Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С давних времен люди знают о благотворном и разрушительном воздействии цвета на наше состояние. Цвет окружает нас повсюду, он является нашим постоянным спутником и неизбежно влияет на эмоции. Именно поэтому нам интересно узнать, как различные цвета могут влиять на наше настроение и какие из них способны оказывать помощь в учебном процессе.

Ключевые слова:
цветотерапия, хромотип, учебный процесс, эмоции, темперамент, впечатление, деловой стиль, имидж, юрист
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

В настоящее время для лечения многих заболеваний применяются специальные аппараты цветотерапии. Ученые доказали, что психофизиология человека может быть связана с определенным цветом, и каждый из нас обладает своим уникальным хромотипом. Цветотерапия, как наука о целительстве с помощью цвета, берет свое начало в Древней Греции. Еще в Китае, Индии, Египте и Персии люди издавна использовали влияние цвета на психическое и эмоциональное состояние. Древние ученые считали, что синий, красный и желтый цвета способны раскрыть и активизировать внутренние силы человека. Русский невропатолог Владимир Бехтерев также внес свой вклад в изучение этого вопроса. Он определил следующие свойства некоторых цветов: теплые оттенки оживляют, зеленый замедляет реакции, фиолетовый угнетает настроение, голубой тормозит психическое возбуждение, а розовый помогает справиться с заторможенным состоянием.

Актуальность моей работы заключается в том, что цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Он окружает нас повсюду, оказывая значительное влияние на наше состояние. Поэтому крайне важно изучать это влияние, чтобы научиться использовать его с пользой.

Целью данной работы является изучение воздействия цвета на человека, например, на студентов. Мы хотим понять, как цвет одежды, учебных аудиторий влияет на их самочувствие, и разработать соответствующие рекомендации.

Задачи:

  1. изучить влияние цвета на обучающихся;
  2. проанализировать особенности восприятия цвета студентами;
  3. выявить оптимальные цветовые решения для образовательного учреждения.

Важно отметить, что негативное и позитивное влияние цвета было известно людям с давних времен. Цвет окружает нас повсюду, и его воздействие на эмоциональное состояние человека трудно переоценить. Как известно, цвет представляет собой энергетический поток, который можно расщепить на множество оттенков. Эта энергия может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на тело человека. Болезни возникают в случае дисбаланса этой энергии в организме. С этой проблемой помогает справиться хромотерапия - воздействие определенных цветов, которые восстанавливают равновесие и дают недостающую энергию. Этот метод известен с античных времен - египтяне и греки строили здания с использованием определенных цветов, веря, что это способствует здоровью. В Европе и США интерес к хромотерапии возрос в XIX веке, а основой для ее применения стала «Энциклопедия спектрометрии» Диншаха Гадиали. В наше время интерес к этой методике не угас, а подходы стали более разнообразными. В России хромотерапия используется как безопасное дополнение к официальной медицине. Цвета для лечения подбираются после анатомической, энергетической и психологической диагностики.

Цветотерапия представляет собой популярный способ воздействия цветом для восстановления деятельности организма. Она может применяться, например, для улучшения режима сна, однако для лечения серьезных заболеваний следует обращаться к традиционной медицине.

Для формирования имиджа специалиста также применяется знание цветовых предпочтений. В его создании участвуют не только профессионалы в данной области, но и сам претендент, который должен приложить значительные усилия - работать над самоконтролем и твердо верить в себя.

Научные исследования показали, что впечатление формируется в среднем за первые 20 секунд. Прежде чем посмотреть в глаза человеку, мы оцениваем его фигуру и одежду, которые дают нам представление о его владельце. Одежда закладывает определенные характеристики в имидж. По одежде собеседника мы можем судить о его социальном статусе, благосостоянии, роде занятий, личных качествах и навыках самоподачи.

Наша одежда, являясь частью рабочей среды, способна рассказать о личности, положении и авторитете работника. Привлекательный внешний вид помогает добиться уважения и произвести впечатление уверенного в себе человека. Неудачная же манера одеваться не только создает неблагоприятное представление о вас, но и влияет на ваше самоощущение. Модельеры рекомендуют деловой классический костюм как лучший вариант одежды для деловой сферы.

Например, труд юриста характеризуется сложностью и разнообразием. Юридические профессии имеют широкий спектр задач, решение которых всегда регулируется правом. Это требует от каждого работника ответственности и коммуникабельности, а также умения владеть своими эмоциями и следовать правилам делового поведения. Успех юриста определяется не только оценкой знаний и способностей к обучению, но и многими другими качествами личности, которые обычно не проверяются в учебном процессе. Многие профессии в этой сфере требуют не только задатков и образования, но и опыта, специальных навыков и умений. Именно поэтому большинство из них считаются престижными. Однако не менее важную роль играет подкрепление престижа с помощью имиджа.

 

Это касается и внешнего вида обучающегося. Деловой стиль одежды создает благ оприятную атмосферу на экзаменах и в процессе обучения. Чистота одежды, отсутствие яркого макияжа и резких ароматов помогают сосредоточиться и не отвлекать окружающих, а также не раздражать преподавателей.

Для проведения нашего исследования мы отобрали группы первокурсников в количестве 56 человек. На первом этапе мы провели опрос, чтобы выяснить типы темпераментов наших студентов. Результаты были собраны в виде диаграммы. Оказалось, что среди наших первокурсников преобладают сангвиники (50%), за ними следуют меланхолики (27%) и холерики (16%). Флегматический тип темперамента оказался наименее распространенным (7%).

Анализируя данные и устный опрос, мы определили предпочтения обучающихся в отношении цветовой гаммы и организации учебного пространства:

  1. Холерики склонны отвлекаться на посторонние раздражители (запахи, звуки) при выполнении заданий. Поэтому они предпочитают кабинеты с белоснежными жалюзи и белым потолком, а также зелёные доски с записями, выполненными белым мелом. Раздаточные материалы должны быть на белой бумаге и напечатаны чёрным шрифтом. Часы для ограничения времени контрольных заданий должны быть чёрными с белым циферблатом. В интерьере учебных заведений они предпочитают мебель из массива бело-чёрного цвета, а также зелёные насаждения и картины с изображением цветущей зелени.
  2. Флегматики предпочитают столовую с одноразовой посудой оранжевого цвета и цитрусовыми жалюзи. Им нравится картина во всю стену с красными и малиновыми фруктами. В анкетах они отметили, что выделение этапов заданий красным цветом способствует их гармоничному расположению при ответах.
  3. Сангвиники и меланхолики показали наибольшую продуктивность. Они предпочитают кабинеты химии и информационных технологий с функциональной мебелью. Однако они отметили, что однообразная цветовая гамма мебели мешает им при выполнении практических заданий. Им нравится посещать актовый зал с золото-бежевыми жалюзи, стенами цвета кофе с молоком и бежевыми креслами.

В результате нашего исследования мы при шли к следующим выводам:

  1. Влияние цвета на настроение:

Цвета, которые используются в учебном пространстве, могут существенно влиять на эмоциональное состояние обучающихся, повышая их настроение и мотивацию к обучению.

  1. Организация учебного пространства:

Правильная планировка и цветовое оформление учебного пространства играют ключевую роль в эффективном усвоении материала, что непосредственно влияет на образовательные результаты.

  1. Здоровье и психологическое состояние:

Создание комфортной учебной среды, в том числе с помощью цветовых решений, способствует улучшению психологического состояния учащихся и укреплению их здоровья. Это, в свою очередь, является залогом успешного обучения.

В ходе наблюдения за контрольными группами мы исследовали влияние различных цветов на учебную деятельность, работоспособность, эмоциональное состояние и настроение обучающихся с разными типами темперамента.

Полученные данные позволяют сформулировать рекомендации по использованию цвета для повышения эффективности обучения:

Холерикам подойдут чёрный, синий, белый и зелёный цвета. Они помогут им быть активными и внимательными.

Сангвиникам будут полезны синий, жёлтый и голубой цвета. Они помогут лучше думать и работать.

Флегматикам помогут сиреневый и красный цвета. Они сделают их более активными и энергичными.

Меланхоликам лучше использовать любимые цвета в учебных помещениях. Это поможет им сосредоточиться.

Итак, жёлтый и персиковый цвета помогают думать. Голубой цвет помогает сосредоточиться. Серый цвет помогает работать.

Но есть и цвета, которые не очень подходят для учебных помещений: розовый цвет расслабляет и может отвлечь; зелёный цвет успокаивает, но может вызвать лень; синий и фиолетовый цвета могут вызвать грусть, чёрный цвет может вызвать плохие эмоции.

Список литературы

1. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения от 31 декабря 2013 г. №7792 [Электронный ресурс]: — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70458556/ (дата обращения 25. 03. 2025 г.)

2. Буймистру Т.А. Колористика. Цвет-ключ к красоте и гармонии. [Текст]:/ Т.А. Буймистру— Москва. - 2023. - 345с.

3. Психология и этика делового общения [Текст]: учебник /Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 2021

4. Цветовой личностный тест. [Текст]:/ — Минск, 2024

5. Менеджмент-портал Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс].—Режим доступа: htpp://www.ecsocman.hse.ru.

Войти или Создать
* Забыли пароль?