Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Уже на первых занятиях обучения чтению и письму в школе дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат получают плохие оценки, у ребят наблюдается повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Важным отличием обучения грамоте детей в детском саду от школьного обучения является применение игровых технологий. Игровые приёмы при обучении дошкольников грамоте позволяют сделать процесс интересным и занимательным, что важно, поскольку обучение в дошкольном возрасте требует сложных умственных операций и большого напряжения.

Ключевые слова:
обучение грамоте, дошкольники, игровые приемы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

Одним из важных аспектов, которые стоят перед педагогами в дошкольном учреждении -это подготовка детей к школе. Создание предпосылок для успешного освоения знаний в дальнейшем обучении.

Одним из направлений в развитие речи детей является обучение дошкольников грамоте. Обучение грамоте на этапе дошкольного образования создает базу для успешного освоения чтения и письма в школе. Раннее знакомство с буквами и звуками помогает детям быстрее наладить связь между устной и письменной речью. Процесс обучения грамоте способствует развитию познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание и восприятие. Дети учатся анализировать звуки, распознавать слова, что положительно влияет на их общее развитие. Обучение грамоте помогает детям расширять свой словарный запас, улучшает фонематическое восприятие и развивает речь. Это важно для формирования вербальных навыков и повышения уверенности в общении. Обучение грамоте способствует социальной адаптации ребенка. Умение читать и писать позволяет легче взаимодействовать с окружающими, участвовать в совместных играх и образовательной деятельности. Раннее обучение грамоте позволяет выявить и развить индивидуальные способности каждого ребенка.   Как же сделать так, чтобы процесс обучения грамоте стал интересным и увлекательным? Начальный этап обучения грамоте вызывает у детей, как правило, большие трудности. Поэтому обучение грамоте детей должно происходить постепенно, в игровой форме.  И в связи с этим можно выделить основные задачи:

1.Знакомство детей с понятием «слово» и «звук», развитие у детей фонематического слуха.

2.Деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове.

3.Звуковой анализ слова, умение определять гласные звуки, твердые и мягкие  согласные, сравнивать слова по звуковому составу.

4. Основы чтения, составлять слова с помощью магнитной азбуки.

Игровые методики способны сделать процесс обучения не только увлекательным, но и более эффективным.

 

1.Игры с буквами.

«Буквенные пазлы».

Создание пазлов с буквами алфавита помогает детям запомнить их формы и названия. Дети могут собирать эти буквы, создавая из них слова или имена, что способствует развитию ассоциативного мышления и мелкой моторики.

«Буквенные карточки».

Использование карточек с изображениями предметов и соответствующими буквами способствует запоминанию и развитию ассоциативных связей. Дети могут сопоставлять буквы с изображениями, что помогает им лучше ориентироваться в мире слов.

«Магнитный словодел».

Интеллектуальная игра, которая обогащает словарный запас у детей, развивает стратегическое и логическое мышление, внимательность, память, повышает уровень грамотности. Игра поможет в игровой форме рассказать  ребенку о правилах русского языка.

2.Звуковые игры.

 Игра «Угадай звук».

Воспитатель произносит звук, а дети должны угадать, какую букву он обозначает. Эта игра развивает фонематическое восприятие и слуховую память, что является основой для дальнейшего обучения чтению.

 «Составление слов из звуков».

Дети могут играть в игру, где они должны собрать слово, произнося его звуки по очереди. Это помогает им понять структуру слова и научить разбивать его на составные части, что является важным шагом к осознанному чтению.

3. Ролевые игры.

«Магазин букв».

Организация ролевой игры, в которой дети выступают в роли покупателей и продавцов букв. Это позволяет им практиковать навыки чтения в увлекательной игровой форме.

«Школа».

Дети могут разыгрывать сценарии уроков, где один ребенок становится учителем, а другие – учениками. Это создает мотивацию к обучению и развивает коммуникативные навыки, что является важным аспектом подготовки к школе.

4.Двигательные игры.

«Буквы в движении».

 Дети могут выполнять задания, связанные  с определенными буквами (например, прыгать на «А», шагать на «М»). Это сочетает физическую активность с обучением, что делает процесс более увлекательным.

«Слово можно прошагать».

Дети стоят в шеренгу и по очереди придумывают слова. Произнося слово по слогам,  дети шагают к финишу. Кто первым доберется до финиша, тот и выиграл.

«Буквенный квест».

Организация квеста с заданиями на нахождение объектов, начинающихся на определенные буквы, способствует активному обучению через движение и исследование.

5.Творческие задания.

«Рисование букв».

Дети могут рисовать буквы на песке, бумаге или в воздухе. Это развивает мелкую моторику и помогает запомнить формы букв, что является важным шагом на пути к грамотности.

Игровые приемы обучения грамоте для дошкольников являются эффективным инструментом, который делает процесс увлекательным и доступным. Использование разнообразных игр способствует развитию интереса к чтению и письму, а также формирует у детей необходимые навыки для успешного обучения в школе. Важно помнить, что обучение должно быть адаптировано к возрастным особенностям детей и их индивидуальным потребностям.

Список литературы

1. Смирнова О.Л., Тихомирова М.А. Современные методики развития предпосылок грамотности у дошкольников. — М.: Национальное образование, 2022. — 144 с.

2. Иванова Н.К. Визуальное моделирование как инструмент формирования языковой компетентности у детей 6–7 лет // Логопед в детском саду. 2024. № 2. С. 18–25.

3. Кузнецова М.И. "Живые звуки": интерактивные методы работы с детьми 4–6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2023. — 112 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?