сотрудник
В статье описана важная значимость современного образования, благодаря ему развивается личность ребенка, формируются его навыки и качества, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Дошкольное образование является первым этапом учебного процесса. Индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых методов обучения, создание благоприятной образовательной среды – становятся основополагающими принципами работы дошкольных учреждений. Одной из ключевых тенденций интегрированного образования является сочетание игрового и учебного процессов, что способствует эффективной адаптации детей к образовательной среде. Самыми распространенными играми для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные. В процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей.
игровые приемы, дошкольники, интегрированное образование.
Цель исследования – coздaние блaгoприятных уcлoвий для духoвнo-нрaвcтвеннoй, твoрчеcкoй, рaзвивaющейcя, здoрoвoй личнocти, cпocoбнoй к уcпешнoй coциaлизaции в oбщеcтве и aктивнoй aдaптaции в уcлoвиях coвременнoгo oбщеcтвa.
Задачи исследования:
1. Охрaнa и укрепление физичеcкoгo и пcихичеcкoгo здoрoвья детей;
2. Сoздaние блaгoприятных уcлoвий рaзвития детей в cooтветcтвии c их вoзрacтными и индивидуaльными ocoбеннocтями
3. Рaзвития их coциaльных, нрaвcтвенных, эcтетичеcких, интеллектуaльных, физичеcких кaчеcтв,
Развитие теории и практики образовательной деятельности в дошкольном учреждении играет ключевую роль в формировании будущего поколения. Современное образование ставит перед собой задачу не только передать знания, но и развивать личность ребенка, формировать его навыки и качества, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Новые знания, умения, навыки дошкольники усваивают в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской). Важная задача воспитательно-образовательного процесса заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, расширять ее содержание.
Дошкольное образование является первым этапом учебного процесса, поэтому особое внимание уделяется изучению и развитию методик работы с детьми этого возраста. Такие аспекты, как индивидуальный подход к каждому ребенку, использование игровых методов обучения, создание благоприятной образовательной среды – становятся основополагающими принципами работы дошкольных учреждений.
Исторический обзор развития образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Древнегреческий философ Аристотель говорил, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Философ, Демокрит, подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать.
С начала XX века образовательная деятельность в дошкольных учреждениях начала активно развиваться. Появились первые профессиональные учебные программы и методики для работы с детьми дошкольного возраста. В 1920-1930 годах в СССР были созданы первые детские сады с целью организации полноценного образования и воспитания детей до школьного возраста. В последующие десятилетия были разработаны и внедрены современные образовательные стандарты и методики, ориентированные на комплексное развитие ребенка: физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное. Развитие теории и практики образовательной деятельности способствует повышению качества дошкольного образования и внедрению инновационных методов работы с детьми.
Современные тенденции в теории дошкольного образования
Современные тенденции в теории дошкольного образования отражают стремление к более интегрированному и гибкому подходу к обучению малышей. Одной из ключевых тенденций является сочетание игрового и учебного процессов, что способствует эффективной адаптации детей к образовательной среде. Важным элементом современной теории дошкольного образования становится индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его потребности, способности и особенности развития. Также акцент делается на развитии критического мышления у дошкольников и формировании навыков самостоятельности и саморегуляции. Актуальными являются также вопросы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в процессе обучения, а также интеграции современных технологий в образовательный процесс.
Педагогические подходы и методики в дошкольной образовательной деятельности
По словам Л. С. Выготского «определяя уровень психического развития ребенка, совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сейчас, важно, что он сможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершившиеся, уже «зреют». Ведь то, что сегодня ребенок умеет сделать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. То самое, что ребенок может сейчас выполнить лишь в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно – это и есть знаменитая зона ближайшего развития. Эту зону создает обучение, которое должно «забегать вперед развития».
Педагогические подходы и методики играют ключевую роль в развитии образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Современные педагогические подходы, такие как гуманистический подход, конструктивизм, монтессори, Валдорфский подход и другие, направлены на активизацию деятельности ребенка, развитие его творческого мышления и самостоятельности. Методики дифференцированного обучения, игрового подхода, проектной деятельности и индивидуализации обучения основаны на понимании индивидуальных особенностей каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию. Важно подбирать подходящие методики с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и уровня развития, чтобы обеспечить эффективное и эмоционально благоприятное обучение в дошкольном учреждении.
Роль игровой деятельности в развитии дошкольников
Игровая деятельность является основным способом развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры. Дети воспроизводят сцены из семейных отношений и трудовой деятельности. В этот момент взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры. Они имеют готовый игровой материал и правила. Дидактические игры имеют цель, эта игра направлена на получение конкретного результата.
Подвижные игры- направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей. Подвижные игры должны содержать интересные задания, неожиданные ситуации, от этого зависит эмоциональная сфера.
Театрализованные игры -делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы. Ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Она способствует формированию у детей навыков, умений и профессионализмов, которые они будут использовать в дальнейшем образовании и жизни. При помощи игры дети учатся самостоятельности, сотрудничеству, адаптации к новым условиям. Игровая деятельность стимулирует фантазию, креативность и воображение, что важно для развития познавательных процессов у детей. Таким образом, игровая деятельность в дошкольном учреждении играет важную роль в общем развитии детей и формировании ключевых навыков для успешного обучения в будущем.
Перспективы развития образовательного процесса в дошкольных учреждениях
Развитие образовательного процесса в дошкольных учреждениях находится под постоянным вниманием исследователей и педагогов, стремящихся повысить эффективность обучения в этом возрастном периоде. Одной из перспектив развития является углубленное изучение индивидуальных потребностей каждого ребенка при планировании образовательных программ. Это позволит создать более гибкие методики и подходы, адаптированные к уровню развития конкретного ребенка. Также важным направлением является внедрение современных образовательных технологий, таких как цифровые образовательные ресурсы и онлайн-платформы, способствующих расширению возможностей обучения и развития детей. В целом, дальнейшее развитие образовательного процесса в дошкольных учреждениях требует постоянного изучения и внедрения новых методов и подходов, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
1. Борисова, С. П. Современное дошкольное образование за рубежом / С. П. Борисова // Теория и практика общественного развития. – 2010.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. EDN: https://elibrary.ru/XSSEEX
3. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.