УДК 373.2 Дошкольное воспитание
УДК 373.21 Организация занятий
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, основная цель образовательной деятельности заключается в формировании активной личности, способной ориентироваться в окружающем мире и проявлять исследовательский интерес. В связи с этим важно развивать исследовательские навыки, используя метод эксперимента. В результате исследования определены преимущества метода эксперимента и особенности его реализации на практике, что определяет результативность проведенной работы.
дошкольное образование, метод эксперимента, познавательное развитие, исследовательские умения, дошкольный возраст.
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности и стремления к самостоятельному изучению и размышлению через использование исследовательской деятельности является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В современном обществе необходимы интеллектуальные, самостоятельные, креативные личности, способные принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Как известно, дети дошкольного возраста - прирожденные исследователи окружающего мира. Ребенок может познать мир через личные ощущения, действия и переживания.
Создание условий для изучения окружающей действительности является одной из ключевых задач современного дошкольного образования. Новый образовательный стандарт нацелен на воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию [4]. Метод экспреримента внедряется во все виды детской деятельности, включая игры. Это значительно способствует развитию детской любознательности, стремления к познанию и расширению кругозора.
Эксперимент - это научный метод, в ходе которого наблюдается исследуемое явление в контролируемых условиях. Это позволяет отслеживать его развитие и многократно воспроизводить при повторении этих условий. В более широком смысле, эксперимент - это попытка что-либо осуществить. Детское экспериментирование представляет собой уникальную форму исследовательской деятельности у дошкольников, в которой проявляется их активность, направленная на получение новых знаний и информации об окружающем мире [2].
Выделяются следующие направления исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста:
- «Фантастика» - темы, связанные с изучением вымышленных объектов и явлений;
- «Теоретические объекты» - темы, направленные на организацию работы по исследованию конкретных материалов и фактов, их анализу и обобщению;
- «Эмпирические исследования» - темы, предполагающие самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений.
Содержание экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста включает: организованные опыты и эксперименты, изучение состояния и превращения веществ, исследование движения воды и воздуха, а также свойства минералов и почвы, условий жизни растений.
Правильно организованная экспериментальная деятельность помогает детям лучше понять окружающий мир, его явления и особенности. В процессе экспериментов дети учатся познавать, исследовать и открывать новое, а также осознавать его значение в жизни человека. Кроме того, такая деятельность развивает у детей навыки критического мышления и решения возникающих задач.
Структуру экспериментальная деятельности дошкольников можно представить следующим образом.
1. Определение темы исследования и постановка проблемы.
2. Формулировка цели, задач и гипотез исследования.
3. Осуществление поиска возможных методов, средств и приемов для решения проблемы, сбор необходимого материала.
4. Обобщение и анализ полученных данных.
5. Подготовка полученных результатов исследования к их защите (презентации, сообщение, доклад).
6. Непосредственная защита.
Работу следует продолжать до тех пор, пока ребенок не сможет перейти от роли наблюдателя к роли исследователя, самостоятельно выполняя действия.
Средний дошкольный возраст – это период, когда дети этой возрастной группы стремятся к экспериментированию, чтобы достичь конкретных результатов. Их действия становятся более точными, осмысленными и целенаправленными.
На этапе старщего дошкольного возраста дети начинают активно обращаться к воспитателю с просьбами, такими как: «Давайте сделаем так» или «Давайте посмотрим, что будет, если...». Во время занятий они сравнивают два состояния одного и того же объекта, выявляя как различия, так и сходства. Дети самостоятельно разрабатывают эксперименты, продумывают методику, распределяют обязанности между собой, выполняют задания и делают выводы [5].
Значение опытно-экспериментальной деятельности трудно переоценить, так как она не только поддерживает познавательный интерес, но и способствует его активизации, что положительно сказывается на педагогическом процессе в целом. В современном образовании роль педагога заключается не в том, чтобы предоставлять информацию ребенку в готовом виде, а в создании условий для самостоятельного освоения знаний, а также в поддержке развития его творческой активности и воображения.
Эту потребность удовлетворяет опытно-экспериментальная деятельность, которая помогает организовать представления ребенка о мире вокруг. В возрасте 5-6 лет дети испытывают пик любознательности, поэтому в этот период особенно важно создать условия для их познания окружающей действительности. Это можно сделать как в помещении детского сада, так и во время прогулок. Зимой дети с удовольствием исследуют свойства снега и льда. Они задают вопросы: «Сколько лучиков у снежинки?», «Насколько прочен лед?», «Что такое иней?», «Как растопить лед?», - и находят на них ответы во время прогулок на свежем воздухе. С наступлением тепла они с интересом изучают песок и воду, наблюдают за ростом растений и жизнью насекомых. В группе дети знакомятся с окружающими предметами: пластиком, металлом, магнитами и бумагой.
Особенно стоит подчеркнуть важность роли воспитателя. Чем более увлекательно будет представлен материал, тем выше будет интерес воспитанников. Применение творческого подхода и сочетание экспериментов с элементами сказки делают процесс обучения особенно захватывающим. Важно осознавать, что главная цель формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет заключается не в передаче конкретных знаний, а в развитии их естественного интереса к окружающему миру - любопытства.
Исследовательские умения представляют собой готовность заниматься экспериментальной деятельностью, опираясь на знания и жизненный опыт, с ясным пониманием целей, условий и средств этой деятельности. Они направлены на изучение и анализ процессов, фактов и явлений. Основные характеристики детей старшего дошкольного возраста включают: игра как ведущую деятельность, через которую они осваивают нормы поведения и взаимодействия с окружающими. Мышление развивается в процессе познавательной активности, экспериментов и удовольствия от выполненных действий. Важным аспектом развития мышления является проба. В этом возрасте внимание удерживается не более 7-8 минут. Важно акцентировать внимание на ярких и необычных образах и предметах. Память зависит от того, как воспринимаются объекты. Воображение развивается через замену одного предмета другим.
Детское экспериментирование представляет собой уникальную форму исследовательской активности дошкольников, в которой проявляется их собственная инициатива, направленная на получение новых знаний о мире вокруг. Правильно организованная экспериментальная деятельность помогает детям лучше понять окружающую действительность, её явления и особенности. В процессе экспериментов дети учатся познавать, исследовать и открывать новое, а также осознавать его значение в жизни человека. Кроме того, такая деятельность развивает у детей навыки критического мышления и решения возникающих задач.
1. Виноградова E.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. 2016. № 2. С. 47-56.
2. Виноградова Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. 2015. № 2. С. 50-59.
3. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н. Н. Поддьяков. — М.: Образовательные проекты, 2021. — 224 с.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
5. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников. -М.: Педагогика, 2019. - 400 с.