student
The article explores how modern information technology (computers, Internet, software) is changing the work of teachers. It examines how ICT helps to make teaching better, how it affects what teachers know, and how it facilitates communication between teachers and students. The article details how teachers can use ICT to improve lessons, organize distance learning and use online resources. The article discusses how information and communication technologies will evolve in education in the future and how this will affect the teaching profession.
information and communication technologies (ICT), pedagogical activity, professional competencies, educational process, distance learning, interactive methods, online resources, digital education, educational development.
Современный мир претерпевает глубокие изменения, вызванные технологическим прогрессом, цифровизацией и трансформацией общества.
Эти процессы оказывают влияние на молодежь, что, в свою очередь, ставит перед системой образования задачу постоянного обновления. Традиционные подходы к обучению и воспитанию, применяемые в школах и других учебных заведениях, становятся менее эффективными. Это требует пересмотра устоявшихся методов обучения и воспитания, которые уже не справляются с новыми вызовами [1]. Поэтому крайне важно разработать новые, современные подходы, способствующие полноценному развитию школьников.
Государственная система начального образования адаптирует свои подходы к новым реалиям, предъявляя новые требования к подрастающему поколению [2].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой комплекс инструментов, включающий методы, процессы и программное обеспечение, предназначенный для сбора, обработки, хранения, передачи и отображения информации [3].
В современном образовании учителя имеют доступ к обширному арсеналу цифровых инструментов, которые значительно расширяют возможности обучения.
Интернет предоставляет доступ к огромному количеству образовательных материалов, делая обучение более интересным и результативным. Эти цифровые инструменты включают:
- интерактивные методы обучения - использование интерактивных досок и проекторов позволяет сделать занятия более динамичными и увлекательными, вовлекая учеников в процесс обучения;
- развитие творческих способностей - цифровые инструменты открывают возможности для самовыражения, позволяя детям создавать и делиться своими творческими работами: от рисунков и анимации до музыки и текстов;
- доступ к онлайн-ресурсам - интернет обеспечивает доступ к огромному количеству образовательных материалов, включая электронные библиотеки, научные статьи, онлайн-курсы и образовательные порталы, расширяя кругозор как учителей, так и учеников.
Примерами использования цифровых ресурсов служат:
- платформы для дистанционного обучения - позволяют создавать онлайн-курсы, размещать учебные материалы, организовывать обсуждения и оценивать успеваемость учащихся, обеспечивая гибкость и доступность обучения;
- инструменты для создания презентаций - создают визуально привлекательные и информативные презентации, которые помогают сделать лекции и семинары более наглядными и запоминающимися;
- инструменты для создания интерактивных заданий - позволяют разрабатывать интерактивные викторины и игры, которые делают процесс проверки знаний более увлекательным и эффективным;
- инструменты для создания видеоуроков - с помощью этих инструментов можно обеспечивать доступ к учебному материалу в любое время и в любом месте [4].
Работа с ИКТ требует от педагога постоянного обучения и повышения своей цифровой грамотности.
Преподавателю необходимо:
- освоение новых образовательных платформ, приложений и сервисов, понимание их функционала и способов применения;
- умение создавать мультимедийные учебные материалы (например, презентации, видео, интерактивные задания), а также организовывать онлайн-занятия, видеоконференции и вебинары;
- использование онлайн-форумов, социальных сетей для создания профессиональных сообществ, совместной работы над проектами, а также для самообразования и повышения квалификации.
Таким образом, для эффективного применения ИКТ в своей профессиональной деятельности педагогу необходимо освоить современные образовательные платформы, приложения и сервисы, научиться эффективно использовать их возможности. Эти технологии открывают новые перспективы для обучения [5].
В будущем роль ИКТ в образовании будет только расти, предлагая новые возможности, такие как искусственный интеллект, блокчейн-технологии, виртуальные лаборатории и экскурсии (предоставление доступа к экспериментам и местам, которые в реальной жизни недоступны), использование мобильных приложений для создания индивидуальных учебных траекторий, например, для изучения языков, геймификация (применение игровых элементов для повышения интереса к сложным предметам, таким как математика. Эти технологии открывают новые горизонты для обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают педагогам широкий арсенал инструментов для повышения эффективности уроков, развития профессиональных навыков и улучшения взаимодействия с учениками и коллегами. Использование ИКТ в образовании является перспективным направлением развития современной педагогики. В будущем роль информационно-коммуникативных технологий в образовании будет только возрастать, и педагог, владеющий ИКТ, будет востребованным и успешным специалистом.
1. Andreev, A. A. Information technologies in education / A. A. Andreev, V. I. Soldatkin. - Moscow: Bauman Moscow State Technical University, 2005. - 328 c.
2. Zakharova, I. G. Information technologies in education: textbook for students of higher educational institutions / I. G. Zakharova. - Moscow: Academy, 2003. - 192 c. EDN: https://elibrary.ru/YFPKAZ
3. Trainev, V. A. Information communication pedagogical technologies / V. A. Trainev, V. Y. Teplyshev, I. V. Trainev. - Moscow: Dashkov and K, 2009. - 280 c.
4. Robert, I. V. Modern information technologies in education: didactic problems, prospects of use / I. V. Robert. - Moscow: Shkola-Press, 1994. - 204
5. Goncharova, N. Yu. Formation of the motivational component of teachers to the use of information and communication technologies // Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application. - 2009. - №5-2. - C. 130-135 EDN: https://elibrary.ru/RUPUXT