UDC 373.2
UDC 373.21
According to the federal state educational standard for early childhood education, the primary goal of the educational system is to form an active personality capable of navigating the world around them and showing research interest. In this regard, it is important to develop research skills through the experimentation process. The text describes the advantages of the experimentation method, specific steps for its implementation and proven effectiveness.
preschool education, experimentation, cognitive development, research skills, preschool age.
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности и стремления к самостоятельному изучению и размышлению через использование исследовательской деятельности является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В современном обществе необходимы интеллектуальные, самостоятельные, креативные личности, способные принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Как известно, дети дошкольного возраста - прирожденные исследователи окружающего мира. Ребенок может познать мир через личные ощущения, действия и переживания.
Создание условий для изучения окружающей действительности является одной из ключевых задач современного дошкольного образования. Новый образовательный стандарт нацелен на воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию [4]. Метод экспреримента внедряется во все виды детской деятельности, включая игры. Это значительно способствует развитию детской любознательности, стремления к познанию и расширению кругозора.
Эксперимент - это научный метод, в ходе которого наблюдается исследуемое явление в контролируемых условиях. Это позволяет отслеживать его развитие и многократно воспроизводить при повторении этих условий. В более широком смысле, эксперимент - это попытка что-либо осуществить. Детское экспериментирование представляет собой уникальную форму исследовательской деятельности у дошкольников, в которой проявляется их активность, направленная на получение новых знаний и информации об окружающем мире [2].
Выделяются следующие направления исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста:
- «Фантастика» - темы, связанные с изучением вымышленных объектов и явлений;
- «Теоретические объекты» - темы, направленные на организацию работы по исследованию конкретных материалов и фактов, их анализу и обобщению;
- «Эмпирические исследования» - темы, предполагающие самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений.
Содержание экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста включает: организованные опыты и эксперименты, изучение состояния и превращения веществ, исследование движения воды и воздуха, а также свойства минералов и почвы, условий жизни растений.
Правильно организованная экспериментальная деятельность помогает детям лучше понять окружающий мир, его явления и особенности. В процессе экспериментов дети учатся познавать, исследовать и открывать новое, а также осознавать его значение в жизни человека. Кроме того, такая деятельность развивает у детей навыки критического мышления и решения возникающих задач.
Структуру экспериментальная деятельности дошкольников можно представить следующим образом.
1. Определение темы исследования и постановка проблемы.
2. Формулировка цели, задач и гипотез исследования.
3. Осуществление поиска возможных методов, средств и приемов для решения проблемы, сбор необходимого материала.
4. Обобщение и анализ полученных данных.
5. Подготовка полученных результатов исследования к их защите (презентации, сообщение, доклад).
6. Непосредственная защита.
Работу следует продолжать до тех пор, пока ребенок не сможет перейти от роли наблюдателя к роли исследователя, самостоятельно выполняя действия.
Средний дошкольный возраст – это период, когда дети этой возрастной группы стремятся к экспериментированию, чтобы достичь конкретных результатов. Их действия становятся более точными, осмысленными и целенаправленными.
На этапе старщего дошкольного возраста дети начинают активно обращаться к воспитателю с просьбами, такими как: «Давайте сделаем так» или «Давайте посмотрим, что будет, если...». Во время занятий они сравнивают два состояния одного и того же объекта, выявляя как различия, так и сходства. Дети самостоятельно разрабатывают эксперименты, продумывают методику, распределяют обязанности между собой, выполняют задания и делают выводы [5].
Значение опытно-экспериментальной деятельности трудно переоценить, так как она не только поддерживает познавательный интерес, но и способствует его активизации, что положительно сказывается на педагогическом процессе в целом. В современном образовании роль педагога заключается не в том, чтобы предоставлять информацию ребенку в готовом виде, а в создании условий для самостоятельного освоения знаний, а также в поддержке развития его творческой активности и воображения.
Эту потребность удовлетворяет опытно-экспериментальная деятельность, которая помогает организовать представления ребенка о мире вокруг. В возрасте 5-6 лет дети испытывают пик любознательности, поэтому в этот период особенно важно создать условия для их познания окружающей действительности. Это можно сделать как в помещении детского сада, так и во время прогулок. Зимой дети с удовольствием исследуют свойства снега и льда. Они задают вопросы: «Сколько лучиков у снежинки?», «Насколько прочен лед?», «Что такое иней?», «Как растопить лед?», - и находят на них ответы во время прогулок на свежем воздухе. С наступлением тепла они с интересом изучают песок и воду, наблюдают за ростом растений и жизнью насекомых. В группе дети знакомятся с окружающими предметами: пластиком, металлом, магнитами и бумагой.
Особенно стоит подчеркнуть важность роли воспитателя. Чем более увлекательно будет представлен материал, тем выше будет интерес воспитанников. Применение творческого подхода и сочетание экспериментов с элементами сказки делают процесс обучения особенно захватывающим. Важно осознавать, что главная цель формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет заключается не в передаче конкретных знаний, а в развитии их естественного интереса к окружающему миру - любопытства.
Исследовательские умения представляют собой готовность заниматься экспериментальной деятельностью, опираясь на знания и жизненный опыт, с ясным пониманием целей, условий и средств этой деятельности. Они направлены на изучение и анализ процессов, фактов и явлений. Основные характеристики детей старшего дошкольного возраста включают: игра как ведущую деятельность, через которую они осваивают нормы поведения и взаимодействия с окружающими. Мышление развивается в процессе познавательной активности, экспериментов и удовольствия от выполненных действий. Важным аспектом развития мышления является проба. В этом возрасте внимание удерживается не более 7-8 минут. Важно акцентировать внимание на ярких и необычных образах и предметах. Память зависит от того, как воспринимаются объекты. Воображение развивается через замену одного предмета другим.
Детское экспериментирование представляет собой уникальную форму исследовательской активности дошкольников, в которой проявляется их собственная инициатива, направленная на получение новых знаний о мире вокруг. Правильно организованная экспериментальная деятельность помогает детям лучше понять окружающую действительность, её явления и особенности. В процессе экспериментов дети учатся познавать, исследовать и открывать новое, а также осознавать его значение в жизни человека. Кроме того, такая деятельность развивает у детей навыки критического мышления и решения возникающих задач.
1. Vinogradova E.L. Usloviya stanovleniya poznavatel'noy motivacii doshkol'nikov 5-6 let // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016. № 2. S. 47-56.
2. Vinogradova E.L. Motivacionnye predpochteniya razlichnyh form poznavatel'noy deyatel'nosti starshih doshkol'nikov // Zhurnal prikladnoy psihologii. 2015. № 2. S. 50-59.
3. Podd'yakov, N.N. Psihicheskoe razvitie i samorazvitie rebenka-doshkol'nika. Blizhnie i dal'nie gorizonty / N. N. Podd'yakov. — M.: Obrazovatel'nye proekty, 2021. — 224 s.
4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 (red. ot 08.11.2022) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
5. Frolov A.A. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti u doshkol'nikov. -M.: Pedagogika, 2019. - 400 s.