student
Since ancient times, people have known about the beneficial and destructive effects of color on our condition. Color surrounds us everywhere, it is our constant companion and inevitably affects emotions. That is why we are interested in finding out how different colors can affect our mood and which of them can help in the learning process.
color therapy, chromotype, learning process, emotions, temperament, impression, business style, image, lawyer
В настоящее время для лечения многих заболеваний применяются специальные аппараты цветотерапии. Ученые доказали, что психофизиология человека может быть связана с определенным цветом, и каждый из нас обладает своим уникальным хромотипом. Цветотерапия, как наука о целительстве с помощью цвета, берет свое начало в Древней Греции. Еще в Китае, Индии, Египте и Персии люди издавна использовали влияние цвета на психическое и эмоциональное состояние. Древние ученые считали, что синий, красный и желтый цвета способны раскрыть и активизировать внутренние силы человека. Русский невропатолог Владимир Бехтерев также внес свой вклад в изучение этого вопроса. Он определил следующие свойства некоторых цветов: теплые оттенки оживляют, зеленый замедляет реакции, фиолетовый угнетает настроение, голубой тормозит психическое возбуждение, а розовый помогает справиться с заторможенным состоянием.
Актуальность моей работы заключается в том, что цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Он окружает нас повсюду, оказывая значительное влияние на наше состояние. Поэтому крайне важно изучать это влияние, чтобы научиться использовать его с пользой.
Целью данной работы является изучение воздействия цвета на человека, например, на студентов. Мы хотим понять, как цвет одежды, учебных аудиторий влияет на их самочувствие, и разработать соответствующие рекомендации.
Задачи:
- изучить влияние цвета на обучающихся;
- проанализировать особенности восприятия цвета студентами;
- выявить оптимальные цветовые решения для образовательного учреждения.
Важно отметить, что негативное и позитивное влияние цвета было известно людям с давних времен. Цвет окружает нас повсюду, и его воздействие на эмоциональное состояние человека трудно переоценить. Как известно, цвет представляет собой энергетический поток, который можно расщепить на множество оттенков. Эта энергия может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на тело человека. Болезни возникают в случае дисбаланса этой энергии в организме. С этой проблемой помогает справиться хромотерапия - воздействие определенных цветов, которые восстанавливают равновесие и дают недостающую энергию. Этот метод известен с античных времен - египтяне и греки строили здания с использованием определенных цветов, веря, что это способствует здоровью. В Европе и США интерес к хромотерапии возрос в XIX веке, а основой для ее применения стала «Энциклопедия спектрометрии» Диншаха Гадиали. В наше время интерес к этой методике не угас, а подходы стали более разнообразными. В России хромотерапия используется как безопасное дополнение к официальной медицине. Цвета для лечения подбираются после анатомической, энергетической и психологической диагностики.
Цветотерапия представляет собой популярный способ воздействия цветом для восстановления деятельности организма. Она может применяться, например, для улучшения режима сна, однако для лечения серьезных заболеваний следует обращаться к традиционной медицине.
Для формирования имиджа специалиста также применяется знание цветовых предпочтений. В его создании участвуют не только профессионалы в данной области, но и сам претендент, который должен приложить значительные усилия - работать над самоконтролем и твердо верить в себя.
Научные исследования показали, что впечатление формируется в среднем за первые 20 секунд. Прежде чем посмотреть в глаза человеку, мы оцениваем его фигуру и одежду, которые дают нам представление о его владельце. Одежда закладывает определенные характеристики в имидж. По одежде собеседника мы можем судить о его социальном статусе, благосостоянии, роде занятий, личных качествах и навыках самоподачи.
Наша одежда, являясь частью рабочей среды, способна рассказать о личности, положении и авторитете работника. Привлекательный внешний вид помогает добиться уважения и произвести впечатление уверенного в себе человека. Неудачная же манера одеваться не только создает неблагоприятное представление о вас, но и влияет на ваше самоощущение. Модельеры рекомендуют деловой классический костюм как лучший вариант одежды для деловой сферы.
Например, труд юриста характеризуется сложностью и разнообразием. Юридические профессии имеют широкий спектр задач, решение которых всегда регулируется правом. Это требует от каждого работника ответственности и коммуникабельности, а также умения владеть своими эмоциями и следовать правилам делового поведения. Успех юриста определяется не только оценкой знаний и способностей к обучению, но и многими другими качествами личности, которые обычно не проверяются в учебном процессе. Многие профессии в этой сфере требуют не только задатков и образования, но и опыта, специальных навыков и умений. Именно поэтому большинство из них считаются престижными. Однако не менее важную роль играет подкрепление престижа с помощью имиджа.
Это касается и внешнего вида обучающегося. Деловой стиль одежды создает благ оприятную атмосферу на экзаменах и в процессе обучения. Чистота одежды, отсутствие яркого макияжа и резких ароматов помогают сосредоточиться и не отвлекать окружающих, а также не раздражать преподавателей.
Для проведения нашего исследования мы отобрали группы первокурсников в количестве 56 человек. На первом этапе мы провели опрос, чтобы выяснить типы темпераментов наших студентов. Результаты были собраны в виде диаграммы. Оказалось, что среди наших первокурсников преобладают сангвиники (50%), за ними следуют меланхолики (27%) и холерики (16%). Флегматический тип темперамента оказался наименее распространенным (7%).
Анализируя данные и устный опрос, мы определили предпочтения обучающихся в отношении цветовой гаммы и организации учебного пространства:
- Холерики склонны отвлекаться на посторонние раздражители (запахи, звуки) при выполнении заданий. Поэтому они предпочитают кабинеты с белоснежными жалюзи и белым потолком, а также зелёные доски с записями, выполненными белым мелом. Раздаточные материалы должны быть на белой бумаге и напечатаны чёрным шрифтом. Часы для ограничения времени контрольных заданий должны быть чёрными с белым циферблатом. В интерьере учебных заведений они предпочитают мебель из массива бело-чёрного цвета, а также зелёные насаждения и картины с изображением цветущей зелени.
- Флегматики предпочитают столовую с одноразовой посудой оранжевого цвета и цитрусовыми жалюзи. Им нравится картина во всю стену с красными и малиновыми фруктами. В анкетах они отметили, что выделение этапов заданий красным цветом способствует их гармоничному расположению при ответах.
- Сангвиники и меланхолики показали наибольшую продуктивность. Они предпочитают кабинеты химии и информационных технологий с функциональной мебелью. Однако они отметили, что однообразная цветовая гамма мебели мешает им при выполнении практических заданий. Им нравится посещать актовый зал с золото-бежевыми жалюзи, стенами цвета кофе с молоком и бежевыми креслами.
В результате нашего исследования мы при шли к следующим выводам:
- Влияние цвета на настроение:
Цвета, которые используются в учебном пространстве, могут существенно влиять на эмоциональное состояние обучающихся, повышая их настроение и мотивацию к обучению.
- Организация учебного пространства:
Правильная планировка и цветовое оформление учебного пространства играют ключевую роль в эффективном усвоении материала, что непосредственно влияет на образовательные результаты.
- Здоровье и психологическое состояние:
Создание комфортной учебной среды, в том числе с помощью цветовых решений, способствует улучшению психологического состояния учащихся и укреплению их здоровья. Это, в свою очередь, является залогом успешного обучения.
В ходе наблюдения за контрольными группами мы исследовали влияние различных цветов на учебную деятельность, работоспособность, эмоциональное состояние и настроение обучающихся с разными типами темперамента.
Полученные данные позволяют сформулировать рекомендации по использованию цвета для повышения эффективности обучения:
Холерикам подойдут чёрный, синий, белый и зелёный цвета. Они помогут им быть активными и внимательными.
Сангвиникам будут полезны синий, жёлтый и голубой цвета. Они помогут лучше думать и работать.
Флегматикам помогут сиреневый и красный цвета. Они сделают их более активными и энергичными.
Меланхоликам лучше использовать любимые цвета в учебных помещениях. Это поможет им сосредоточиться.
Итак, жёлтый и персиковый цвета помогают думать. Голубой цвет помогает сосредоточиться. Серый цвет помогает работать.
Но есть и цвета, которые не очень подходят для учебных помещений: розовый цвет расслабляет и может отвлечь; зелёный цвет успокаивает, но может вызвать лень; синий и фиолетовый цвета могут вызвать грусть, чёрный цвет может вызвать плохие эмоции.
1. Kodeks etiki i sluzhebnogo povedeniya rabotnikov organov upravleniya social'noy zaschity naseleniya ot 31 dekabrya 2013 g. №7792 [Elektronnyy resurs]: — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70458556/ (data obrascheniya 25. 03. 2025 g.)
2. Buymistru T.A. Koloristika. Cvet-klyuch k krasote i garmonii. [Tekst]:/ T.A. Buymistru— Moskva. - 2023. - 345s.
3. Psihologiya i etika delovogo obscheniya [Tekst]: uchebnik /Lavrinenko V.N. - M.: YuNITI, 2021
4. Cvetovoy lichnostnyy test. [Tekst]:/ — Minsk, 2024
5. Menedzhment-portal Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. [Elektronnyy resurs].—Rezhim dostupa: htpp://www.ecsocman.hse.ru.