The article provides an answer to a question that may arise among many preschool teachers, in particular the music director: "What tasks should I set when working with children with ASD?" The tasks are listed and practical examples are presented, as well as musical material that contributes to their solution.
musical activities, musical games and exercises, correction, development of a child with ASD, communication, auditory attention, musical instruments.
Как привлечь ребенка с несформированным зрительным и слуховым вниманием, с отсутствием коммуникации, часто со слуховой гиперчувствительностью к музыкальной деятельности?
В данном случае, мы бы поставили вопрос иначе. Исходя из приоритетности задач в развитии ребенка с РАС, приобщение к музыке, само по себе, не решит глобальных проблем обозначенных выше. Вопрос будет звучать так: «Как сформировать слуховое внимание, совместную деятельность, коммуникацию, снизить сенсорную гиперчувствительность ребенка с РАС, с помощью музыки и музыкальной деятельности.
Группа для детей с РАС была открыта в декабре 2024 года. Дети долго проходили адаптацию. У детей не были сформированы имитация, произвольное внимание, взаимодействие и коммуникативные навыки, поэтому групповое занятие, по нашему мнению, не являлось продуктивным. Музыкальная образовательная и коррекционная деятельность с детьми, на данный момент, происходит в индивидуальном порядке. Выше перечисленные навыки мы формируем на уровне ребенок-взрослый.
Пару слов хотела сказать о своем рабочем месте. Это большая изолированная комната, заполненная игрушкам, пособиями. При проблеме с вниманием и произвольностью, пустить ребенка в такое заполненное пространство, это забыть о решении поставленных задач. Было принято решение ограничить пространство с помощью мебели и оно является, в нашей ситуации, удачным.
Не думаю, что для кого - то секрет, что игры с музыкальным сопровождением, звучащие предметы и игрушки, детские музыкальные инструменты – это действенный инструмент в процессе коррекции и обучения особого ребенка. [3]
Игра на музыкальных инструментах – это ненавязчивая имитация, которая легко контролируется взрослым, понятна ребенку, т.к. звук-результат он получает сразу. А звучание музыки эмоционально подпитывает участников процесса.
К каждому ребенку можно подобрать музыкальный инструмент или звучащую игрушку, которая придется ему по душе. У меня в работе, фаворит всех музыкальных инструментов – это треугольник.
- Детям сложно держать его на весу и ударять палочкой одновременно, и у нас часто возникает «вынужденное» взаимодействие. Дети, позволяют держать инструмент мне, пока извлекают из него звук.
- Вибрации, исходящие от треугольника при ударе, привлекают многих детей.
- Треугольник - хороший инструмент для формирования очередности.
Важно при работе с детьми постоянно привлекать их внимание к лицу, мимике, поэтому стараюсь держать музыкальные инструменты ближе к лицу. [4]
- Можно заглядывать в треугольник, играя в «Ку-ку», прежде чем дать его ребенку.
- Можно скидывать мешочек с головы, в тот момент, когда он на него посмотрит.
- Под песню «Надувайся пузырь» (автор Е. Железнова), ловить взгляд ребенка на своей артикуляции, его руками, по сигналу, лопать «пузырь».
- В начале занятия провожу игру – знакомство «А кто у нас Ваня», где называю имя ребенка, свое. Учу его согласовывать себя с местоимением «я», при этом ребенок прикладывает ладошку к своей груди, меня с местоимением «ты», ребенок направляет на меня указательный жест. [4]
Игры под музыку способствуют формированию коммуникации, разделенного внимания, взаимодействию.
- Использую музыкальное упражнение «Ладошечка» (на мелодию русской народной песни), где мы по очереди с детьми гладим друг другу ладошки.
- Игра под песню «Прятки» (слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой) с тканью, «вынуждает» ребенка обратить внимание на взрослого, который прячется под ней. После смены ролей, взрослый, найдя ребенка, может его пощекотать, что нравится многим детям.
- Игра «Кренделек» (автор Марина Файн), способствует формированию очередности, имитации, учит ребенка прислушиваться к тексту, и согласовывать с ним свои действия. Здесь мы обыгрываем слова «на», «дай», «спасибо», передачей колечка, учим ребенка почувствовать ритм передачи, контролируем процесс возбуждения-торможения. [4]
Любая музыкальная игра способствует формированию слухового внимания.
Самая простая задача, которую можно поставить в игре – это реакция на звук. Есть звук – выполняем действие, нет звука – ждем.
- Хорошо решает эту задачу музыкальная игра «Погремушка» (автор Е. Железнова), где мы то гремим музыкальным инструментом, то прячем за спину.
- Если взять маленькую звучащую игрушку, можно предложить ребенку определить, в какой руке она сейчас шумит.
У детей с РАС очень важно развивать саматогнозис. И, в то же время, игры с называнием и стимуляцией частей тела, лица, понятны ребенку, процесс взаимодействия со взрослым не вызывает отторжения. (1)
- В упражнении под музыку «Репей» (автор А. Логачевская) мы катаем колючий мячик между ладошками, затем прижимаем его к разным частям головы и тела.
Есть много песен, с сюжетом, доступным к пониманию детей с РАС. И это еще один способ наладить взаимодействие. (3)
Использую игры под музыку с героем. Например это может быть Зайка.
- В игре «Заинька, ау» (автор Марина Файн), зовем Зайку междометием «ау», привлекаем внимание ребенка к артикуляции, вызываем эмоциональный отклик у ребенка на действия героя, который щекочет разные части его головы и тела.
- Затем, следуя тексту песни «Зайка» (автор Марина Файн), кормим зайку или укладываем спать. Учим ребенка отвечать на вопрос «Что делает?» согласием или отрицанием. (4)
- Далее зайка идет гулять и у него на пути лужа. Под песню «Лужа» (автор Марина Файн) стремимся к тому, чтобы дети начали ориентироваться на сюжет песни и обыгрывать его со взрослым с помощью предметов и действий с ними.
Конечно, нельзя не упомянуть упражнения направленные на развитие ритмического слуха, ритмичности движений. (3)
- Под песню «Наступаю» (автор А. Логачевская), мы с детьми шагаем на месте, находясь на коврике, затем следуя тексту перешагиваем на следующий коврик.
- В упражнении «Ай-да!» (автор В.Н. Верховинец), дети на первую часть раскачиваются в такт музыки, на вторую топают.
- Использую игры на переключение, например «И-О» (автор А. Логачевская), где в соответствии со сменой музыки, происходит смена звучащего инструмента.
Таким образом, музыкальный руководитель в детском саду, работая с детьми с РАС, может ставить и решать с помощью музыки следующие коррекционные задачи:
- Формирование коммуникации и разделенного внимания
- Формирование слухового внимания и условно-двигательной реакции на музыку
- Формирование произвольности, имитации
- Развитие ритмического слуха, ритмичности движений, способности к переключению.
1. Bashina V. M. Autizm v detstve. – M.: Medicina, 1999.
2. Kotysheva E.N. Programma muzykal'noy psihokorrekcii «My drug drugu rady!». – SPb.: Rech', 2009.
3. Novikovskaya O.A. Logoritmika dlya doshkol'nikov v igrah i uprazhneniyah: Prakticheskoe posobie dlya pedagogov i roditeley. – SPb.: Izdatel'stvo «Krona.Vek», 2018.
4. Techner, Stiven fon. Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'nuyu kommunikaciyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudey s dvigatel'nymi i intellektual'nymi narusheniyami, a takzhe s rasstroystvami autisticheskogo spektra. Izd.3-e./ Stiven fon Techner, Haral'd Martinsen. – M. : Terevinf, 2018.