Abstract and keywords
Abstract (English):
Currently, the problem of preparing children to master literacy is particularly relevant. Already in the first lessons of learning to read and write at school, children experience significant difficulties, write with errors, and as a result receive poor grades, children experience increased fatigue and neurosis. This can be avoided by purposeful work on preparing children for literacy in kindergarten. An important difference between kindergarten and school literacy is the use of game technology. Game techniques in teaching preschoolers to read and write make the process interesting and entertaining, which is important because learning at preschool age requires complex mental operations and a lot of stress.

Keywords:
literacy training, preschoolers, game techniques
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

Одним из важных аспектов, которые стоят перед педагогами в дошкольном учреждении -это подготовка детей к школе. Создание предпосылок для успешного освоения знаний в дальнейшем обучении.

Одним из направлений в развитие речи детей является обучение дошкольников грамоте. Обучение грамоте на этапе дошкольного образования создает базу для успешного освоения чтения и письма в школе. Раннее знакомство с буквами и звуками помогает детям быстрее наладить связь между устной и письменной речью. Процесс обучения грамоте способствует развитию познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание и восприятие. Дети учатся анализировать звуки, распознавать слова, что положительно влияет на их общее развитие. Обучение грамоте помогает детям расширять свой словарный запас, улучшает фонематическое восприятие и развивает речь. Это важно для формирования вербальных навыков и повышения уверенности в общении. Обучение грамоте способствует социальной адаптации ребенка. Умение читать и писать позволяет легче взаимодействовать с окружающими, участвовать в совместных играх и образовательной деятельности. Раннее обучение грамоте позволяет выявить и развить индивидуальные способности каждого ребенка.   Как же сделать так, чтобы процесс обучения грамоте стал интересным и увлекательным? Начальный этап обучения грамоте вызывает у детей, как правило, большие трудности. Поэтому обучение грамоте детей должно происходить постепенно, в игровой форме.  И в связи с этим можно выделить основные задачи:

1.Знакомство детей с понятием «слово» и «звук», развитие у детей фонематического слуха.

2.Деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове.

3.Звуковой анализ слова, умение определять гласные звуки, твердые и мягкие  согласные, сравнивать слова по звуковому составу.

4. Основы чтения, составлять слова с помощью магнитной азбуки.

Игровые методики способны сделать процесс обучения не только увлекательным, но и более эффективным.

 

1.Игры с буквами.

«Буквенные пазлы».

Создание пазлов с буквами алфавита помогает детям запомнить их формы и названия. Дети могут собирать эти буквы, создавая из них слова или имена, что способствует развитию ассоциативного мышления и мелкой моторики.

«Буквенные карточки».

Использование карточек с изображениями предметов и соответствующими буквами способствует запоминанию и развитию ассоциативных связей. Дети могут сопоставлять буквы с изображениями, что помогает им лучше ориентироваться в мире слов.

«Магнитный словодел».

Интеллектуальная игра, которая обогащает словарный запас у детей, развивает стратегическое и логическое мышление, внимательность, память, повышает уровень грамотности. Игра поможет в игровой форме рассказать  ребенку о правилах русского языка.

2.Звуковые игры.

 Игра «Угадай звук».

Воспитатель произносит звук, а дети должны угадать, какую букву он обозначает. Эта игра развивает фонематическое восприятие и слуховую память, что является основой для дальнейшего обучения чтению.

 «Составление слов из звуков».

Дети могут играть в игру, где они должны собрать слово, произнося его звуки по очереди. Это помогает им понять структуру слова и научить разбивать его на составные части, что является важным шагом к осознанному чтению.

3. Ролевые игры.

«Магазин букв».

Организация ролевой игры, в которой дети выступают в роли покупателей и продавцов букв. Это позволяет им практиковать навыки чтения в увлекательной игровой форме.

«Школа».

Дети могут разыгрывать сценарии уроков, где один ребенок становится учителем, а другие – учениками. Это создает мотивацию к обучению и развивает коммуникативные навыки, что является важным аспектом подготовки к школе.

4.Двигательные игры.

«Буквы в движении».

 Дети могут выполнять задания, связанные  с определенными буквами (например, прыгать на «А», шагать на «М»). Это сочетает физическую активность с обучением, что делает процесс более увлекательным.

«Слово можно прошагать».

Дети стоят в шеренгу и по очереди придумывают слова. Произнося слово по слогам,  дети шагают к финишу. Кто первым доберется до финиша, тот и выиграл.

«Буквенный квест».

Организация квеста с заданиями на нахождение объектов, начинающихся на определенные буквы, способствует активному обучению через движение и исследование.

5.Творческие задания.

«Рисование букв».

Дети могут рисовать буквы на песке, бумаге или в воздухе. Это развивает мелкую моторику и помогает запомнить формы букв, что является важным шагом на пути к грамотности.

Игровые приемы обучения грамоте для дошкольников являются эффективным инструментом, который делает процесс увлекательным и доступным. Использование разнообразных игр способствует развитию интереса к чтению и письму, а также формирует у детей необходимые навыки для успешного обучения в школе. Важно помнить, что обучение должно быть адаптировано к возрастным особенностям детей и их индивидуальным потребностям.

References

1. Smirnova O.L., Tihomirova M.A. Sovremennye metodiki razvitiya predposylok gramotnosti u doshkol'nikov. — M.: Nacional'noe obrazovanie, 2022. — 144 s.

2. Ivanova N.K. Vizual'noe modelirovanie kak instrument formirovaniya yazykovoy kompetentnosti u detey 6–7 let // Logoped v detskom sadu. 2024. № 2. S. 18–25.

3. Kuznecova M.I. "Zhivye zvuki": interaktivnye metody raboty s det'mi 4–6 let. — M.: TC Sfera, 2023. — 112 s.

Login or Create
* Forgot password?