студент
Статья посвящена изучению того, как современные информационные технологии (компьютеры, интернет, программное обеспечение) меняют работу учителей. В ней рассматривается, как ИКТ помогают сделать обучение лучше, как они влияют на то, что умеет и знает учитель, и как они упрощают общение между учителями и учениками. В статье подробно разбирается, как учителя могут использовать ИКТ для улучшения уроков, организации дистанционного обучения и использования онлайн-ресурсов. В статье обсуждается, как информационно-коммуникативные технологии будут развиваться в образовании в будущем и как это повлияет на профессию учителя.
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, образовательный процесс, дистанционное обучение, интерактивные методы, онлайн-ресурсы, цифровое образование, развитие образования.
Современный мир претерпевает глубокие изменения, вызванные технологическим прогрессом, цифровизацией и трансформацией общества.
Эти процессы оказывают влияние на молодежь, что, в свою очередь, ставит перед системой образования задачу постоянного обновления. Традиционные подходы к обучению и воспитанию, применяемые в школах и других учебных заведениях, становятся менее эффективными. Это требует пересмотра устоявшихся методов обучения и воспитания, которые уже не справляются с новыми вызовами [1]. Поэтому крайне важно разработать новые, современные подходы, способствующие полноценному развитию школьников.
Государственная система начального образования адаптирует свои подходы к новым реалиям, предъявляя новые требования к подрастающему поколению [2].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой комплекс инструментов, включающий методы, процессы и программное обеспечение, предназначенный для сбора, обработки, хранения, передачи и отображения информации [3].
В современном образовании учителя имеют доступ к обширному арсеналу цифровых инструментов, которые значительно расширяют возможности обучения.
Интернет предоставляет доступ к огромному количеству образовательных материалов, делая обучение более интересным и результативным. Эти цифровые инструменты включают:
- интерактивные методы обучения - использование интерактивных досок и проекторов позволяет сделать занятия более динамичными и увлекательными, вовлекая учеников в процесс обучения;
- развитие творческих способностей - цифровые инструменты открывают возможности для самовыражения, позволяя детям создавать и делиться своими творческими работами: от рисунков и анимации до музыки и текстов;
- доступ к онлайн-ресурсам - интернет обеспечивает доступ к огромному количеству образовательных материалов, включая электронные библиотеки, научные статьи, онлайн-курсы и образовательные порталы, расширяя кругозор как учителей, так и учеников.
Примерами использования цифровых ресурсов служат:
- платформы для дистанционного обучения - позволяют создавать онлайн-курсы, размещать учебные материалы, организовывать обсуждения и оценивать успеваемость учащихся, обеспечивая гибкость и доступность обучения;
- инструменты для создания презентаций - создают визуально привлекательные и информативные презентации, которые помогают сделать лекции и семинары более наглядными и запоминающимися;
- инструменты для создания интерактивных заданий - позволяют разрабатывать интерактивные викторины и игры, которые делают процесс проверки знаний более увлекательным и эффективным;
- инструменты для создания видеоуроков - с помощью этих инструментов можно обеспечивать доступ к учебному материалу в любое время и в любом месте [4].
Работа с ИКТ требует от педагога постоянного обучения и повышения своей цифровой грамотности.
Преподавателю необходимо:
- освоение новых образовательных платформ, приложений и сервисов, понимание их функционала и способов применения;
- умение создавать мультимедийные учебные материалы (например, презентации, видео, интерактивные задания), а также организовывать онлайн-занятия, видеоконференции и вебинары;
- использование онлайн-форумов, социальных сетей для создания профессиональных сообществ, совместной работы над проектами, а также для самообразования и повышения квалификации.
Таким образом, для эффективного применения ИКТ в своей профессиональной деятельности педагогу необходимо освоить современные образовательные платформы, приложения и сервисы, научиться эффективно использовать их возможности. Эти технологии открывают новые перспективы для обучения [5].
В будущем роль ИКТ в образовании будет только расти, предлагая новые возможности, такие как искусственный интеллект, блокчейн-технологии, виртуальные лаборатории и экскурсии (предоставление доступа к экспериментам и местам, которые в реальной жизни недоступны), использование мобильных приложений для создания индивидуальных учебных траекторий, например, для изучения языков, геймификация (применение игровых элементов для повышения интереса к сложным предметам, таким как математика. Эти технологии открывают новые горизонты для обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают педагогам широкий арсенал инструментов для повышения эффективности уроков, развития профессиональных навыков и улучшения взаимодействия с учениками и коллегами. Использование ИКТ в образовании является перспективным направлением развития современной педагогики. В будущем роль информационно-коммуникативных технологий в образовании будет только возрастать, и педагог, владеющий ИКТ, будет востребованным и успешным специалистом.
1. Андреев, А. А. Информационные технологии в образовании / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. – 328 с.
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – Москва: Академия, 2003. – 192 с. EDN: https://elibrary.ru/YFPKAZ
3. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. – Москва: Дашков и К, 2009. – 280 с.
4. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. – Москва: Школа-Пресс, 1994. – 204
5. Гончарова Н. Ю. Формирование мотивационной составляющей учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2009. — №5–2. — С. 130–135 EDN: https://elibrary.ru/RUPUXT