employee
Now education sets itself the task of developing the personality of the child, forming his skills and qualities necessary for successful adaptation in the modern world. Preschool education is the first stage of the educational process. An individual approach to each child, the use of game teaching methods, the creation of a favorable educational environment are becoming the fundamental principles of the work of preschool institutions. One of the key trends in integrated education is the combination of play and learning processes, which contributes to the effective adaptation of children to the educational environment. The most common games for preschoolers are role-playing, didactic, active and theatrical. In the process of play activity, the child penetrates into the world of adults.
game techniques, preschoolers, integrated education.
Цель исследования – coздaние блaгoприятных уcлoвий для духoвнo-нрaвcтвеннoй, твoрчеcкoй, рaзвивaющейcя, здoрoвoй личнocти, cпocoбнoй к уcпешнoй coциaлизaции в oбщеcтве и aктивнoй aдaптaции в уcлoвиях coвременнoгo oбщеcтвa.
Задачи исследования:
1. Охрaнa и укрепление физичеcкoгo и пcихичеcкoгo здoрoвья детей;
2. Сoздaние блaгoприятных уcлoвий рaзвития детей в cooтветcтвии c их вoзрacтными и индивидуaльными ocoбеннocтями
3. Рaзвития их coциaльных, нрaвcтвенных, эcтетичеcких, интеллектуaльных, физичеcких кaчеcтв,
Развитие теории и практики образовательной деятельности в дошкольном учреждении играет ключевую роль в формировании будущего поколения. Современное образование ставит перед собой задачу не только передать знания, но и развивать личность ребенка, формировать его навыки и качества, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Новые знания, умения, навыки дошкольники усваивают в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской). Важная задача воспитательно-образовательного процесса заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, расширять ее содержание.
Дошкольное образование является первым этапом учебного процесса, поэтому особое внимание уделяется изучению и развитию методик работы с детьми этого возраста. Такие аспекты, как индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых методов обучения, создание благоприятной образовательной среды – становятся основополагающими принципами работы дошкольных учреждений.
Исторический обзор развития образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Древнегреческий философ Аристотель говорил, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Философ, Демокрит, подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать.
С начала XX века образовательная деятельность в дошкольных учреждениях начала активно развиваться. Появились первые профессиональные учебные программы и методики для работы с детьми дошкольного возраста. В 1920-1930 годах в СССР были созданы первые детские сады с целью организации полноценного образования и воспитания детей до школьного возраста. В последующие десятилетия были разработаны и внедрены современные образовательные стандарты и методики, ориентированные на комплексное развитие ребенка: физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное. Развитие теории и практики образовательной деятельности способствует повышению качества дошкольного образования и внедрению инновационных методов работы с детьми.
Современные тенденции в теории дошкольного образования
Современные тенденции в теории дошкольного образования отражают стремление к более интегрированному и гибкому подходу к обучению малышей. Одной из ключевых тенденций является сочетание игрового и учебного процессов, что способствует эффективной адаптации детей к образовательной среде. Важным элементом современной теории дошкольного образования становится индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его потребности, способности и особенности развития. Также акцент делается на развитии критического мышления у дошкольников и формировании навыков самостоятельности и саморегуляции. Актуальными являются также вопросы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в процессе обучения, а также интеграции современных технологий в образовательный процесс.
Педагогические подходы и методики в дошкольной образовательной деятельности
По словам Л. С. Выготского «определяя уровень психического развития ребенка, совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сейчас, важно, что он сможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершившиеся, уже «зреют». Ведь то, что сегодня ребенок умеет сделать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. То самое, что ребенок может сейчас выполнить лишь в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно – это и есть знаменитая зона ближайшего развития. Эту зону создает обучение, которое должно «забегать вперед развития».
Педагогические подходы и методики играют ключевую роль в развитии образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Современные педагогические подходы, такие как гуманистический подход, конструктивизм, монтессори, Валдорфский подход и другие, направлены на активизацию деятельности ребенка, развитие его творческого мышления и самостоятельности. Методики дифференцированного обучения, игрового подхода, проектной деятельности и индивидуализации обучения основаны на понимании индивидуальных особенностей каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию. Важно подбирать подходящие методики с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и уровня развития, чтобы обеспечить эффективное и эмоционально благоприятное обучение в дошкольном учреждении.
Роль игровой деятельности в развитии дошкольников
Игровая деятельность является основным способом развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры. Дети воспроизводят сцены из семейных отношений и трудовой деятельности. В этот момент взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры. Они имеют готовый игровой материал и правила. Дидактические игры имеют цель, эта игра направлена на получение конкретного результата.
Подвижные игры- направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей. Подвижные игры должны содержать интересные задания, неожиданные ситуации, от этого зависит эмоциональная сфера.
Театрализованные игры -делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы. Ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Она способствует формированию у детей навыков, умений и профессионализмов, которые они будут использовать в дальнейшем образовании и жизни. При помощи игры дети учатся самостоятельности, сотрудничеству, адаптации к новым условиям. Игровая деятельность стимулирует фантазию, креативность и воображение, что важно для развития познавательных процессов у детей. Таким образом, игровая деятельность в дошкольном учреждении играет важную роль в общем развитии детей и формировании ключевых навыков для успешного обучения в будущем.
Перспективы развития образовательного процесса в дошкольных учреждениях
Развитие образовательного процесса в дошкольных учреждениях находится под постоянным вниманием исследователей и педагогов, стремящихся повысить эффективность обучения в этом возрастном периоде. Одной из перспектив развития является углубленное изучение индивидуальных потребностей каждого ребенка при планировании образовательных программ. Это позволит создать более гибкие методики и подходы, адаптированные к уровню развития конкретного ребенка. Также важным направлением является внедрение современных образовательных технологий, таких как цифровые образовательные ресурсы и онлайн-платформы, способствующих расширению возможностей обучения и развития детей. В целом, дальнейшее развитие образовательного процесса в дошкольных учреждениях требует постоянного изучения и внедрения новых методов и подходов, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
1. Borisova, S. P. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie za rubezhom / S. P. Borisova // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. – 2010.
2. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'naya pedagogika. – M., 2001. EDN: https://elibrary.ru/XSSEEX
3. Dragunova O.V. Doshkol'naya pedagogika: Ch.1. – Cheboksary, 2003.