Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an answer to a question that may arise among many preschool teachers, in particular the music director: "What tasks should I set when working with children with ASD?" The tasks are listed and practical examples are presented, as well as musical material that contributes to their solution.

Keywords:
musical activities, musical games and exercises, correction, development of a child with ASD, communication, auditory attention, musical instruments.
Text
Text (PDF): Read Download
Text (PDF): Read Download

         Как привлечь ребенка с несформированным зрительным и слуховым вниманием, с отсутствием коммуникации, часто со слуховой гиперчувствительностью  к  музыкальной деятельности?

В данном случае, мы бы поставили вопрос иначе. Исходя из приоритетности задач в развитии ребенка с РАС, приобщение к музыке, само по себе, не решит глобальных проблем обозначенных выше. Вопрос будет звучать так: «Как сформировать слуховое внимание, совместную деятельность, коммуникацию, снизить сенсорную гиперчувствительность ребенка с РАС, с помощью музыки и музыкальной деятельности.

         Группа для детей с РАС была открыта в декабре 2024 года. Дети долго проходили адаптацию. У детей не были сформированы имитация, произвольное внимание, взаимодействие и коммуникативные навыки, поэтому групповое занятие, по нашему мнению, не являлось продуктивным. Музыкальная образовательная и коррекционная  деятельность с детьми, на данный момент, происходит в индивидуальном порядке. Выше перечисленные навыки мы формируем на уровне ребенок-взрослый.

          Пару слов хотела сказать о своем рабочем месте. Это большая изолированная комната, заполненная игрушкам, пособиями.  При проблеме с вниманием и произвольностью, пустить ребенка в такое заполненное пространство, это забыть о решении поставленных задач. Было принято решение ограничить пространство с помощью мебели и оно является, в нашей ситуации, удачным.

          Не думаю, что для кого - то секрет, что игры с музыкальным сопровождением, звучащие предметы и игрушки, детские музыкальные инструменты – это действенный инструмент в процессе коррекции и обучения особого ребенка. [3]

          Игра на музыкальных инструментах – это ненавязчивая имитация, которая легко контролируется взрослым, понятна ребенку, т.к. звук-результат он получает сразу. А звучание музыки эмоционально подпитывает участников процесса.

          К каждому ребенку можно подобрать музыкальный инструмент или звучащую игрушку, которая придется ему по душе. У меня в работе, фаворит всех музыкальных инструментов – это треугольник.

- Детям сложно держать его на весу и ударять палочкой одновременно, и у нас часто возникает «вынужденное» взаимодействие. Дети, позволяют держать инструмент мне, пока извлекают из него звук.

- Вибрации, исходящие от треугольника при ударе, привлекают многих детей.

- Треугольник - хороший инструмент для формирования очередности.

           Важно при работе с детьми постоянно привлекать их внимание к лицу, мимике, поэтому стараюсь держать музыкальные инструменты ближе к лицу. [4]

- Можно заглядывать в треугольник, играя в «Ку-ку», прежде чем дать его ребенку.

- Можно скидывать мешочек с головы, в тот момент, когда он на него посмотрит.

- Под песню «Надувайся пузырь» (автор Е. Железнова), ловить взгляд ребенка на своей артикуляции, его руками, по сигналу, лопать «пузырь».

- В начале занятия  провожу игру – знакомство «А кто у нас Ваня», где называю имя ребенка, свое. Учу его согласовывать себя с местоимением «я», при этом ребенок прикладывает ладошку к своей груди, меня с местоимением «ты», ребенок направляет на меня указательный жест. [4]

            Игры под музыку способствуют формированию коммуникации, разделенного внимания, взаимодействию.

- Использую музыкальное упражнение «Ладошечка» (на мелодию русской народной песни), где мы по очереди с детьми гладим друг другу ладошки.

- Игра под песню «Прятки» (слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой) с тканью, «вынуждает» ребенка обратить внимание на взрослого, который прячется под ней. После смены ролей, взрослый, найдя ребенка, может его пощекотать, что нравится многим детям.

- Игра «Кренделек» (автор Марина Файн), способствует формированию очередности, имитации, учит ребенка прислушиваться к тексту, и согласовывать с ним свои действия. Здесь мы обыгрываем слова «на», «дай», «спасибо», передачей колечка, учим ребенка почувствовать ритм передачи, контролируем процесс возбуждения-торможения. [4]

            Любая музыкальная игра способствует формированию слухового внимания.

            Самая простая задача, которую можно поставить в игре – это реакция на звук. Есть звук – выполняем действие, нет звука – ждем.

- Хорошо решает эту задачу музыкальная игра «Погремушка» (автор Е. Железнова), где мы то гремим музыкальным инструментом, то прячем за спину.

- Если взять маленькую звучащую игрушку, можно предложить ребенку определить, в какой руке она сейчас шумит.

          У детей с РАС очень важно развивать саматогнозис. И, в то же время, игры с называнием и стимуляцией частей тела, лица, понятны ребенку, процесс взаимодействия со взрослым не вызывает отторжения. (1)

- В упражнении под музыку «Репей» (автор А. Логачевская) мы катаем колючий мячик между ладошками, затем прижимаем его к разным частям головы и тела.

           Есть много песен, с сюжетом, доступным к пониманию детей с РАС. И это еще один способ наладить взаимодействие. (3)

Использую игры под музыку с героем. Например это может быть Зайка.

- В игре «Заинька, ау» (автор Марина Файн), зовем Зайку междометием «ау», привлекаем внимание ребенка к артикуляции, вызываем эмоциональный отклик у ребенка на действия героя, который щекочет разные части его головы и тела.

- Затем, следуя тексту песни «Зайка» (автор Марина Файн), кормим зайку или укладываем спать. Учим ребенка отвечать на вопрос «Что делает?» согласием или отрицанием. (4)

- Далее зайка идет гулять и у него на пути лужа. Под песню «Лужа» (автор Марина Файн) стремимся к тому, чтобы дети начали ориентироваться на сюжет песни и обыгрывать его со взрослым с помощью предметов и действий с ними.

          Конечно, нельзя не упомянуть упражнения направленные на развитие ритмического слуха, ритмичности движений. (3)

- Под песню «Наступаю» (автор А. Логачевская), мы с детьми шагаем на месте, находясь на коврике, затем следуя тексту перешагиваем на следующий коврик.

- В упражнении «Ай-да!» (автор В.Н. Верховинец), дети на первую часть раскачиваются в такт музыки, на вторую топают.

- Использую игры на переключение, например «И-О» (автор А. Логачевская), где в соответствии со сменой музыки, происходит смена звучащего инструмента.

Таким образом, музыкальный руководитель в детском саду, работая с детьми с РАС, может ставить и решать с помощью музыки следующие коррекционные задачи:

- Формирование коммуникации и разделенного внимания

- Формирование слухового внимания и условно-двигательной реакции на музыку

- Формирование произвольности, имитации

- Развитие ритмического слуха, ритмичности движений, способности к переключению.

References

1. Bashina V. M. Autizm v detstve. – M.: Medicina, 1999.

2. Kotysheva E.N. Programma muzykal'noy psihokorrekcii «My drug drugu rady!». – SPb.: Rech', 2009.

3. Novikovskaya O.A. Logoritmika dlya doshkol'nikov v igrah i uprazhneniyah: Prakticheskoe posobie dlya pedagogov i roditeley. – SPb.: Izdatel'stvo «Krona.Vek», 2018.

4. Techner, Stiven fon. Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'nuyu kommunikaciyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudey s dvigatel'nymi i intellektual'nymi narusheniyami, a takzhe s rasstroystvami autisticheskogo spektra. Izd.3-e./ Stiven fon Techner, Haral'd Martinsen. – M. : Terevinf, 2018.

Login or Create
* Forgot password?