В практике организации домашней учебной работы по биологии в современной школе можно столкнуться с рядом проблем, которые учителю важно учитывать при разработке домашних заданий. Необходимо уметь выявлять трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при их выполнении. Также рассматриваются различные виды домашних заданий по биологии, наиболее часто используемые в учебном процессе. Предлагаются различные подходы к созданию заданий разных типов для домашних работ учащихся 5-11 классов по биологии.
домашняя работа, биология, домашнее задание, работа с учебником, урок, Федеральный государственный образовательный стандарт.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей. Меняются подходы к школьному образованию, меняется и построенные самого урока. Современный урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Наиболее тесно урок связан с домашней работой, которая является логическим продолжением изучения пройденного материала. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Прежде всего, они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой и др. Организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Домашние задания, вовлекая школьников в активную деятельность, способствуют их личностному развитию. В методике преподавания биологии выделяются различные виды домашних работ: проблемные, групповые, индивидуальные, творческие и нетворческие. Все эти виды могут быть применены в учебном процессе. Однако наибольшее распространение получили такие формы домашних заданий, как: закрепление и углубление знаний, развитие умений, полученных на уроке; подготовка к лучшему усвоению нового учебного материала; решение познавательных задач; выполнение творческих заданий. Чтобы добиться высоких результатов в освоении учебного предмета, учителю важно сочетать различные виды домашних заданий и практиковать их в разных формах. К ним относятся: работа с учебником (ответы на вопросы, составление конспектов), чтение научно-популярной литературы, журналов и справочных материалов, а также использование энциклопедий и определителей. Кроме того, стоит заниматься подготовкой рефератов и иллюстраций.
Домашние задания по биологии имеют разнообразный характер. Однако, как показывает практика, они часто сводятся к изучению материала из учебника и выполнению различных упражнений. В современных общеобразовательных учреждениях используется широкий ассортимент учебно-методических материалов для учеников и преподавателей, включая учебники, методические пособия, рабочие тетради, практикумы, дидактические карточки и электронные приложения.
Одним из ключевых элементов учебно-методического комплекта является учебник. Он объединяет все средства обучения, включая школьные книги (учебные пособия и популярную научную литературу), наглядные материалы, дидактические ресурсы и тексты. Для педагога учебник служит руководством по организации учебного процесса, а для учащегося — источником информации и инструментом для усвоения учебного материала.
Анализ учебников по биологии для 5–11 классов, проведенный с целью выявления особенностей упражнений и заданий для самостоятельной работы школьников, показал, что современные домашние задания представлены в различных формах: вопросами, практическими и экспериментальными заданиями, а также творческими работами. Большинство заданий оформлено как устные и письменные вопросы, тесты, таблицы и биологические задачи. Все они имеют познавательно-обучающий характер. В учебниках вопросы и задания обозначены специальными условными знаками, такими как кружки, квадраты, треугольники, а также вопросительные и восклицательные знаки. Термины, которые необходимо запомнить, выделены жирным шрифтом или курсивом. В большинстве учебников по биологии есть специальные разделы. Например, вопросы повышенной сложности размещены в рубрике «Подумайте», которая помогает учащимся анализировать изученный материал. В разделах «Подведи итоги», «Проверь себя», «Выполните задания», «Обсудите с друзьями» и «Выскажите своё мнение» представлены задания как тематического, так и творческого характера.
Во всех учебниках наблюдается тенденция к усложнению заданий с переходом от одного класса к другому. Появляются новые разделы, в которых представлены пошаговые рекомендации, такие как: «Как готовиться к семинару», «Как успешно выступить с докладом», «Как искать научную информацию в интернете», «Примеры поисковых систем», «Организация работы над проектами», «Основные правила защиты проектов», а также «Вопросы для повторения», «Вопросы для обсуждения», «Проблемные области» и «Прикладные аспекты». Это позволяет ученикам еще раз сосредоточиться на ключевых аспектах изученного материала, акцентировать внимание на основных понятиях, которые необходимо запомнить, а также выполнить задания для самостоятельной работы, основанные на полученных знаниях.
Обычно в большинстве учебников домашним заданиям уделяется внимание после каждой темы. В начале параграфов представлены тематические задания и вопросы, а в конце — практические и творческие задания для закрепления и самопроверки усвоенного материала. После каждой главы предлагаются темы для докладов, рефератов и проектов, которые ученики могут подготовить в свободное время.
Учебники по биологии соответствуют требованиям ФГОС, направленным на формирование у школьников предметных, метапредметных и личностных результатов. Это достигается за счет выделения в каждой главе разнообразных заданий, которые способствуют различным видам и уровням деятельности учащихся. Эти задания подходят для организации самостоятельной работы, самопроверки и подготовки к экзаменам, а также для учебной деятельности, направленной на исследование. Такая деятельность требует от учащихся освоения общеучебных навыков, включая умение самостоятельно ставить цели и планировать свою работу, а также проводить поиск, анализ и обработку информации. Им необходимо уметь доказывать или защищать свои результаты. Кроме того, задания должны быть направлены на формирование и развитие навыков обобщения, классификации, установления аналогий и выявления причинно-следственных связей, а также на построение логических рассуждений и выводов. От учащихся требуется написать доклад или сделать презентацию, самостоятельно составить и заполнить таблицу, полученную информацию обсудить с товарищами. Из общего числа заданий, имеются как репродуктивные, так и продуктивные. Пример домашнего задания для 5 класса: «Изучите параграф «Биология — система наук о живой природе». Ответьте на вопросы (устно) и подготовьте мультимедийные презентации о профессиях, которые вас интересуют» [3].
Представлены задания, направленные на развитие навыков и умений в области познавательной и проектной деятельности. Другой тип заданий сосредоточен на формировании интеллектуальных умений, позволяющих применять знания на практике, а также на развитии компетенций в использовании информационно-коммуникационных технологий. Ссылки на электронные образовательные ресурсы (включая электронные приложения, материалы единой цифровой коллекции и интернет-ресурсы), содержащиеся в текстах и заданиях, способствуют формированию и развитию ИКТ-компетенций. Учебник также включает лабораторные и практические работы, в которых предлагаются задания, направленные на проведение собственных экспериментов учащимися, их анализ и осмысление. Результаты лабораторных работ могут обсуждаться в ученических коллективах, что способствует развитию личных достижений и навыков работы в команде.
Вот примеры заданий, которые способствуют формированию предметных результатов, учащихся 9 классов: «Сравните процессы роста, размножения и обмена веществ в неживой природе и у живых организмов [2]. Другой пример, из учебника 10-11 класса: «Представьте себе, что вы селекционер. Перед вами стоит задача вывести новый высокоурожайный сорт пшеницы на основе искусственного мутагенеза. Расскажите о последовательности вашей работы и раскройте ее содержание [1].
Многие задания для домашней работы в учебниках требуют использования дополнительной литературы, которую необходимо искать в библиотеке или в Интернете. В этом процессе помогают специальные рубрики, обозначенные значками «Интернет», «Книга» и «Вопросы для обсуждения», содержащие два-три вопроса, связанные с дополнительными источниками. В учебниках по биологии также встречается множество однотипных заданий, таких как: перепишите и заполните таблицу или схему в тетради; найдите лишнее слово и решите тесты; рассмотрите рисунок и зарисуйте его, добавив подписи; ответьте на вопросы после параграфов; выполните задания на сравнение и объяснение; уточните формулировку, которая, по вашему мнению, неверна; замените выделенную часть каждого утверждения одним словом; охарактеризуйте различия между понятиями.
Анализ учебников по биологии позволяет сделать вывод о существовании различных типов домашних заданий в процессе обучения. Все упомянутые формы заданий присутствуют во всех учебниках для 5-11 классов. Несмотря на различия в подходах, все учебники объединены общей целью — узкой предметной направленностью. В настоящее время многие педагоги, учащиеся и родители отмечают, что учебник служит для преподавателя руководством по организации учебного процесса, а для учащихся — источником информации и инструментом для освоения учебного материала.
1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология. 10–11 класс. (базовый уровень). М.: «Просвещение» – М.: 2022,
2. Биология. 9 класс : базовый уровень: учебник . Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. др. Биология. 9 класс. / Под ред. Пасечника В.В. – М.: «Просвещение», 2024.
3. Биология: 5-й класс: базовый уровень: учебник. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред. Пасечника В.В. АО «Издательство «Просвещение», 2024.
4. Инновационные аспекты преподавания биологии в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции : материалы конференции. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2023. — 186 с. — ISBN 978-5-907730-49-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/407537 (дата обращения: 26.03.2025).
5. Ускова И.В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников/Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 71–76. EDN: https://elibrary.ru/YUNFKR