Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из ключевых задач дошкольного образования. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста служит эффективным средством для активизации их познавательного и творческого развития, а также помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка. В этой связи рассматриваются особенности организации проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и приводятся примеры проектов, направленных на патриотическое воспитание детей.
проектная деятельность, патриотическое воспитание, дошкольное образование, ДОУ, проект.
В настоящее время тема патриотизма приобретает все большую значимость. Поскольку родители часто проводят много времени на работе, они не всегда могут предоставить детям необходимую информацию о родном крае и стране, а также не успевают привить им любовь и уважение к окружающим. Поэтому эту задачу берут на себя социальные институты, включая детские сады. Как известно, дошкольный возраст является особенно подходящим периодом для формирования личности ребенка, развития таких качеств, как патриотизм. В этом возрасте дети особенно восприимчивы, эмоциональны и склонны к сопереживанию. Именно в дошкольный период формируются личностные ориентиры, что создает благоприятные условия для эффективной воспитательной работы.
Цель работы по патриотическому воспитанию в рамках реализации ФГОС ДО заключается в создании условий для формирования основ патриотического сознания у детей. Это включает в себя возможность позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, а также развитие инициативы и творческих способностей через виды деятельности, соответствующие дошкольному возрасту.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в рамках основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Оно интегрируется в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и взаимодействует с другими областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
В содержании ФГОС ДО подчеркивается настоятельная необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников [6]. В этот период формируется духовная основа ребенка, развиваются его эмоции, чувства, мышление, а также происходит процесс социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Патриотизм имеет множество аспектов. Это и привязанность к родным местам, и гордость за свой народ, и осознание своей связи с окружающим миром, и стремление сохранять и приумножать богатства своей страны. У ребенка чувство родины начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке и дедушке. Родной дом и двор, где он часто играл, — все это составляет его Родину.
Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Наследие». Рассмотрим некоторые аспекты патриотического воспитания, которые охватываются в этих программах.
Программа «От рождения до школы» ставит перед собой цель расширить знания детей об окружающем мире и развить у них патриотические и интернациональные чувства, а также любовь к родному краю и Родине [5].
Программа «Истоки» направлена на формирование гражданской позиции как у детей, так и у их родителей, воспитывая в них чувство любви к своему Отечеству [1].
Программа «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» (автор — М. Ю. Новицкая) предлагает комплекс мероприятий, которые знакомят детей с русской культурой, включая освоение народного изобразительно-прикладного искусства, традиционной семейной культуры и историко-культурного наследия России [4].
Существуют педагогические принципы, согласно которым любовь к Родине начинается с отношений с близкими людьми — отцом, матерью, дедушкой и бабушкой. Эта любовь также проявляется в привязанности к своему дому, улице, где живет ребенок, детскому саду, школе, городу, краю и стране. Наиболее эффективным способом формирования патриотических чувств у дошкольников является метод проектной деятельности. Этот подход позволяет использовать разнообразные виды детской активности и привлекать внимание не только детей, но и их родителей, а также широкой общественности к данной теме.
В ходе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине и о Великой Отечественной войне. У них развивается чувство привязанности, уважения и гордости за свою страну, а также формируется чувство собственного достоинства.
В ходе реализации проектной деятельности эффективно применять разнообразные средства патриотического воспитания, которые способствуют развитию и поддержанию интереса у детей. К ним относятся художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, а также природа и окружающая среда. Важное место в проектной деятельности занимают познавательные беседы, занятия и практическая деятельность детей, включая сбор информации, игры, рисование и создание аппликаций.
Беседы и занятия с детьми должны быть организованы так, чтобы развивать их познавательный интерес, наблюдательность, воображение и творческие способности. Они должны способствовать формированию у детей активного познания и пробуждали желание изучать историю своей Родины и жизнь своего народа. Невозможно воспитать любовь к родной земле, не познакомив детей с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром.
Особое внимание необходимо уделять практической деятельности детей, которая считается ведущей, а также обсуждению тех моментов, когда проявлялись всплески эмоций и интереса: сбор экспонатов и иллюстраций. Дети не просто должны собирать материалы и искать интересную информацию; в процессе этой работы они должны узнать новое. Приведем примеры патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельность, реализуемые в ДОУ:
Проект «День Победы» - проект направлен на воспитание у дошкольников гордости за свой народ и формирование любви к Родине и близким. Его реализация включает разнообразные виды детской деятельности и предполагает участие детей и родителей в изучении значимых дат Великой Отечественной войны.
Проект «Моя страна» – дети знакомятся с символами своей страны, изучают историю герба, флага и гимна, а также создают коллективную выставку, где представляют свои работы, связанные с национальной символикой.
Проект «Мои предки» – дети вместе с родителями и бабушками-дедушками исследуют свою семейную историю, узнают о предках, их профессиях, достижениях и вкладе в развитие страны. В результате они создают коллективную книгу о своей семье и родных.
Проект «Мой родной город» позволяет детям исследовать историю своего города, его достопримечательности и интересные факты. После этого они создают модели этих достопримечательностей, рисуют плакаты и проводят экскурсии для своих родителей и сверстников.
Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность является эффективным и практичным способом формирования нравственных ценностей и патриотических чувств у детей. Этот подход активизирует участие детей в процессе обучения и развития, позволяя им становиться инициаторами и организаторами своего обучения. Это, в свою очередь, способствует развитию их творческих и критических мыслительных навыков. Проекты, направленные на патриотическое воспитание, помогают детям развить гордость за свою страну, ее культуру, историю и достижения. Дети учатся уважать и заботиться о своей Родине. В ходе проектной деятельности они знакомятся с символами и традициями своей страны, а также с героями и важными историческими событиями. Это способствует укреплению их патриотических чувств и связи с культурой и народом.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность является эффективным методом, способствующим развитию нравственных ценностей.
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018 — 192 с. DOI: https://doi.org/10.1086/698372
2. Кондукторова Н.В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №1. – С. 3-7. – [Электронный ресурс]. – URL:https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/. EDN: https://elibrary.ru/XHPLIF
3. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 548 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-21332-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569726 (дата обращения: 01.04.2025).
4. Новицкая, Марина Юрьевна. Наследие : Патриот. воспитание в дет. саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-пресс, 2003. - 195 с.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание шестое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336.
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/.