Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагается ответ на вопрос, способный возникнуть у многих педагогов дошкольного учреждения, в частности у музыкального руководителя: «Какие задачи ставить в работе с детьми с РАС?» Перечислены задачи и представлены практические примеры, а также музыкальный материал, способствующий их решению.

Ключевые слова:
музыкальная деятельность, музыкальные игры и упражнения, коррекция, развитие ребенка с РАС, коммуникация, слуховое внимание, музыкальные инструменты.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать
Текст (PDF): Читать Скачать

         Как привлечь ребенка с несформированным зрительным и слуховым вниманием, с отсутствием коммуникации, часто со слуховой гиперчувствительностью  к  музыкальной деятельности?

В данном случае, мы бы поставили вопрос иначе. Исходя из приоритетности задач в развитии ребенка с РАС, приобщение к музыке, само по себе, не решит глобальных проблем обозначенных выше. Вопрос будет звучать так: «Как сформировать слуховое внимание, совместную деятельность, коммуникацию, снизить сенсорную гиперчувствительность ребенка с РАС, с помощью музыки и музыкальной деятельности.

         Группа для детей с РАС была открыта в декабре 2024 года. Дети долго проходили адаптацию. У детей не были сформированы имитация, произвольное внимание, взаимодействие и коммуникативные навыки, поэтому групповое занятие, по нашему мнению, не являлось продуктивным. Музыкальная образовательная и коррекционная  деятельность с детьми, на данный момент, происходит в индивидуальном порядке. Выше перечисленные навыки мы формируем на уровне ребенок-взрослый.

          Пару слов хотела сказать о своем рабочем месте. Это большая изолированная комната, заполненная игрушкам, пособиями.  При проблеме с вниманием и произвольностью, пустить ребенка в такое заполненное пространство, это забыть о решении поставленных задач. Было принято решение ограничить пространство с помощью мебели и оно является, в нашей ситуации, удачным.

          Не думаю, что для кого - то секрет, что игры с музыкальным сопровождением, звучащие предметы и игрушки, детские музыкальные инструменты – это действенный инструмент в процессе коррекции и обучения особого ребенка. [3]

          Игра на музыкальных инструментах – это ненавязчивая имитация, которая легко контролируется взрослым, понятна ребенку, т.к. звук-результат он получает сразу. А звучание музыки эмоционально подпитывает участников процесса.

          К каждому ребенку можно подобрать музыкальный инструмент или звучащую игрушку, которая придется ему по душе. У меня в работе, фаворит всех музыкальных инструментов – это треугольник.

- Детям сложно держать его на весу и ударять палочкой одновременно, и у нас часто возникает «вынужденное» взаимодействие. Дети, позволяют держать инструмент мне, пока извлекают из него звук.

- Вибрации, исходящие от треугольника при ударе, привлекают многих детей.

- Треугольник - хороший инструмент для формирования очередности.

           Важно при работе с детьми постоянно привлекать их внимание к лицу, мимике, поэтому стараюсь держать музыкальные инструменты ближе к лицу. [4]

- Можно заглядывать в треугольник, играя в «Ку-ку», прежде чем дать его ребенку.

- Можно скидывать мешочек с головы, в тот момент, когда он на него посмотрит.

- Под песню «Надувайся пузырь» (автор Е. Железнова), ловить взгляд ребенка на своей артикуляции, его руками, по сигналу, лопать «пузырь».

- В начале занятия  провожу игру – знакомство «А кто у нас Ваня», где называю имя ребенка, свое. Учу его согласовывать себя с местоимением «я», при этом ребенок прикладывает ладошку к своей груди, меня с местоимением «ты», ребенок направляет на меня указательный жест. [4]

            Игры под музыку способствуют формированию коммуникации, разделенного внимания, взаимодействию.

- Использую музыкальное упражнение «Ладошечка» (на мелодию русской народной песни), где мы по очереди с детьми гладим друг другу ладошки.

- Игра под песню «Прятки» (слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой) с тканью, «вынуждает» ребенка обратить внимание на взрослого, который прячется под ней. После смены ролей, взрослый, найдя ребенка, может его пощекотать, что нравится многим детям.

- Игра «Кренделек» (автор Марина Файн), способствует формированию очередности, имитации, учит ребенка прислушиваться к тексту, и согласовывать с ним свои действия. Здесь мы обыгрываем слова «на», «дай», «спасибо», передачей колечка, учим ребенка почувствовать ритм передачи, контролируем процесс возбуждения-торможения. [4]

            Любая музыкальная игра способствует формированию слухового внимания.

            Самая простая задача, которую можно поставить в игре – это реакция на звук. Есть звук – выполняем действие, нет звука – ждем.

- Хорошо решает эту задачу музыкальная игра «Погремушка» (автор Е. Железнова), где мы то гремим музыкальным инструментом, то прячем за спину.

- Если взять маленькую звучащую игрушку, можно предложить ребенку определить, в какой руке она сейчас шумит.

          У детей с РАС очень важно развивать саматогнозис. И, в то же время, игры с называнием и стимуляцией частей тела, лица, понятны ребенку, процесс взаимодействия со взрослым не вызывает отторжения. (1)

- В упражнении под музыку «Репей» (автор А. Логачевская) мы катаем колючий мячик между ладошками, затем прижимаем его к разным частям головы и тела.

           Есть много песен, с сюжетом, доступным к пониманию детей с РАС. И это еще один способ наладить взаимодействие. (3)

Использую игры под музыку с героем. Например это может быть Зайка.

- В игре «Заинька, ау» (автор Марина Файн), зовем Зайку междометием «ау», привлекаем внимание ребенка к артикуляции, вызываем эмоциональный отклик у ребенка на действия героя, который щекочет разные части его головы и тела.

- Затем, следуя тексту песни «Зайка» (автор Марина Файн), кормим зайку или укладываем спать. Учим ребенка отвечать на вопрос «Что делает?» согласием или отрицанием. (4)

- Далее зайка идет гулять и у него на пути лужа. Под песню «Лужа» (автор Марина Файн) стремимся к тому, чтобы дети начали ориентироваться на сюжет песни и обыгрывать его со взрослым с помощью предметов и действий с ними.

          Конечно, нельзя не упомянуть упражнения направленные на развитие ритмического слуха, ритмичности движений. (3)

- Под песню «Наступаю» (автор А. Логачевская), мы с детьми шагаем на месте, находясь на коврике, затем следуя тексту перешагиваем на следующий коврик.

- В упражнении «Ай-да!» (автор В.Н. Верховинец), дети на первую часть раскачиваются в такт музыки, на вторую топают.

- Использую игры на переключение, например «И-О» (автор А. Логачевская), где в соответствии со сменой музыки, происходит смена звучащего инструмента.

Таким образом, музыкальный руководитель в детском саду, работая с детьми с РАС, может ставить и решать с помощью музыки следующие коррекционные задачи:

- Формирование коммуникации и разделенного внимания

- Формирование слухового внимания и условно-двигательной реакции на музыку

- Формирование произвольности, имитации

- Развитие ритмического слуха, ритмичности движений, способности к переключению.

Список литературы

1. Башина В. М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.

2. Котышева Е.Н. Программа музыкальной психокоррекции «Мы друг другу рады!». – СПб.: Речь, 2009.

3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Крона.Век», 2018.

4. Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Изд.3-е./ Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М. : Теревинф, 2018.

Войти или Создать
* Забыли пароль?