MODERN METHODS OF DEVELOPING VARIOUS TYPES OF HOMEWORK ASSIGNMENTS IN BIOLOGY FOR STUDENTS IN GRADES 5-11 IN THE CONTEXT OF UPDATING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the practice of organizing homework in biology in a modern school, you can face a number of problems that it is important for the teacher to take into account when developing homework. It is necessary to be able to identify the difficulties faced by students in their implementation. The various types of biology homework most commonly used in the learning process are also considered. Various approaches are offered to create tasks of different types for homework of students in grades 5-11 in biology.

Keywords:
homework, biology, homework, working with a textbook, lesson, Federal State Educational Standard.
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей. Меняются подходы к школьному образованию, меняется и построенные самого урока. Современный урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Наиболее тесно урок связан с домашней работой, которая является логическим продолжением изучения пройденного материала. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Прежде всего, они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой и др. Организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Домашние задания, вовлекая школьников в активную деятельность, способствуют их личностному развитию. В методике преподавания биологии выделяются различные виды домашних работ: проблемные, групповые, индивидуальные, творческие и нетворческие. Все эти виды могут быть применены в учебном процессе. Однако наибольшее распространение получили такие формы домашних заданий, как: закрепление и углубление знаний, развитие умений, полученных на уроке; подготовка к лучшему усвоению нового учебного материала; решение познавательных задач; выполнение творческих заданий. Чтобы добиться высоких результатов в освоении учебного предмета, учителю важно сочетать различные виды домашних заданий и практиковать их в разных формах. К ним относятся: работа с учебником (ответы на вопросы, составление конспектов), чтение научно-популярной литературы, журналов и справочных материалов, а также использование энциклопедий и определителей. Кроме того, стоит заниматься подготовкой рефератов и иллюстраций.

Домашние задания по биологии имеют разнообразный характер. Однако, как показывает практика, они часто сводятся к изучению материала из учебника и выполнению различных упражнений. В современных общеобразовательных учреждениях используется широкий ассортимент учебно-методических материалов для учеников и преподавателей, включая учебники, методические пособия, рабочие тетради, практикумы, дидактические карточки и электронные приложения.

Одним из ключевых элементов учебно-методического комплекта является учебник. Он объединяет все средства обучения, включая школьные книги (учебные пособия и популярную научную литературу), наглядные материалы, дидактические ресурсы и тексты. Для педагога учебник служит руководством по организации учебного процесса, а для учащегося — источником информации и инструментом для усвоения учебного материала.

Анализ учебников по биологии для 5–11 классов, проведенный с целью выявления особенностей упражнений и заданий для самостоятельной работы школьников, показал, что современные домашние задания представлены в различных формах: вопросами, практическими и экспериментальными заданиями, а также творческими работами. Большинство заданий оформлено как устные и письменные вопросы, тесты, таблицы и биологические задачи. Все они имеют познавательно-обучающий характер. В учебниках вопросы и задания обозначены специальными условными знаками, такими как кружки, квадраты, треугольники, а также вопросительные и восклицательные знаки. Термины, которые необходимо запомнить, выделены жирным шрифтом или курсивом. В большинстве учебников по биологии есть специальные разделы. Например, вопросы повышенной сложности размещены в рубрике «Подумайте», которая помогает учащимся анализировать изученный материал. В разделах «Подведи итоги», «Проверь себя», «Выполните задания», «Обсудите с друзьями» и «Выскажите своё мнение» представлены задания как тематического, так и творческого характера.

Во всех учебниках наблюдается тенденция к усложнению заданий с переходом от одного класса к другому. Появляются новые разделы, в которых представлены пошаговые рекомендации, такие как: «Как готовиться к семинару», «Как успешно выступить с докладом», «Как искать научную информацию в интернете», «Примеры поисковых систем», «Организация работы над проектами», «Основные правила защиты проектов», а также «Вопросы для повторения», «Вопросы для обсуждения», «Проблемные области» и «Прикладные аспекты». Это позволяет ученикам еще раз сосредоточиться на ключевых аспектах изученного материала, акцентировать внимание на основных понятиях, которые необходимо запомнить, а также выполнить задания для самостоятельной работы, основанные на полученных знаниях.

Обычно в большинстве учебников домашним заданиям уделяется внимание после каждой темы. В начале параграфов представлены тематические задания и вопросы, а в конце — практические и творческие задания для закрепления и самопроверки усвоенного материала. После каждой главы предлагаются темы для докладов, рефератов и проектов, которые ученики могут подготовить в свободное время.

Учебники по биологии соответствуют требованиям ФГОС, направленным на формирование у школьников предметных, метапредметных и личностных результатов. Это достигается за счет выделения в каждой главе разнообразных заданий, которые способствуют различным видам и уровням деятельности учащихся. Эти задания подходят для организации самостоятельной работы, самопроверки и подготовки к экзаменам, а также для учебной деятельности, направленной на исследование. Такая деятельность требует от учащихся освоения общеучебных навыков, включая умение самостоятельно ставить цели и планировать свою работу, а также проводить поиск, анализ и обработку информации. Им необходимо уметь доказывать или защищать свои результаты. Кроме того, задания должны быть направлены на формирование и развитие навыков обобщения, классификации, установления аналогий и выявления причинно-следственных связей, а также на построение логических рассуждений и выводов. От учащихся требуется написать доклад или сделать презентацию, самостоятельно составить и заполнить таблицу, полученную информацию обсудить с товарищами. Из общего числа заданий, имеются как репродуктивные, так и продуктивные. Пример домашнего задания для 5 класса: «Изучите параграф «Биология — система наук о живой природе». Ответьте на вопросы (устно) и подготовьте мультимедийные презентации о профессиях, которые вас интересуют» [3].

Представлены задания, направленные на развитие навыков и умений в области познавательной и проектной деятельности. Другой тип заданий сосредоточен на формировании интеллектуальных умений, позволяющих применять знания на практике, а также на развитии компетенций в использовании информационно-коммуникационных технологий. Ссылки на электронные образовательные ресурсы (включая электронные приложения, материалы единой цифровой коллекции и интернет-ресурсы), содержащиеся в текстах и заданиях, способствуют формированию и развитию ИКТ-компетенций. Учебник также включает лабораторные и практические работы, в которых предлагаются задания, направленные на проведение собственных экспериментов учащимися, их анализ и осмысление. Результаты лабораторных работ могут обсуждаться в ученических коллективах, что способствует развитию личных достижений и навыков работы в команде.

Вот примеры заданий, которые способствуют формированию предметных результатов, учащихся 9 классов: «Сравните процессы роста, размножения и обмена веществ в неживой природе и у живых организмов [2].  Другой пример, из учебника 10-11 класса: «Представьте себе, что вы селекционер. Перед вами стоит задача вывести новый высокоурожайный сорт пшеницы на основе искусственного мутагенеза. Расскажите о последовательности вашей работы и раскройте ее содержание [1].

Многие задания для домашней работы в учебниках требуют использования дополнительной литературы, которую необходимо искать в библиотеке или в Интернете. В этом процессе помогают специальные рубрики, обозначенные значками «Интернет», «Книга» и «Вопросы для обсуждения», содержащие два-три вопроса, связанные с дополнительными источниками.  В учебниках по биологии также встречается множество однотипных заданий, таких как: перепишите и заполните таблицу или схему в тетради; найдите лишнее слово и решите тесты; рассмотрите рисунок и зарисуйте его, добавив подписи; ответьте на вопросы после параграфов; выполните задания на сравнение и объяснение; уточните формулировку, которая, по вашему мнению, неверна; замените выделенную часть каждого утверждения одним словом; охарактеризуйте различия между понятиями.

Анализ учебников по биологии позволяет сделать вывод о существовании различных типов домашних заданий в процессе обучения. Все упомянутые формы заданий присутствуют во всех учебниках для 5-11 классов. Несмотря на различия в подходах, все учебники объединены общей целью — узкой предметной направленностью. В настоящее время многие педагоги, учащиеся и родители отмечают, что учебник служит для преподавателя руководством по организации учебного процесса, а для учащихся — источником информации и инструментом для освоения учебного материала.

References

1. Belyaev D. K., Dymshic G.M., Kuznecova L.N. i dr. Biologiya. 10–11 klass. (bazovyy uroven'). M.: «Prosveschenie» – M.: 2022,

2. Biologiya. 9 klass : bazovyy uroven': uchebnik . Pasechnik V.V., Kamenskiy A.A., Shvecov G.G. dr. Biologiya. 9 klass. / Pod red. Pasechnika V.V. – M.: «Prosveschenie», 2024.

3. Biologiya: 5-y klass: bazovyy uroven': uchebnik. Pasechnik V.V., Sumatohin S.V., Gaponyuk Z.G., Shvecov G.G.; pod red. Pasechnika V.V. AO «Izdatel'stvo «Prosveschenie», 2024.

4. Innovacionnye aspekty prepodavaniya biologii v shkole i vuze: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii : materialy konferencii. — Ufa : BGPU imeni M. Akmully, 2023. — 186 s. — ISBN 978-5-907730-49-6. — Tekst : elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook.com/book/407537 (data obrascheniya: 26.03.2025).

5. Uskova I.V. Razvitie didakticheskih predstavleniy o domashney uchebnoy rabote shkol'nikov/Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2017. № 3. S. 71–76. EDN: https://elibrary.ru/YUNFKR

Login or Create
* Forgot password?