СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приоритетной задачей в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские духовные ценности. Задача возрождение семейных ценностей и традиции, чрезвычайно актуальна. Одна из них – совместное семейное чтение родителей с детьми, чтение, как культурная практика. В данной статье мы расскажем о теории и практике построения системы работы по реализации социально-значимого проекта, в нашем дошкольном учреждении.

Ключевые слова:
Возрождение семейных ценностей и традиции, семейное чтение, культурная практика, социально-значимый проект, технология социальной рекламы, буктрейлер.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

Исследовательский поиск становится неотъемлемой частью педагогической профессии. В дошкольных образовательных организациях складывается своя система работы по практической реализации социально-значимых проектов.

Детский сад №31 работает в режиме муниципальной инновационной площадки по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.   В рамках действия которой, был реализован социально-значимый проект: «Познакомь всех с интересной книгой».

Какая же проблема сподвигла педагогический коллектив к созданию проекта?

Приоритетной задачей в сфере воспитания является развитие нравственной личности, разделяющей российские духовные ценности.

Задача возрождения семейных ценностей и традиции, чрезвычайно актуальна. Одна из них – совместное семейное чтение родителей с детьми, чтение, как культурная практика.

С целью определения интереса к книге в семье, проведено анкетирование. Так как в детском саду функционируют группы казачьей направленности, в ходе анкетирования родителям было предложено ответить на вопрос, знакомы ли они с творчеством кубанских детских поэтов и писателей? Выяснили, что про существование таковых знали лишь единицы. Родители ссылаются на занятость и считают, что того что дают в детском саду ребенку, вполне достаточно.

Данные, которые были получены в ходе анкетирования, помогли выявить эту проблему, и послужили основой в разработке проекта. А аспект популяризации семейного чтения был выделен как ключевой при определении поставленной цели.

Цель проекта - повышение интереса к совместному чтению родителей с детьми, популяризация семейного чтения.

Сформулировав цель, перешли к декомпозиции цели. Продумали, какие действия необходимо совершить, чтобы её достигнуть и сформулировали задачи. 

Задачи:

  • просвещение родителей в вопросах выбора книги для чтения детям на каждом возрастном этапе;
  • создание копилки видео-анонсов детской литературы;
  • формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения;
  • установление партнёрских отношений с семьями воспитанников с осознанным участием родителей в образовательном процессе по формированию книжной культуры.

Так как проект является социально-значимым, в разработке мероприятий, позволяющих решить каждую из задач, принимали участие не только педагоги и дети, но и другие социальные группы: родители, социальные партнёры и СМИ.

Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по данной теме использовался диагностический инструментарий: модифицированный вариант методики Стрелковой «Восприятие литературных произведений», наблюдение и анкетирование [1]. 

В ходе конструктивного этапа проекта встал вопрос, как привлечь внимание к книге так, чтоб родителям захотелось её прочитать вместе со своим ребёнком.

В качестве средства реализации поставленной задачи была выбрана современная технология социальной рекламы. Социальная реклама не преследует коммерческих целей и направлена на достижение общественно полезных задач.

В качестве формата реализации первой социальной рекламы использовалась технология создания буктрейлеров.

Буктрейлер - это видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге.

Изучив запросы родителей, а также учитывая основные направления работы детского сада, определили наиболее актуальные темы для создания видеороликов.

  Буктрейлеры с анонсом детских произведений созданные педагогами были представлены родителям в ходе первой социальной акции, «Прочитайте вместе с нами», которая организована в рамках проекта в преддверии международного дня книги и стала ежегодным и традиционным событием в детском саду.

Она предусматривает знакомство родителей с той детской литературой, которая имеется в библиотеке детского сада и доступна к прочтению родителям с детьми. 

Получив результаты анкетирования важно было познакомить, родителей с Кубанскими детскими поэтами и писателями.

Так, был создан буктрейлер по произведениям Владимира Нестеренко.

Государственные ориентиры в понятии воспитание говорят о необходимости создания условий для формирования у воспитанников чувства патриотизма, сопереживания, в ходе чтения произведений, посвященных героям нашей страны, значимым событиям прошлого и настоящего.

Учитывая сложность в подборе произведений, рассказывающих о событиях ВОВ, создан буктрейлер по книге «Почему армия родная»

В приемных группах детского сада установлены экраны, на которых демонстрировались ролики, созданные педагогами в рамках проекта, с призывами прочитать демонстрируемую книгу вместе с детьми.

В рамках проекта разработана модель, которая помогла воспитателям компетентно организовать свою работу. Содержание работы представлено в пяти форматах.

Содержание формата «Прочитайте вместе с нами» предполагал совместное чтение родителей с детьми тех книг, которые педагоги представляли в своих видеороликах.

Формат «Посмотрите вместе с нами» предлагал посмотреть мультипликационные фильмы по прочитанным произведениям, если таковые есть.

В формате «Рассуждайте вместе с нами» родителям было предложено порассуждать с детьми о прочитанном.

Для этого были разработаны вопросы, которые родители могли бы обсудить вместе с детьми после прочтения книги.

Формат «Играйте вместе с нами» предполагает организацию игровой деятельности по прочитанному произведению.

Играя, ребёнок получает возможность прожить опыт действия на основе эмоционального образа, с которым он познакомился в книге.

В формате «Мастерите вместе с нами» родителям вместе с детьми предложено смастерить, нарисовать наиболее запомнившиеся эпизоды, создать свои иллюстрации, из которых затем может сложиться самодельная книжка-малышка или атрибут к театрализованным играм по мотивам детских произведений [3].

Презентовав родителям свои видеоролики, вызвали интерес к такому варианту знакомства с книгой и предложили принять участие в проекте. Познакомить друг друга с детскими произведениями, которые любят читать в их семье.

Родители вместе с детьми создавали свои буктрейлеры, делились ими в родительском чате, приносили презентованные книги друг другу для обмена.

Эти книги можно оставить в группе или разместить свою книгу, рекомендуемую к прочтению другим, на книжном «Чудо-дереве».

Дети, тем временем, презентовали свои видеоролики, которые они создавали вместе с родителями. Организовав такие просмотры в группе, ребята могли не только продемонстрировать итог работы своей семьи в проекте, но и принести книгу в группу, рассказав о ней, так, чтобы и другим захотелось её прочитать [2].

По взаимной договоренности, с районными библиотеками провели серию совместных мероприятий под названием «Громкие чтения». Сотрудники библиотеки приходили в детский сад с книгой и, прочитав начало книги, заинтересовав детей, оставляли её в группе, а позже педагоги или родители дома дочитывали книгу детям.

 Также были организованы выездные экскурсии в библиотеку, где дети вместе с родителями познакомились с произведениями детских и кубанских писателей, участвовали в литературных праздниках, викторинах, встречались с интересными людьми и записывались в библиотеку.

По итогу реализации проекта разработаны методические рекомендаций для педагогов по формированию книжной культуры у дошкольников и организации библиотечного пространства в детском саду. Данные методические пособия имеют положительные рецензии на региональном уровне.

Сформировали компетенции педагогов и родителей в данном вопросе, наладили деловые и творческие связи с семьями воспитанников и социальными партнерами. Используя технологию буктрейлер, совместно с родителями создали копилку видеороликов. Решаем единые задачи с российским национальным семейным проектом «Всей семьей РФ», в формате «Всей семьей читаем книги».

Всё это позволило масштабировать проект, привлечь внимание большего количества людей к проблеме возрождения традиций семейного чтения.   

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Социально-ориентированные проекты как инструмент развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 2022. № 5. С. 34–41.

2. Петрова С.И. Формирование социальной компетентности через проектную деятельность в ДОУ // Управление ДОУ. 2021. № 8. С. 56–63.

3. Проекты для детей: опыт реализации социальных инициатив в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://dohcolonoc.ru (дата обращения: 20.02.2025).

4. Социально-значимые проекты в дошкольном образовании // Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. 2022. № 4. URL: https://obruch.ru (дата обращения: 20.02.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?