сотрудник с 01.01.2025 по 01.01.2025
Краснодар, Краснодарский край, Россия
Организация образовательного процесса в детском саду в условиях современных инноваций требует расширения понимания целей образования. К ним относятся не только цели развития и воспитания, но и обеспечение психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. Педагогу-психологу необходимо искать эффективные методы и средства, которые помогут достичь высоких педагогических результатов. В этой связи важно рассмотреть содержание и эффективность применения современных образовательных технологий в работе с дошкольниками, учитывая реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
образовательные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, психологическое просвещение, педагогические технологии, психолого-педагогическая практика
Современные требования к дошкольному образованию подразумевают более широкое толкование его задач. Помимо воспитания и всестороннего развития, приоритетными становятся вопросы сохранения психологического и физического здоровья воспитанников, создание комфортной эмоциональной среды, а также поддержка индивидуального прогресса каждого ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает инновационную систему обучения в детских садах, где приоритетным направлением становится результативное применение всех доступных педагогических инструментов для обеспечения максимального прогресса в воспитании и развитии дошкольников, готовящихся к школе. Данное требование мотивирует каждого педагога-психолога к поиску нестандартных подходов и методик в организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста, а также к применению актуальных образовательных технологий, направленных на оказание необходимой и оперативной персонализированной психолого-педагогической поддержки каждому ребенку.
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и учитывая запросы родителей и администрации педагогу-психологу необходим поиск современных образовательных психолого-педагогических технологий. К ним относятся информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие и нейрокоррекционные технологии.
Игровые технологии в настоящее время имеют особое значение, так как роль игры возрастает в условиях избытка информации, с которым сталкиваются современные дети. Одной из ключевых задач дошкольного образования является формирование у детей навыков самостоятельной оценки и выбора информации. В этом контексте игра выполняет важную функцию, являясь практическим инструментом для применения знаний, полученных детьми в процессе обучения.
В психолого-педагогической практике основное внимание уделяется игровым технологиям, которые способствуют развитию когнитивных навыков, успешной социализации, формированию коммуникативной культуры и свободной самореализации обучающихся. К таким технологиям относятся дидактические, ролевые, коммуникативные и имитационные игры. Эти виды игр выполняют как диагностическую, так и коррекционную функции, позволяя выявлять проявления интеллекта, эмоций, контактности и других аспектов. Игры могут проводиться как индивидуально, так и в парах или подгруппах в рамках коррекционных и коррекционно-развивающих программ. Ролевая игра часто способствует развитию навыков самоконтроля. В процессе игры происходит профилактика негативных тенденций в личностном развитии: управление эмоциями, расширение диапазона поведенческих реакций у детей, а также формирование опыта сопереживания и сочувствия. Дети могут участвовать в проигрывании различных ситуаций или обсуждениях, таких как «Ссора», «Как общаться с незнакомцем» и другие.
Применение коммуникативных игр в современном мире, где наблюдается чрезмерная «интеллектуализация» воспитания и «технологизация» жизни, становится особенно важным. Эти игры способствуют формированию и развитию нравственно-эмоциональной сферы ребенка, а также помогают исправить нарушения в общении. В процессе участия в коммуникативных играх дети учатся свободно взаимодействовать со сверстниками, познают себя, находят в других отражение своих черт, чувств и эмоций, а также усваивают моральные нормы и правила поведения.
Имитационные игры обладают множеством преимуществ:
- воспроизведение знакомых ситуаций не вызывает у детей стресса и затруднений при совместном освоении игрового опыта с взрослыми;
- игровые сценарии, предлагаемые детям, достаточно просты и хорошо им известны;
- использование звуковых, цветовых, тактильных и визуальных стимулов позволяет детям накопить разнообразный чувственный опыт в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также помогает сосредоточиться на своих эмоциях;
- участие детей в имитационных играх на основе партнерства способствует их социальной адаптации и наполняет их положительными эмоциями.
Дидактические игры используются, прежде всего, для развития познавательной сферы – сложного психического процесса, который способствует полноценному интеллектуальному развитию ребенка в окружающем мире. Игровые сессии проводятся как в индивидуальном, так и в групповом формате в рамках профилактических программ «Здравствуй, малыш!» (для детей 1-3 лет) или «Играем и растем» (для детей 3-5 лет). Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, который создает позитивное настроение для взаимодействия, а завершается рефлексией и (или) ритуалом прощания.
На этапе рефлексии дети в возрасте от 3 до 5 лет начинают осмысливать свои действия, оценивать успешность игр и вспоминать самые яркие и запоминающиеся моменты. Рефлексия помогает им осознать полученный опыт, а также выявить и закрепить эффективные способы мышления.
Таким образом, игры и игровые упражнения, используемые в психологической практике, способствуют заинтересованному восприятию детьми изучаемого материала и вовлекают их в процесс освоения новых знаний. Они помогают сосредоточить внимание детей на учебной задаче и способствуют формированию осознанной познавательной мотивации у дошкольников.
В профессиональной деятельности современного педагога-психолога важную роль играют коррекционные технологии, направленные на сохранение здоровья. Сказкотерапия представляет собой ценное средство для работы с личностными проблемами детей. Она способствует повышению самооценки, снижению тревожности, а также помогает в развитии и коррекции эмоциональных состояний и уменьшении агрессивных проявлений. В сказке ребенку проще осознать и проработать свою проблему, найти решение в сложной ситуации. Куклотерапия используется для разрешения конфликтов, содействия социальной адаптации детей, а также для коррекции тревожности, страхов и эмоциональной возбудимости. С помощью игрушки ребенок имеет возможность выразить свои эмоции, разыгрывая различные сценарии. Это позволяет ему пережить свои чувства и иногда выплеснуть их, плача или, наоборот, смеясь.
Главная задача психогимнастики состоит в сохранении психического благополучия и предотвращении эмоциональных нарушений у детей. Сюжеты для игр, драматизаций, упражнений и этюдов берутся из психологических ситуаций, а также из детских рассказов, стихотворений, сказок и мультфильмов.
В рамках здоровьесберегающих технологий целесообразно использовать нейропсихологические методы. Нейропсихологическая коррекция применяется для работы с семилетними детьми, которые на начало учебного года в подготовительной группе показали низкий или ниже среднего уровень развития познавательных процессов. Технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» была разработана А. В. Семеновичем и его командой единомышленников.
В основе данной методики лежит метод замещающего онтогенеза (МЗО). Нейропсихологическая технология, включает в себя универсальный набор инструментов для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития. Занятия с применением этой технологии проводятся в рамках программы «Скоро в школу». Кроме того, данная методика используется при разработке адаптивных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время, согласно ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение должно повышать качество образовательного и воспитательного процесса, развивая информационную культуру и активно используя компьютерные технологии. Использование ИКТ органично дополняет традиционные методы работы, способствует взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и расширяет возможности общения с детьми.
Эффективная работа современного педагога-психолога невозможна без Интернета. Он предоставляет доступ к актуальным новостям в сфере образования, позволяет загружать материалы для работы (презентации, видеоролики, литературу), участвовать в интернет-конкурсах и вебинарах, а также обмениваться опытом с коллегами. Современные технологические средства помогают преобразовать развивающую среду в детском саду, воспроизводить игры, проводить диагностические методики и психологические тесты, а также использовать наглядные и практические материалы для работы с детьми.
Все используемые технологии имеют одинаковую эффективность и безопасность как для взрослых, так и для детей. Практический опыт показывает, что современные технологии предоставляют более широкие возможности для создания комфортных условий для поддержки и развития детей. Это способствует формированию интегративных качеств личности дошкольников и обеспечивает достижение необходимого образовательного уровня у каждого ребенка перед началом школьного обучения.
1. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов/ Е.Е. Алексеева — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025.— 195с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-07731-5. //Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/562171(дата обращения: 19.03.2025)— Текст: электронный;
2. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: учебное пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2023. — 332 с. — ISBN 978-5-9925-0826-0. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/423752 (дата обращения: 18.03.2025)— Текст: электронный;
3. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С.В. Еманова. — Курган: КГУ, 2021. — 142 с.—// Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177935 (дата обращения: 18.03.2025)—Текст: электронный; EDN: https://elibrary.ru/AAKMKW
4. Детское детство. Педагогика дошкольного образования, психология, антропология, культурология. Междисциплинарный учебник и практикум: учебник /Т.А. Казакевич. — Москва: Дашков и К, 2025. — 366 с.// Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/463061 (дата обращения: 18.03.2025)— Текст: электронный;
5. Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: материалы конференции / под редакцией В.П. Тигрова. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2022. — 174 с. — ISBN 978-5-907655-13-3.// Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/317183 (дата обращения: 18.03.2025)— Текст: электронный.