитию речи детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь. Добиться должных результатов получится при условии взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. [6].
В данной статье представлены авторские логопедические эксперименты:
- Эксперименты, направленные на развитие связной речи.
Эксперимент «Фасолька». Ребенку предлагается посадить фасоль и наблюдать за ее ростом, при этом ухаживать за растением: увлажнять землю, рыхлить и записывать, либо зарисовывать в журнал наблюдений. На каждом этапе учитель-логопед и ребенок составляют простые распространенные синтаксические конструкции, объединяя в рассказ с элементами сочинения. Продуктом данного эксперимента является книжка и сказка, не похожая на другие.
Эксперимент «Воздух, свет, вода-для растения друзья». Ребенку предлагается высадить фасоль в четыре сосуда, в один- не поступает свет, в другой-много налить воды, третий-закупорить, а четвертому – предоставить все условия для роста (свет, воздух и воду). Наблюдение за растениями дошкольник фиксирует в журнал. В результате из простого эксперимента получается несколько умозаключений с опорой на эксперимент.
Таким образом, в процессе данных экспериментов у детей развивается самостоятельность, наблюдательность, улучшается концентрация внимания, развивается мелкая моторика, пополняется словарный запас, формируется грамматическая конструкция, развивается связная речь.
2. Эксперименты, направленные на развитие творческого мышления.
Эксперимент «Цыплята и лягушонок». Педагог показывает, что не только специальные горшки служат для высадки семян, но и элементы игрушек, например: киндер-сюрпризы, добавляя перья, фоамиран-получаются цыплята и лягушонок, а в ёмкость насыпается земля, дети сажают быстровсхожие семена и наблюдают.
В итоге получается интересная сюжетная игра, при которой дети меняют интонационно голос, озвучивая цыплят и лягушонка. Как продукт, они зарисовывают героев и составляют рассказ.
Эксперимент «Травянчик». Дошкольники вместе с педагогами и родителями подготавливают определенный материал, который необходим для изготовления травянчиков. Выполнив его совместно, дети дают имена и наблюдают за ростом травянчиков, записывая или зарисовывая в журнал наблюдений.
Таким образом, у детей развивается творческое мышление, правильная диалогическая и монологическая речь, интонационная культура речи, пополняется словарь, развивается свободное общение с детьми и взрослыми.
- Эксперименты, направленные на автоматизацию звука [Р].
- Ребенку предлагается, на выращенной травке найти насекомых и произносить предложение: «В траве спрятался…»
- В выращенную травку поставить заборчик, положить насекомых или цветы и произнести: «Кто/что за забором…»
Таким образом, ребенок автоматизирует поставленные звуки, развивает пространственную ориентировку и закрепляет простые предлоги.
Рекомендации: в начале каждого эксперимента проводится пропедевтическая работа:
- введение в тему;
- разучивание стихов, потешек;
- постановка звуков;
- воспитание бережного отношения к природе;
- прослушивание правил проведения эксперимента.
Таким образом, экспериментальная деятельность положительно влияет на речевые компоненты детей с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, этот вид деятельности помогает повысить интерес к образовательному процессу, а учителю-логопеду – перенести образовательный процесс на высокий уровень, тем самым сделать свою работу эффективной.
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение «Академия К», 1998 г.
2. Коррекционно-педагогическая работа в учреждениях для детей с нарушениями речи. Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. М.: "Сфера", 2007.
3. Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ. Фоминых Е.Н., журнал "Логопед" №3, 2007.
4. Савенков А.И. Как научить ребенка приобретать знания. «Академия К» 2002 г. М.: Просвещение 2000 г.
5. Спиридонова, Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3454/ (дата обращения: 24.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/TOQWDK
6. Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.
7. Халанская, М. В. Прохоренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5164/ (дата обращения: 24.03.2025).
8. Юнда, Л. А. Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / Л. А. Юнда, И. А.