сотрудник
Модернизация образовательного содержания в России на современном этапе невозможна без внедрения инновационных методов обучения. Главная цель изучения иностранного языка — развитие коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности вести межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В этой связи предлагаются современные подходы к обучению учащихся 5-11 классов, направленные на повышение их коммуникативной компетенции.
инновационные методы, английский язык, коммуникативная компетенция, Федеральный государственный образовательный стандарт.
В современном обществе знание иностранного языка открывает перед учащимися больше возможностей, чем любой другой предмет в школьной программе. Особенно востребованным является английский язык, который, безусловно, занимает одно из ведущих мест среди языков мира. Одной из главных задач современных методов преподавания английского языка является развитие коммуникативной компетенции у современных школьников. В наше время эффективная коммуникация является основой успешного взаимодействия между людьми.
Необходимость акцентировать внимание на формировании и развитии устной речи у учащихся обусловлена тем, что это умение вызывает наибольшие трудности в освоении среди всех навыков, предусмотренных школьной программой. Неспособность четко выражать свои мысли и эмоции по поводу ошибок и оценок, использование неинтересных и устаревших текстов, а также отсутствие интерактивных технологий – все это приводит к снижению интереса к изучению языка на определенных этапах обучения.
Задача учителя заключается в том, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучению иностранного языка на протяжении всего курса. В соответствии с действующими ФГОС, основным акцентом на уроках английского языка остается развитие и совершенствование устной речи. [4]
Учащиеся должны уметь составлять небольшие монологи, передавать краткое содержание прочитанного, услышанного или увиденного, выражать свое мнение о фактах и событиях, а также делать устные сообщения на различные темы. Они также учатся выражать свои мнения о событиях, а также сравнивать и анализировать различия между родной и англоязычной культурами. Важно отметить, что новым требованием данного ФГОС является формирование и развитие национального самосознания учащихся на основе межкультурных знаний [4].
Процесс обучения устной речи должен быть эффективным и доступным, что подразумевает последовательное использование определенных методов и принципов. В российской методике преподавания английского языка выделяются два основных подхода к развитию навыков говорения: обучение через образцы монолога или диалога и пошаговое обучение. Эти подходы обозначаются как «сверху-вниз» и «снизу-вверх» соответственно [3]. Обучение по образцу подразумевает предоставление устных или письменных примеров для ознакомления и формирования навыков говорения на их основе. В отличие от этого, пошаговое обучение фокусируется на развитии навыков говорения без использования образцов, основываясь исключительно на обсуждаемых темах и вопросах, изученной лексике и грамматике, а также речевых структурах.
Педагогическая практика показывает, что одной из главных проблем является обучение технике задавания вопросов. Чтобы решить эту проблему, учителям необходимо пересмотреть свой подход к использованию вопросов на уроках. Вопросы должны быть более содержательными, открытыми и проблемными, требующими творческого подхода к ответу. Следует избегать формальных и бессмысленных вопросов, на которые можно ответить лишь «да» или «нет». Важно обучать новым способам мышления, а не только правильным ответам на вопросы. Учебные задания и тренировочные вопросы должны быть связаны с реальными жизненными ситуациями и проблемами.
На уроках следует применять творческие игры и задания, которые включают различные стратегии работы с вопросами, такие как игры на угадывание слов, викторины, социологические опросы, исследования, интервью, а также проверку понимания прочитанного или прослушанного материала и заполнение диалогов с пропущенными словами.
Изучение новой темы можно начать с вопросов, таких как «Что вы знаете о…?» или «Знаете ли вы это о…?». Рекомендуется начинать с задания, в котором учащиеся обсуждают тему в парах или группах, размышляют над вопросами, на которые хотели бы получить ответы к концу урока, и записывают их [1]. В этом подходе педагог и учащиеся становятся партнерами в решении общей проблемы, а обучающиеся не только обсуждают, но и развивают навыки определения и формулирования собственных вопросов, что имеет важное значение в реальной жизни.
Метод пошагового обучения говорению подходит для учащихся с любым уровнем владения английским языком. Однако начиная с средней школы, где уровень английского и общие знания учащихся достаточно высоки, они могут создавать свои предполагаемые монологи и диалоги, опираясь на все имеющиеся знания и на множество прочитанных и услышанных текстов как на родном, так и на иностранном языках, а не ограничиваться одним конкретным текстом.
Каждый этап подросткового развития требует специфических отношений между учеником и предметом обучения. В 5 классе игры могут использоваться для снятия физического и интеллектуального напряжения, тогда как в 6-7 классах акцент следует делать на изучении материала через прослушивание и запоминание. В 8 классе, стоит сосредоточиться на закреплений знаний и отработка нового материала. Важно выбирать темы, которые интересуют подростков, такие как отношения, проблемы с родителями, а также предложить переписку со школьниками из стран, язык которых они изучают, на темы, связанные с личными переживаниями. Рекомендуется использовать задания, основанные на аутентичных и практических материалах, чтобы достичь положительных результатов в развитии устно-речевых навыков. Правильное применение таких материалов поможет решить большинство упомянутых проблем.
Использование ролевых и деловых игр в классе является одним из наиболее эффективных методов обучения английскому языку, так как они моделируют важные жизненные ситуации. Учебная игра — это специально организованная деятельность, требующая значительных эмоциональных и умственных усилий. В рамках школьной программы английского языка игры классифицируются на грамматические, лексические, фонетические и орфографические, что способствует развитию речевых навыков. Грамматические игры помогают усваивать грамматические конструкции и создают условия для активного использования языка учащимися.
Метод проектов подходит как для учащихся 5-9 классов, так и для 10-11 классов. Проекты предоставляют возможность ученикам творчески выразить свои идеи. В их рамках можно создавать коллажи, плакаты и объявления, проводить интервью и исследования, планировать экскурсии с использованием иллюстраций, а также готовить презентации с фотографиями, рисунками и таблицами. Кроме того, учащиеся могут рисовать плакаты для поддержки уроков на различных этапах.
Ценность учебного проекта заключается в том, что ученики учатся самостоятельно искать информацию и обрабатывать полученные данные. Они без принуждения повторяют лексические и грамматические материалы. В процессе работы над проектом будут развиты различные учебные, профессиональные и коммуникативные навыки.
Важно подчеркнуть, что информационные технологии играют ключевую роль в современной школе, особенно на уроках английского языка, где часто не хватает времени. Применение информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока помогает учителю более рационально использовать свое время.
Выбор технологии обучения зависит от типа урока, его целей, изучаемого материала и других факторов. Учителю следует не ограничиваться только учебником и рабочей тетрадью, а акцентировать внимание на систематической работе с учебным материалом. Важно сочетать использование аутентичных материалов с последовательным изучением лексики и грамматики.
Вся деятельность современного учителя, взаимодействующего с учениками, направлена на мотивацию учащихся к изучению английского языка, знакомству с другими культурами и развитию творческих способностей через активное познание. Однако современные учебные материалы по английскому языку создаются по традиционной схеме: «новый материал - разработка - закрепление - проверка». Эта схема используется уже много лет и не учитывает актуальные реалии. В результате речь обучающихся звучит академично и неестественно. Языки по своей природе динамичны и изменчивы, поэтому в обучении важно как можно чаще использовать современные материалы и разнообразные источники, объединяя всю информацию.
1. Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева; под ред. И.Н. Добротиной. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022 – 103 с.: ил.
2. Исенина, Е. И. Гуманизация обучения в школе : учебник для вузов / Е. И. Исенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11788-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566322 (дата обращения: 31.03.2025).
3. Кузьменкова, Ю. Б. Английский язык (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / Ю. Б. Кузьменкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 412 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16225-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568396 (дата обращения: 31.03.2025).
4. Методика обучения иностранным языкам [Текст] : базовый курс лекций пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2006 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). - 238, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-09-015202-0
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287.