The article is devoted to the current topic of the implementation of the federal educational program of preschool education. An effective layout technology is presented, which opens up new opportunities for the development of children's initiative and cognitive activity of preschoolers.
layout, children's initiative, layout, comparison.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (п.14.3 ФОП ДО) поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности указаны как одни из основных принципов дошкольного образования.
В планируемых результатах на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы (п.15.4 ФОП ДО) ребенок способен:
- решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи,
- применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности,
- принимать собственные решения и проявлять инициативу,
- склонен наблюдать, экспериментировать,
- проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам,
- имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений.
Для реализации поставленных задач Федеральной образовательной программой дошкольного образования, наряду с традиционными методиками в своей практике используем знакомую всем, но несправедливо забытую технологию макетирования, которая открывает новые возможности для развития детской инициативы и познавательной активности дошкольников.
Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты, а также это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности, познавательной активности каждого ребенка.
Макет многофункционален и его применение в работе даёт возможность ставить разные цели и решать множество образовательных задач:
- формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира,
- развитие кругозора, творческого самовыражения, мотивации к познанию окружающего мира,
- развитие коммуникативных навыков, активизация словаря,
- расширение игровых навыков и навыков сотрудничества,
- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе,
- привлечение семей воспитанников к активному взаимодействию в вопросах развития детей и организации игр и другие не менее важные
Но главная задача на наш взгляд, развитие у детей мотивации к познанию окружающего мира.
На первых порах макеты выглядели по – разному: по форме, по содержанию, по объему. Все они были хороши, но мы столкнулись с проблемой хранения готовых макетов. Так родилась идея создания одного универсального макета.
Тематика и наполнение макета связаны с темой недели, инициативой детей, действующим проектом или образовательным событием.
На начальном этапе знакомства с макетами педагог помогает детям в реализации игровых замыслов, направляет сюжетную линию. Очень часто дети испытывают трудности, во время образовательной деятельности, когда предстоит выполнить работу на свободную тему.
Внеся в развивающую среду группы макет «Лес», предлагаю ребятам по желанию «оживить лес»-так макет наполняется. Далее уже в самостоятельной деятельности задаю наводящие вопросы, которые стимулируют развитие инициативы и активности детей при взаимодействии с макетом:
- Кто может работать в лесу?
- Кого можно встретить в лесу?
- Чем лес богат?
- Кто прячется в лесу?
Чтобы усилить детскую инициативу и познавательную активность дошкольников в поисковой деятельности, вносим в развивающую среду группы второй макет. Например, в рамках реализации тематического проекта «Кубанская хата» внесли в среду группы готовый макет кубанской хаты, рассмотрели его, изучили. Далее для более глубокого и детального изучения темы, предложила детям второй макет -пустой для самостоятельного заполнения, где ребята воссоздавали облик современной квартиры, дома.
Сравнение – это один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Видя перед собой два макета, дети учатся анализировать, обобщать и делать выводы. И самое главное у них появляется глубокий интерес к изучаемому объекту.
- Как жили без микроволновки?
- А где была ванная?
- А где сейчас в квартире «красный угол»? и т.д.
Из вопросов и интереса детей рождаются идеи новых проектов, так, например, сравнив кубанскую хату и современную квартиру ребята сделали вывод, что технологии движутся вперед. И следующий макет был на тему квартира будущего или умный дом.
Для свободного творчества и самостоятельной деятельности рядом с макетами размещены материалы для творчества (картон, пластилин, игрушки, и т.д.), чтобы дети в свободной деятельности имели возможность создавать новые атрибуты, персонажей, героев, для реализации своих замыслов.
В самостоятельной деятельности дети так же могут пользоваться макетом, для этого они пользуются алгоритмом наполнения макета, который был составлен совместно.
Частота сменяемости макета зависит от длительности действующего проекта или образовательного события, в среднем это от одной до двух недель. Далее макет фотографируем. Фотографии распечатываем и сохраняем в альбоме, чтобы дети могли еще раз вернуться к своей работе.
Затем макет разбираем, при этом действуем по алгоритму: части и детали макета используются вторично, после разборки макета, дети распределяют их по контейнерам.
Образовательная ценность макета состоит в том, что он используется не только как объемное дидактическое пособие, но и как:
- элемент предметно-развивающей среды,
- новое игровое пространство, место, где дошкольник может реализовывать свои творческие проекты и замыслы;
- как дидактический материал для проведения образовательной деятельности;
- как наглядно-дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы;
- как платформа для размещения продуктов детского творчества (создать незаконченный предметный мир, и предложить детям дополнить его, теми или иными предметами и формами)
Результатом работы по использованию технологии макетирования является:
- обогащение игрового опыта детей,
- формирование умения создавать сюжет и сохранять его,
- сформированность навыков планирования деятельности,
- воспитание бережного отношения к продуктам детской деятельности,
- умением самостоятельно собирать и структурировать информацию,
- расширение кругозора и самостоятельных познавательных действий детей, развитие инициативы
И конечно же, реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования!
1. Federal'naya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya (Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 25 noyabrya 2022 g. № 1028 "Ob utverzhdenii federal'noy obrazovatel'noy programmy doshkol'nogo obrazovaniya")
2. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. — M.: Smysl, 2001. — 365 s. EDN: https://elibrary.ru/OFJKFI