ТЕХНОЛОГИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. Представлена эффективная технология макетирования, которая открывает новые возможности для развития детской инициативы и познавательной активности дошкольников.

Ключевые слова:
макет, детская инициатива, макетирование, сравнение.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (п.14.3 ФОП ДО) поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности указаны как одни из основных принципов дошкольного образования. 

      В планируемых результатах на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы (п.15.4 ФОП ДО) ребенок способен:

  • решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи,
  • применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности,
  • принимать собственные решения и проявлять инициативу,
  • склонен наблюдать, экспериментировать,
  • проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам,
  • имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений.

          Для реализации поставленных задач Федеральной образовательной программой дошкольного образования, наряду с традиционными методиками в своей практике используем знакомую всем, но несправедливо забытую технологию макетирования, которая открывает новые возможности для развития детской инициативы и познавательной активности дошкольников.

           Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.

           Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты, а также это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности, познавательной активности каждого ребенка.

           Макет многофункционален и его применение в работе даёт возможность ставить разные цели и решать множество образовательных задач:

  • формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира,
  • развитие кругозора, творческого самовыражения, мотивации к познанию окружающего мира,
  • развитие коммуникативных навыков, активизация словаря,
  • расширение игровых навыков и навыков сотрудничества,
  • воспитание эмоционально-положительного отношения к природе,
  • привлечение семей воспитанников к активному взаимодействию в вопросах развития детей и организации игр и другие не менее важные

         Но главная задача на наш взгляд, развитие у детей мотивации к познанию окружающего мира.

         На первых порах макеты выглядели по – разному: по форме, по содержанию, по объему. Все они были хороши, но мы столкнулись с проблемой хранения готовых макетов. Так родилась идея создания одного универсального макета.

Тематика и наполнение макета связаны с темой недели, инициативой детей, действующим проектом или образовательным событием.

На начальном этапе знакомства с макетами педагог помогает детям в реализации игровых замыслов, направляет сюжетную линию. Очень часто дети испытывают трудности, во время образовательной деятельности, когда предстоит выполнить работу на свободную тему.

Внеся в развивающую среду группы макет «Лес», предлагаю ребятам по желанию «оживить лес»-так макет наполняется. Далее уже в самостоятельной деятельности задаю наводящие вопросы, которые стимулируют развитие инициативы и активности детей при взаимодействии с макетом:

  • Кто может работать в лесу?
  • Кого можно встретить в лесу?
  • Чем лес богат?
  • Кто прячется в лесу?

Чтобы усилить детскую инициативу и познавательную активность дошкольников в поисковой деятельности, вносим в развивающую среду группы второй макет. Например, в рамках реализации тематического проекта «Кубанская хата» внесли в среду группы готовый макет кубанской хаты, рассмотрели его, изучили. Далее для более глубокого и детального изучения темы, предложила детям второй макет -пустой для самостоятельного заполнения, где ребята воссоздавали облик современной квартиры, дома.

       Сравнение – это один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Видя перед собой два макета, дети учатся анализировать, обобщать и делать выводы. И самое главное у них появляется глубокий интерес к изучаемому объекту.  

  • Как жили без микроволновки?
  • А где была ванная?
  • А где сейчас в квартире «красный угол»? и т.д.

        Из вопросов и интереса детей рождаются идеи новых проектов, так, например, сравнив кубанскую хату и современную квартиру ребята сделали вывод, что технологии движутся вперед. И следующий макет был на тему квартира будущего или умный дом.

         Для свободного творчества и самостоятельной деятельности рядом с макетами размещены материалы для творчества (картон, пластилин, игрушки, и т.д.), чтобы дети в свободной деятельности имели возможность создавать новые атрибуты, персонажей, героев, для реализации своих замыслов.

          В самостоятельной деятельности дети так же могут пользоваться макетом, для этого они пользуются алгоритмом наполнения макета, который был составлен совместно.

Частота сменяемости макета зависит от длительности действующего проекта или образовательного события, в среднем это от одной до двух недель. Далее макет фотографируем. Фотографии распечатываем и сохраняем в альбоме, чтобы дети могли еще раз вернуться к своей работе.

Затем макет разбираем, при этом действуем по алгоритму: части и детали макета используются вторично, после разборки макета, дети распределяют их по контейнерам.

   Образовательная ценность макета состоит в том, что он используется не только как объемное дидактическое пособие, но и как:

  • элемент предметно-развивающей среды,
  • новое игровое пространство, место, где дошкольник может реализовывать свои творческие проекты и замыслы;
  • как дидактический материал для проведения образовательной деятельности;
  • как наглядно-дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы;
  • как платформа для размещения продуктов детского творчества (создать незаконченный предметный мир, и предложить детям дополнить его, теми или иными предметами и формами)

 

      Результатом работы по использованию технологии макетирования является:

  • обогащение игрового опыта детей,
  • формирование умения создавать сюжет и сохранять его,
  • сформированность навыков планирования деятельности,
  • воспитание бережного отношения к продуктам детской деятельности,
  • умением самостоятельно собирать и структурировать информацию,
  • расширение кругозора и самостоятельных познавательных действий детей, развитие инициативы

 

И конечно же, реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования!

Список литературы

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования")

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с. EDN: https://elibrary.ru/OFJKFI

Войти или Создать
* Забыли пароль?