Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы изучения проблемы «синдрома эмоционального выгорания», его основных аспектов. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционального выгорания выходит за пределы представителей социально значимых профессий, перемещаясь в образовательную среду в целом. Студенты могут быть подвержены данному синдрому не меньше работающих людей, особенно в период сессий. Уже в процессе обучения юноши и девушки совершают первые попытки реализации себя в профессиональной сфере, которые не всегда имеют положительный исход. Также юношеский возраст связан с глобальной перестройкой ценностно-смысловой сферы, поиском учащимися различных путей самореализации. Все вышеперечисленное является источником сильных психоэмоциональных нагрузок. Таким образом, синдром развиваться еще на студенческой скамье. Однако в психологической литературе, в большей степени, освещается проблема этого феномена в среде работающих специалистов, а не студентов, что позволяет говорить об актуальности темы данного исследования.

Ключевые слова:
синдром эмоционального выгорания, саморегуляция, самооценка, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, напряжение, дезадаптация обучающихся, дисгармония, утрата жизненных ценностей
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

Американский психиатр Х.Дж. Фрейденбергер ввел понятие «эмоциональное выгорание» в 1974 году для описания особого расстройства личности у здоровых людей возникающего вследствие интенсивного и эмоционального нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками [1].Впоследствии данный феномен изучали и другие ученые. К. Маслач и С. Джексон в 1976 году предложили модель выгорания, как синдром, проявляющийся в трех базовых симптомах: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Б.Г. Ананьев описал эмоциональное выгорание как отрицательное состояние, возникает у людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с межличностными отношениями [1]. Н.В. Самоукина считала профессиональное выгорание синдромом, развивающегося на фоне хронического стресса [2].  
          В последнее время ученые акцентируют свое внимание на проблеме достаточно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания среди студентов. Возрастает интерес к условиям и принципам построения образовательного процесса в образовательных учреждениях всех уровней. Е.Н. Басов, Г.К. Коротько, В.Н. Ниживенко, Д.А. Романов, 
О.А. Снимщикова утверждают, что образовательную среду нельзя считать безопасной, если наблюдается эмоциональное выгорание субъектов, в частности студентов [2].  
     По мнению Е.Н. Шутенко, эмоциональная включенность студентов в процесс обучения является необходимым фактором для успешной самореализации в вузе. Вместе с тем чрезмерная эмоциональность обучающихся может привести к эмоциональному истощению. В результате этого теряется интерес к учебе, приходит разочарование в выбранной специальности, и на выходе из учебного заведения стоит не профессионал, готовый приступить к работе и максимально реализовать имеющийся потенциал, а человек с подорванным психическим здоровьем, не способный к продуктивной деятельности [3].
Эмоциональному выгоранию у студентов уделяли внимание следующие ученые. Г.С. Никифоров впервые затронул тему студенческого выгорания. Л.А. Савельева исследовала студентов-медиков и выявила у них ощущение бессмысленности и разочарование в профессии. О.С. Глазачев представил теоретический анализ феномена эмоционального выгорания, его структуру, стадии развития [2]. 
           А.И. Иванова и З.Р. Рабаданова уделяли внимание развитию навыков саморегуляции у студентов [4].  Н.Н. Биктина рассматривала связь саморегуляции и эмоционального выгорания. О.А. Черкашина изучала саморегуляцию и самосознание. Л.П. Кузнецова и Н.В. Элпис изучали саморегуляцию учебной деятельности и личностные особенности студентов. 
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов.
         Задачи исследования:
1. Ознакомление с понятием «эмоциональное выгорание», его основными аспектами.
2. Провести диагностику уровня эмоционального выгорания у студентов.
3. Разработать рекомендации по развитию саморегуляции поведения у студентов.
Для определения уровня эмоционального выгорания был использован тест оценки выгорания (Burnout Assessment Tool, BAT – современная методика оценки эмоционального и профессионального выгорания) [5].
Исследование проводилось у студентов второго курса АНПОО «Кубанский ИПО» отделение СПО, по специальности «Фармация» и «Преподавание в начальных классах».  Выборка представлена 110 респондентами: 98 девушками и 12 юношами.
 Уровень эмоционального выгорания оценивался по следующим шкалам: «истощение», «внутреннее дистанцирование», «эмоциональные затруднения», «когнитивные затруднения».
           Согласно результатам наиболее высокие показали были выявлены по шкале «истощение» (44%), что характеризуется потерей физической и умственной энергии, проявлением тревоги и снижением мотивации; «эмоциональные затруднения» (33%) - характерны эмоциональные реакции разочарования, раздражения; «когнитивные затруднения» (27%) связаны  проблемами с памятью, дефицитом внимания, а также низкой когнитивной произвольностью; наименьший показать был выявлен по шкале «внутреннее дистанцирование» (23%) – это психологическая дистанция от учебы или людей, определяется как чувство безразличия и отстраненного отношения к учебе.   Общий суммарный балл по всем шкалам «высокий риск эмоционального выгорания» составил (40%).

 
Рис.1. Результаты диагностики
    Таким образом эмоциональное выгорание отражает процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального и умственного истощения, а также физического утомления. Эти факторы приводят к появлению негативных депрессивных состояний, частоту заболеваемости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, утрату жизненных ценностей, а также к межличностному общению, дисгармонии, низкой оценке своего профессионализма, сказывающееся на обучении, кажущейся бесперспективности жизни. Результаты проведенной диагностики выявили наличие симптомов эмоционального выгорания порядка у 40% обучающихся. Данные факты подтверждают наличие значимой педагогической проблемы. Необходима педагогическая профилактика эмоционального выгорания на стадии обучения по программам среднего профессионального образования.

Рекомендации по развитию саморегуляции поведения у студентов:

    продумывайте цели своей деятельности, стремитесь к созданию четкого образа желаемого результата;
    цели должны быть значимыми;
    критично воспринимайте информацию, поступающую к вам от окружающих людей, несмотря на многочисленные советы, стремитесь самостоятельно принимать решения, но и не отвергайте все то, что, на первый взгляд, противоречит вашей точке зрения;
    анализируя ситуацию, старайтесь определить, на что вы можете повлиять, а что находится за пределами вашей ответственности. Сосредотачивайте свои усилия на первом;
    старайтесь составлять план действия на каждый день, неделю, месяц, год;
    не забывайте включать в ежедневное расписание достаточное количество времени на сон, питание, физическую нагрузку и хобби;
    заносите в список задач не только то, что вы должны сделать по учебе/работе и т.д., но и то, что приносит вам удовольствие, позволяет расслабиться;
    в процессе достижения цели анализируйте, какой информацией вы обладаете, а в каких областях знаний отмечается дефицит;
    прислушивайтесь к тому, какие чувства у вас возникают в той или иной ситуации. Пытайтесь выяснить, с чем именно они связаны;
    оценивайте возможные риски, даже если на первый взгляд никакой опасности не существует;
    в любой ситуации, даже самой негативной, старайтесь найти преимущества. Помните, что они есть всегда;
    не бойтесь отступить от привычного образа действий, стремитесь искать нестандартные решения в различных ситуациях;
    находясь в сложной ситуации, постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Представьте, что к вам обратился за помощью человек, находящийся в сходных обстоятельствах, и теперь вам требуется дать ему рекомендации по разрешению сложившейся ситуации;
    если вас захватывают сильные эмоции, отложите принятие решения и постарайтесь успокоиться;
    время от времени не забывайте делать паузы и отмечать, какого результата вы достигли на данный момент, какие выводы можно сделать;
    если вас что-то беспокоит, обговорите это с близкими людьми, друзьями, педагогами и т.д. В большинстве случаев, сам процесс выражения мыслей и чувств приносит облегчение говорящему и позволяет более адекватно оценить ситуацию. 

 

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: изд-во ЛГУ, 2019 – 339 с.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб: Питер, 2017 – 105 с.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022 – 299 с.

4. Степанова, А. А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания / А. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (138). — С. 350-351. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38702/ (дата обращения: 26.03.2025).

5. https://psytests.org/ Burnout Assessment Tool, BAT – современная методика оценки эмоционального и профессионального выгорания.

Войти или Создать
* Забыли пароль?