Abstract and keywords
Abstract (English):
The modernization of educational content in Russia at the present stage is impossible without the introduction of innovative teaching methods. The main goal of learning a foreign language is the development of communicative competence, that is, the ability and willingness to conduct interpersonal and intercultural communication with native speakers. In this regard, modern approaches to teaching students in grades 5-11 are proposed, aimed at increasing their communicative competence.

Keywords:
innovative methods, English, communicative competence, Federal state educational standard.
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

В современном обществе знание иностранного языка открывает перед учащимися больше возможностей, чем любой другой предмет в школьной программе. Особенно востребованным является английский язык, который, безусловно, занимает одно из ведущих мест среди языков мира. Одной из главных задач современных методов преподавания английского языка является развитие коммуникативной компетенции у современных школьников. В наше время эффективная коммуникация является основой успешного взаимодействия между людьми.

Необходимость акцентировать внимание на формировании и развитии устной речи у учащихся обусловлена тем, что это умение вызывает наибольшие трудности в освоении среди всех навыков, предусмотренных школьной программой. Неспособность четко выражать свои мысли и эмоции по поводу ошибок и оценок, использование неинтересных и устаревших текстов, а также отсутствие интерактивных технологий – все это приводит к снижению интереса к изучению языка на определенных этапах обучения.

Задача учителя заключается в том, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучению иностранного языка на протяжении всего курса. В соответствии с действующими ФГОС, основным акцентом на уроках английского языка остается развитие и совершенствование устной речи. [4]

Учащиеся должны уметь составлять небольшие монологи, передавать краткое содержание прочитанного, услышанного или увиденного,  выражать свое мнение о фактах и событиях, а также делать устные сообщения на различные темы. Они также учатся выражать свои мнения о событиях, а также сравнивать и анализировать различия между родной и англоязычной культурами. Важно отметить, что новым требованием данного ФГОС является формирование и развитие национального самосознания учащихся на основе межкультурных знаний [4].

Процесс обучения устной речи должен быть эффективным и доступным, что подразумевает последовательное использование определенных методов и принципов.  В российской методике преподавания английского языка выделяются два основных подхода к развитию навыков говорения: обучение через образцы монолога или диалога и пошаговое обучение. Эти подходы обозначаются как «сверху-вниз» и «снизу-вверх» соответственно [3]. Обучение по образцу подразумевает предоставление устных или письменных примеров для ознакомления и формирования навыков говорения на их основе. В отличие от этого, пошаговое обучение фокусируется на развитии навыков говорения без использования образцов, основываясь исключительно на обсуждаемых темах и вопросах, изученной лексике и грамматике, а также речевых структурах.

Педагогическая практика показывает, что одной из главных проблем является обучение технике задавания вопросов. Чтобы решить эту проблему, учителям необходимо пересмотреть свой подход к использованию вопросов на уроках. Вопросы должны быть более содержательными, открытыми и проблемными, требующими творческого подхода к ответу. Следует избегать формальных и бессмысленных вопросов, на которые можно ответить лишь «да» или «нет». Важно обучать новым способам мышления, а не только правильным ответам на вопросы. Учебные задания и тренировочные вопросы должны быть связаны с реальными жизненными ситуациями и проблемами.

На уроках следует применять творческие игры и задания, которые включают различные стратегии работы с вопросами, такие как игры на угадывание слов, викторины, социологические опросы, исследования, интервью, а также проверку понимания прочитанного или прослушанного материала и заполнение диалогов с пропущенными словами.

Изучение новой темы можно начать с вопросов, таких как «Что вы знаете о…?» или «Знаете ли вы это о…?». Рекомендуется начинать с задания, в котором учащиеся обсуждают тему в парах или группах, размышляют над вопросами, на которые хотели бы получить ответы к концу урока, и записывают их [1]. В этом подходе педагог и учащиеся становятся партнерами в решении общей проблемы, а обучающиеся не только обсуждают, но и развивают навыки определения и формулирования собственных вопросов, что имеет важное значение в реальной жизни.

Метод пошагового обучения говорению подходит для учащихся с любым уровнем владения английским языком. Однако начиная с средней школы, где уровень английского и общие знания учащихся достаточно высоки, они могут создавать свои предполагаемые монологи и диалоги, опираясь на все имеющиеся знания и на множество прочитанных и услышанных текстов как на родном, так и на иностранном языках, а не ограничиваться одним конкретным текстом.

Каждый этап подросткового развития требует специфических отношений между учеником и предметом обучения. В 5 классе игры могут использоваться для снятия физического и интеллектуального напряжения, тогда как в 6-7 классах акцент следует делать на изучении материала через прослушивание и запоминание. В 8 классе, стоит сосредоточиться на закреплений знаний и отработка нового материала. Важно выбирать темы, которые интересуют подростков, такие как отношения, проблемы с родителями, а также предложить переписку со школьниками из стран, язык которых они изучают, на темы, связанные с личными переживаниями. Рекомендуется использовать задания, основанные на аутентичных и практических материалах, чтобы достичь положительных результатов в развитии устно-речевых навыков. Правильное применение таких материалов поможет решить большинство упомянутых проблем.

Использование ролевых и деловых игр в классе является одним из наиболее эффективных методов обучения английскому языку, так как они моделируют важные жизненные ситуации. Учебная игра — это специально организованная деятельность, требующая значительных эмоциональных и умственных усилий. В рамках школьной программы английского языка игры классифицируются на грамматические, лексические, фонетические и орфографические, что способствует развитию речевых навыков. Грамматические игры помогают усваивать грамматические конструкции и создают условия для активного использования языка учащимися.

Метод проектов подходит как для учащихся 5-9 классов, так и для 10-11 классов. Проекты предоставляют возможность ученикам творчески выразить свои идеи. В их рамках можно создавать коллажи, плакаты и объявления, проводить интервью и исследования, планировать экскурсии с использованием иллюстраций, а также готовить презентации с фотографиями, рисунками и таблицами. Кроме того, учащиеся могут рисовать плакаты для поддержки уроков на различных этапах.

Ценность учебного проекта заключается в том, что ученики учатся самостоятельно искать информацию и обрабатывать полученные данные. Они без принуждения повторяют лексические и грамматические материалы. В процессе работы над проектом будут развиты различные учебные, профессиональные и коммуникативные навыки.

Важно подчеркнуть, что информационные технологии играют ключевую роль в современной школе, особенно на уроках английского языка, где часто не хватает времени. Применение информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока помогает учителю более рационально использовать свое время.

Выбор технологии обучения зависит от типа урока, его целей, изучаемого материала и других факторов. Учителю следует не ограничиваться только учебником и рабочей тетрадью, а акцентировать внимание на систематической работе с учебным материалом. Важно сочетать использование аутентичных материалов с последовательным изучением лексики и грамматики.

Вся деятельность современного учителя, взаимодействующего с учениками, направлена на мотивацию учащихся к изучению английского языка, знакомству с другими культурами и развитию творческих способностей через активное познание. Однако современные учебные материалы по английскому языку создаются по традиционной схеме: «новый материал - разработка - закрепление - проверка». Эта схема используется уже много лет и не учитывает актуальные реалии. В результате речь обучающихся звучит академично и неестественно. Языки по своей природе динамичны и изменчивы, поэтому в обучении важно как можно чаще использовать современные материалы и разнообразные источники, объединяя всю информацию.

References

1. Inostrannyy yazyk. Realizaciya FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya uchitelya / M. Z. Biboletova, N. N. Trubaneva; pod red. I.N. Dobrotinoy. – M. : FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2022 – 103 s.: il.

2. Isenina, E. I. Gumanizaciya obucheniya v shkole : uchebnik dlya vuzov / E. I. Isenina. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2025. — 290 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-11788-2. — Tekst : elektronnyy // Obrazovatel'naya platforma Yurayt [sayt]. — URL: https://urait.ru/bcode/566322 (data obrascheniya: 31.03.2025).

3. Kuz'menkova, Yu. B. Angliyskiy yazyk (bazovyy i uglublennyy urovni). 10—11 klassy : uchebnik dlya srednego obschego obrazovaniya / Yu. B. Kuz'menkova. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2025. — 412 s. — (Obscheobrazovatel'nyy cikl). — ISBN 978-5-534-16225-7. — Tekst : elektronnyy // Obrazovatel'naya platforma Yurayt [sayt]. — URL: https://urait.ru/bcode/568396 (data obrascheniya: 31.03.2025).

4. Metodika obucheniya inostrannym yazykam [Tekst] : bazovyy kurs lekciy posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchiteley / E. N. Solovova. - 4-e izd. - Moskva : Prosveschenie, 2006 (Saratov : Saratovskiy poligrafkombinat). - 238, [1] s. : il., tabl.; 21 sm. - (Uchebnoe posobie dlya vuzov).; ISBN 5-09-015202-0

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obschego obrazovaniya (FGOS OOO) utverzhden prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossiyskoy Federacii ot 31.05.2021 №287.

Login or Create
* Forgot password?